Проповедь проф. Константина Ефимовича Скурата на праздник Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14–27.IX)

Проповедь проф. Константина Ефимовича Скурата на праздник Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14–27.IX)

ВОЗВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (14–27.IX)

1. «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ»

Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, собрались сюда, чтобы вместе со всей Православной Русской Церковью принять участие в торжественном воспоминании обретения Честного и Животворящего Креста Господня и его Воздвижения.

Это событие христианской истории совершилось в IV столетии в царствование святого равноапостольного Константина Великого. Благочестивый император, не раз испытавший силу Креста, пожелал найти самое то древо, на котором принес Себя в жертву за грехи мира Агнец Божий, Господь наш Иисус Христос. Этот труд, по желанию св. Константина, приняла на себя его мать равноапостольная Елена, отправлявшаяся в Иерусалим для поклонения св. местам. Сначала все усилия, все поиски Елены были тщетны. Никто не знал, где находится Животворящее Древо. Иудеи, видя в нём тягостный упрек своему неверию и отвержению Мессии, тайно скрыли Крест в Голгофской земле, а язычники впоследствии на этом месте поставили идольское капище, чтобы таким образом совсем изгладить память христиан о святом месте. Но великая святыня не могла оставаться в безвестности. Скоро нашелся один старец, знавший и помнивший предания, который указал место, где был сокрыт Крест Христов. Благочестивая царица велела разрушить языческий храм, произвести раскопки. И что же? – Действительно, после долгой и усиленной работы были найдены три креста. Все были в недоумении: который же из трех крестов – Спасителя Крест? Как было это узнать? – Чудодейственная Сила Божия Сама указала Крест Господень. В это время мимо проносили мертвеца на погребение. Иерусалимский святитель Макарий велел остановить погребающих и поочередно прилагать кресты к мертвому телу... Какую великую веру нужно было иметь! Какое дерзновение, чтобы решиться на такой шаг – ждать чуда Божия!.. И вера Святителя была оправдана. Когда на мертвеца был положен Крест Христов, мертвый воскрес. Будучи свидетелями такого чуда, все с благоговейной радостью поклонились Животворящему Кресту и лобызали его. А так как народа было чрезвычайно много, и каждый хотел хотя бы увидеть этот Крест, то Святитель, став на возвышенное место, воздвигал Животворящее Древо Креста и показывал его всем здесь присутствующим. Народ, видя святой Крест, с благоговейным трепетом взывал: «Господи, помилуй!». Это древнее священное событие мы ныне молитвенно и вспоминаем. После великого славословия Животворящий Крест выносится на середину храма и при многократном пении «Господи помилуй!» воздвигается и опускается. Этот священный обряд можно было видеть вчера в Свято-Троицкой обители. Многие из нас с любовью уже поклонились Кресту и с   благоговением облобызали его. Но одним прославлением и поклонением св. Кресту мы еще не достигаем сознания того, как дорог и спасителен для нас святой Крест. Для этого нужно вспомнить, какой дорогой ценой приобретено наше спасение – ценой распятия Спасителя на кресте. Нужно понять, как страшны и гибельны последствия греха, приведшие Господа на крест: вспомнить и понять, как велика и беспредельна любовь Божия к падшему человеку, любовь, которая свела Сына Божия с небес ради нас! Надлежит вникнуть в священные строки повествования о Христе распятом, чтобы в нас ожили те тяжелые и невыразимые человеческим языком страдания, которые претерпел за нас Господь; чтобы глубже, навсегда запечатлелся в сердцах наших святейший образ Того, пречистой кровью Которого мы получили избавление от вечной смерти. Необходимо также иметь живую веру в Пострадавшего на этом Кресте. Необходимо иметь твердую надежду на Того, Кто неустанно три года проповедовал об истине небесной, иметь любовь к Тому, Кто Сам из любви к нам умер самой ужасной и позорной смертью среди двух злодеев. Эти добродетели – вера, надежда, любовь – всем нам хорошо известные, но более всего и нарушаемые, – должны быть нашей твердой основой, сопутствовать нам во всю нашу жизнь, быть светильником, освещающим наш земной путь. Наконец, чтобы ноги наши достойно преклонились перед этой святыней, чтобы уста наши достойно облобызали язвы Спасителя, изображенные на этом святом Кресте, нам нужно безропотно, без отчаяния нести крест своей жизни. Сам Господь наш Иисус Христос, живя на земле, нес Свой крест. Он родился в убогой пещере; едва успел родиться – Его ищут убить, Он вынужден бежать по трудному и опасному пути в Египет. А сколько скорбей и огорчений встретил Господь при общественном служении! Он проповедовал любовь, говорил об истине небесной, звал всех в Царствие Небесное, а люди, даже сами Апостолы до сошествия на них Св. Духа, не принимали Его, не хотели думать о другом каком-либо царстве, кроме царства земного. Каким тяжелым был крест для Христа Спасителя, когда Он безвинно был предан на смерть, поругания, насмешки и заплевания! Как трудно было переносить Господу неблагодарность людей за бесчисленные к ним благодеяния! И однако Господь этот тяжелый крест нес безропотно. "Яко овча, – говорит Пророк, – на заколение ведеся» (Ис. 53, 7). Крест несли и все св. Апостолы. Как бы от их имени св. ап. Павел пишет в послании к Коринфской Церкви, сколько раз он был в трудах, ранах, опасностях, при смерти. И что же? Скорбел он от страданий, или, наоборот, гордился, что многое перенес в своей жизни, в своем апостольском служении? – Нет и нет! «Аще хвалитися ми подобает, о немощи моей похвалюся», – вот его отношение к своему подвигу, который был велик, поистине велик! (2Кор 11, 23–30). За это терпеливое, мужественное несение креста с верой, любовью и надеждой Господь еще во дни земной жизни Апостола вознес его до третьего неба, в рай, где он слышал «неизречены глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2Кор. 12, 4). – Также было и с целым сонмом праведников, преподобных... К подобному несению креста зовет и нас с вами Господь: «Аще кто хощет по Мне идти да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23). Что значит отречься или отвергнуться себя? – Это значит не ставить себя выше других, не считать себя лучше их, умнее, добрее, справедливее. Это значит пресечь стремление к своей чести, к своим выгодам в ущерб ближним. Это значит приобрести великую христианскую добродетель – смирение, а по слову св. Василия Великого, познание смирения есть познание истинного богочестия. Отвергнувшись себя, нужно взять свой крест и идти за Христом. Крест бывает разный – бывает внутренний и внешний. Внутренний крест – это невидимая борьба с греховными склонностями и недостатками, это труд над их преодолением. В наших сердцах нередко идет борьба добра со злом, совести с греховными наклонностями. Нужно постоянно бдеть, стоять на духовной страже, обуздывать себя, умерять, чтобы не пасть перед злом, не опустеть добрыми делами, не сделаться мертвыми для жизни вечной, для Бога. Внешний крест – это наши земные скорби: неудачи, болезни, потеря друзей и сродников, от чего не может защитить нас никакая человеческая мудрость. – Всё это наш крест, и его должно терпеливо и мужественно нести. Господь не возлагает на нас Своего Креста, который Он Сам нес, ибо знает, что мы не сможем его понести. Он не сказал: да возьмет Крест Мой, но да «возьмет крест свой». А свой крест мы можем нести: он дается каждому по мере его сил. Вот, дорогие отцы, братья и сёстры, если мы так будем жить во Христе и со Христом, то и нынешнее наше поклонение Кресту будет таким, каким и должно быть, – истинным, чистосердечным и благоговейным. Постигают ли нас в жизни какие несчастья, обиды, скорби; обуревают ли попечения и заботы житейские, искушают ли нечистые желания и мысли – припомним Крест, на котором был распят, страдал и умер за нас Спаситель, и от которого изливалась, изливается и будет изливаться обильная благодать Божия, помогающая жить нам по нашей вере. А теперь с истинно христианской верой и любовью припадем к подножию Животворящего Креста Господня и, лобызая пречистые Стопы Спасителя, будем молить Его, благого и милосердного – да подаст нам силу и крепость к исполнению Его святой и спасительной воли, да осенит и сохранит нас Своим Крестом до конца наших дней.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»

Аминь.

2. ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

Сегодня мы с вами, дорогие отцы, братья и сёстры, собрались в этом Божьем храме, чтобы прославить и поклониться Честному и Животворящему Кресту Христову.

В Кресте наша жизнь и воскресение, наша победа и слава, наше знамя и наша великая святыня. «Я не желаю хвалиться, – говорит св. ап. Павел, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6, 14). А ведь ап. Павлу было чем похвалиться иным: он пользовался преимуществами римского гражданина, имел глубокий ум, был превосходно образованным человеком, занимал видное положение в христианской общине. И обо всем этом он молчит. Для него похвала, радость, счастье – Крест Божественного Учителя, распятого и умершего на нем, чтобы мы жили. Бог Отец еще от века предопределил спасти человечество от власти греха и открыть ему врата к жизни вечной через Крест Единородного Сына. Волю Свою Господь неоднократно открывал посредством ветхозаветных пророчеств и прообразов. Так, когда египтяне хотели настигнуть и вернуть в рабство выходивший из их пределов народ, прор. Моисей начертал своим жезлом крест над Чермным морем – и море разделилось, чтобы ведомый им народ мог спастись от погони. В другой раз, когда народ Божий вступил в сражение с амаликитянами, прор. Моисей встал на молитву с крестообразно воздетыми руками. И во время этой молитвы враг был побежден. «Крест же вообразив, – поет св. Церковь, – державу погубив Амалика всегубителя». Предопределенное время исполнилось. Пришел на землю Сын Человеческий, принял страдания, взошел на крест, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). В Кресте Христовом – нашем священном знамении, сосредоточено всё самое лучшее, чистое, желанное – счастье вечной жизни. Крест Христов – это знамя примирения земли с небом, человечества с миром Горним. Враждовал не Бог против человека, а человек против Бога. Своими пороками, грехами он создал стену, которая закрыла ему небесный мир, отделила его от Небесного Отца. И вот Сын Божий взял на Себя беззакония всего человечества и дал возможность изможденным грехами получить прощение и взывать к Богу: «Отче наш». «Первым древом райским, – рассуждает св. Димитрий Ростовский, – мы умертвились, древом же крестным получили жизнь; первым изгнаны были из рая, вторым же, как по лествице некой, восходим на небо; первым победил нас враг, сим же благословенным древом креста Господня мы побеждаем врагов наших. А посему древо сие благословенное достойно почитания». Крест Христов – это знамя безмерной любви Божией к людям, любви, которая страдает за нас, окружает нас и которая никогда не прекратится. Творец вселенной, неба и земли, уничижил Себя, стал человеком, терпит за него самые мучительные страдания, принимает самую поносную смерть, чтобы открыть ему закрытые грехопадением двери рая. У этих отверстых врат Он стал Сам и зовет всех кающихся к вечной радости – к Себе. Он раскрыл пред ними Свои объятия, готов простить их и согреть теплом Своей любви. Человек с незатемненными сердечными очами, видя такую великую любовь всемогущего Бога, не может не преклонить своих колен у креста и не вознести из глубины своей души молитву благодарения. Надо быть бесчувственным или потерять способность жить сердцем, чтобы не осознать это у креста и не загореться огнем ответной любви. Своим Крестом Христос Спаситель внес также новую заповедь в отношения людей друг к другу. Он умер не за какой-либо один избранный народ, а за всех людей. Этим самым Он утвердил ту божественную истину, что все люди имеют одинаковые бессмертные души, все являются детьми одного Небесного Отца, а между собой – братьями. А если так, то священный долг каждого искупленного любить своего ближнего не меньше, чем себя, и стараться делать в своей земной жизни как можно больше добра (см. Ин. 13, 35; Тит. 2,14). Крест – это и наш символ веры и видимое выражение наших упований, «знамение христианина и христианства». Кто перечислит все твои действия, «миролюбезный Кресте, – восклицает св. Церковь, – кто слыша сотворит» твоя «силы и чудеса, и умершим востание» и всему миру совознесение. Многое принес для нас Своим Крестом Господь наш Иисус Христос. И этим Своим величайшим подвигом зовет и всех нас к неослабному подвигу добра, и постоянной, а может быть, даже и напряженной, борьбе со своим самолюбием, чувственностью, со своей наклонностью к грехопадениям. Для того и воздвигается Крест и полагается посредине храма, чтобы напомнить нам, что совершилось на нём, чтобы привлечь наше внимание к Тому, Кто на нём вознесен за нас, чтобы мы еще и еще увидели и почувствовали Его беспредельную любовь к нам. А увидев и почувствовав эту любовь, чтобы мы спешили каяться во грехах и не боялись бы просить прощения. Пусть стоящие вне Церкви хвалятся, если желают, своей мудростью, силой, славой (ср. Иер. 9, 23), нам же подобает одна похвала – Крест Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14). В самом деле, чем мы, слабые, немощные люди, живем и сохраняемся? – Силой Креста. Кто помогает нам в борьбе с грехом и недобрыми желаниями? – Крест. Кто защищает нас от врагов и невидимых, и видимых? – Крест Христов. Кто, наконец, укрепляет нас и в совершении добра? – Всё тот же Крест. Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, взирать на Крест очами глубокой веры; будем лобызать его и устами и сердцем; будем усердно молиться перед ним – и получим всё полезное для нашей жизни – и земной и вечной.

«Непобедимая, непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных».

Аминь.

3. ЗНАМЕНИЕ ВЕРНЫХ

До пришествия Христа Спасителя жизнь неискупленного человечества представляла собой, по слову открытого пророку Иезекиилю свитка, «плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10). Конечно, люди предпринимали немало усилий, чтобы выйти из этого состояния, подняться нравственно, вернуть потерянный рай. Но эти усилия не принесли должных результатов, потому что люди хотели достичь лучшего собственными силами, т.е. теми силами, которые были расстроены и расслаблены грехом. Милосердие Божие желало помочь людям, желало их спасения, но правосудие требовало наказания за грех. И вот премудрость Творца и Вседержителя находит средство для примирения и соединения милости и истины, мира и правды. И одно и другое встретились в служении Сына Человеческого – на кресте (Пс. 84, 11). С древних пор крест был бесчестием, т.к. служил для казни преступников – был орудием самым жестоким и поносным. Одно упоминание креста вызывало ужас и отвращение, приводило в трепет. Но с того времени, как на нём распялся Господь и пригвоздил к древу наши грехи, крест стал, по слову святителя Кирилла Иерусалимского, похвалой похвал93, орудием славы, знамением вседействующей благодати Божией, знамением спасения. Или, как говорится в «Светильне» сегодняшнего праздника, крест стал хранителем вселенной, красотой Церкви, «верных утверждение», Ангелов славой и демонов язвой. Для верных он явился и является и утверждением, и святыней глубочайшего почитания и благоговейного поклонения. Честь креста такова, что он водружается и на наших храмах и носится нами на груди. Крест стоит на всех путях нашего шествия к небу. Вот посмотрите и сейчас в храме перед собой и вокруг себя – и везде вы увидите крест: на престоле, на иконах, на вершине иконостаса, на священных одеждах, церковной утвари, а сегодня и на аналое посредине храма – везде крест как напоминание о его величии, значении. Восхваляя и величая св. крест, подвижники благочестия обращались к нему, как живому, и говорили: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мне, присно соблюдая мя и покрывая»94. Великие угодники Божии, проповедники св. Евангелия, так любили и почитали св. крест, что умереть на нём за своего Божественного Учителя считали великим счастьем. Так в житии св. ап. Андрея Первозванного, – того самого, который принес первые семена христианской веры и в нашу страну, нашим предкам, – говорится, что когда его вели на мученическую смерть и он еще издали увидел приготовленный для его распятия крест, то с радостью воскликнул: «Радуйся, крест, освященный христовой плотью и украшенный ранами Его, как маргаритами. Пока не был распят на тебе Господь, страшен ты был для людей, теперь же тебя любят и с желанием принимают, ибо верующие знают, какое ты заключаешь в себе веселие, и какое уготовано за тебя воздаяние. С дерзновением и радостью я иду к тебе, ты же прими меня с веселием, ибо я ученик Того, Который был повешен на тебе. Прими меня, так как я всегда любил и желал обнять тебя, о честный крест, получивший от ран Господних красоту и славное украшение, издавна желанный, горячо любимый, которого я непрестанно искал. Возьми меня из среды людей и отдай меня моему Учителю, чтобы через тебя принял меня Тот, Который искупил меня тобою». Так говоря, св. Апостол снимал с себя одежды и отдавал мучителям. Нас с вами, дорогие отцы, братья и сёстры, Церковь учит восхвалять не только животворность креста, но и полагать крестное знамение на себя и на всё, что нам служит к жизни. Употребление крестного знамения – это одно из важнейших и таинственнейших священных действий, которые может и должен совершать каждый православный христианин. Крестное знамение дает нам смелость молиться Богу – вступать в беседу с Ним, сообщает должное устроение душе, ибо помогает удалить из нее всё греховное и нечистое. Оно дает и действенность нашим молитвам – освящает и возвышает наши славословия Бога, благодарения, прошения, – делает наши молитвы истинно христианскими. Крестное знамение имеет и великую силу. В житиях святых имеется много сказаний об этом. Так, напр., враги св. Венедикта, возненавидевшие его за строгость, решили умертвить его. С этой целью они дали ему во время обеда вино, разбавленное ядом. Святой, предвидя злой умысел, прежде чем вкусить предложенное, осенил чашу крестным знамением. И сила креста тут же чудесно проявилась – чаша с напитком распалась на части, словно по ней кто-то ударил камнем. Но чтобы крестное знамение оказывало свое спасительное действие, нужно, прежде всего, полагать его с живой верой в Христа Спасителя, в благодатную силу, соединенную со крестом. Употребление его по одному холодному, бесчувственному обыкновению – без живой веры – пользы не принесет. Дальше. Полагать крестное знамение нужно тремя первыми перстами, тесно и ровно соединенными между собою. Такого рода соединением мы исповедуем нашу веру в Единого Триипостасного Бога и свидетельствуем о своей принадлежности к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – Церкви Православной, с древних пор и до сего дня везде – по всему миру – употребляющей троеперстие. При возложении на себя креста нужно следить, чтобы действительно получился прямой крест – с прямыми углами. Начало его, или верхний конец, должен касаться нашего чела, нижний – груди, боковые стороны – плечей. В таком изображении заключается глубокий смысл: мы освящаем и как бы приносим в жертву Господу наш ум, наше сердце и наш труд. Крестное знамение, совершённое небрежно, без должного благоговения, не только не принесет пользы, но может послужить к нашему осуждению. Неистовому «метанию» бесы радуются, – свидетельствуют учители благочестия. Ввиду великой важности спасительного значения креста и крестного знамения св. Кирилл Иерусалимский обращается к верующим с таким увещанием: да «не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всём, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда встаем, бываем в пути и покоимся. Это – великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам»96.«Сим да знаменуемся и да вооружаемся». На Кресте и в Кресте наша духовная сила, покой, спасение. Прибегай же, православный христианин, как можно чаще ко Кресту – своему знамению! Прибегай в минуты скорби, уныния, тоски, в часы безнадежия, во дни болезней и телесных, и душевных! Не отступай, не падай духом, а огради себя крестным знамением и повергнись перед Крестом Христа Спасителя – и к тебе придет утешение, подкрепление, прощение. В твоей душе загорится и воссияет свет невечерний. «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми (нам) со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки».

Аминь.

4. КРЕСТ ХРИСТОВ И НАШ КРЕСТ

Великая милость Божия, жертва и великая премудрость Божия совершились на кресте и крестом. Если в нескольких словах выразить крестную премудрость, то следует сказать так: мы веруем и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос упразднил Крестом вечную смерть и дал нам нескончаемую жизнь, и тот, кто желает приобщиться этой жизни, должен взять и понести свой крест. Преслушанием наших прародителей была потеряна жизнь духовная, вечная. В греховный падший мир вошла смерть (Рим.5, 12). Но в то время, когда на земле распространялась смерть, на небе полагалось начало новому спасительному бытию через Жертву Единородного Сына Божия. И когда исполнились времена, Христос Спаситель сошел с неба на землю, воплотился, вочеловечился, перенес величайшие страдания. От Вифлеема и до Голгофы Господь смиренно нес тяжелый Свой крест. Он перенес клевету и злословия, принял разные виды поруганий и хулений, видел и слышал крайнюю неблагодарность людей, Им же Самим облагодетельствованных. И что же? Ожесточился ли Он к Своим мучителям или охладел к ним Своим любящим сердцем? – Всесильный Владыка мира, к Кому являлись на Фаворе пророки Моисей и Илия как служители небесной славы, не только не карает по заслугам мятежных людей, но и старается предотвратить возникновение у Своих учеников даже неприязни, вражды к этим людям. Он приказывает вложить меч в ножны, исцеляет раненое ухо раба; уже будучи пригвожденным ко кресту Он молит Отца Небесного о прощении распинателей, находит силы, чтобы принять предсмертное покаяние благоразумного разбойника. Безмерно тяжел был Крест Спасителя, но и безмерно велики плоды его. Господь умер – и разрушена смерть вечная и смерть телесная. Первое было явлено уже на кресте в словах, обращенных к раскаявшемуся разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Второе – в особо чудесном знамении в самый час смерти Господа на кресте, когда, как повествует св. Евангелист, «гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 52). Христос умер – и грех уже не имеет власти над человечеством. Но живоносные плоды Креста Христова не разливаются сами по себе подобно водному потоку. Чтобы их приобщиться нужно подклониться под его сень, или взять свой крест и следовать за Спасителем (Мк.8, 34). Иначе Крест Христов будет вечно заключать в себе жизнь, а люди будут продолжать оставаться мертвыми. На одной из древних икон изображен крест. Нижний конец его опущен во ад, а поперечина опирается на землю. По части продольной, опущенной во ад, восходят на небо ветхозаветные праведники... Содержание этой иконы понятно: Господь Своим крестом разрушил ад, вывел оттуда всех с верой ожидавших Его пришествия, и ко всем людям протянул лествицу восхождения в мир горний. Но подняться по этой лествице, взойти по ней, или, как говорят наши подвижники благочестия, научить себя «ходить под крестом»98 должен сам человек, хотя и с помощью благодати Божией. Уже в начале нашей духовной жизни требуется самораспятие, т.е. борьба со страстями и похотями плотского человека. Распинать страсти и похоти нужно противоположными им добродетелями: гордость и тщеславие – смирением, скупость – щедростью и участием в судьбе ближнего, лицемерие – деланием добра в тайне, лень нужно побеждать трудом и т.д. Поднимается по крестной лествице тот, кто с усердием совершает молитву дома и неленостно посещает храм Божий; кто ничем не раздражается; кто спокойно переносит невзгоды и скорби житейские, не обвиняя в причине их других людей, кто борется даже с греховными мыслями и желаниями; кто постоянно творит добро людям; кто всю свою жизнь устрояет по воле Божией, кто, наконец, всегда помнит, что всё совершающееся в его жизни происходит так потому, что так угодно Промыслу Божию. Предание себя в волю Божию, Богопреданность, есть высший предел крестоношения христианина, есть крест «выше всего». Дорогие отцы, братья и сёстры! Счастлив тот, кто правильно несет свой крест – соблюдает заповеди Христа Спасителя, живет по воле Божией, ибо в самом сердце такого крестоносца, не возле него или рядом с ним, а именно в самом сердце живет и Сам Господь. Правда, нелегко нести крест исполнения заповедей Божиих, но в этом несении есть и великие утешения и надежные подкрепления. Тот же Крест Христов – наше спасение – будет для нас и утешением, и помощью. Кто возлюбит его всей душой и как бы переселит его в свое сердце, тот и исполнится его силой. Да оградит же нас Христос Спаситель благодатной силой Своего Честного и Животворящего Креста, да избавит нас от всяческих бед и несчастий, да укрепит нас в борьбе с грехом и да удостоит получить победный венец в Царстве Славы.

Аминь.

5. ИСТИННЫЙ КРЕСТ ХРИСТИАНИНА

В сегодняшний день, посвященный прославлению Животворящего Креста Господня, воспоминаются два события. Первое событие – это обретение Креста в IV в. св. равноапостольной Еленой и воздвижение его святителем Иерусалимской Церкви Макарием при многократном восклицании народа «Господи, помилуй». Второе событие было в VII столетии. Во время войны с греками персы захватили места священных воспоминаний и увезли к себе Крест Господень. Но в 628 году византийский император Ираклий заключил с ними мирный договор, по которому Крест был возвращен грекам. Воспоминая эти события и прославляя Животворящий Крест – орудие величайших страданий за человечество Христа Спасителя, св. Церковь обращает наше внимание, наш взор на то, что и каждый последователь Христа, каждый христианин имеет свой крест, на котором он должен распять свою греховную плоть с ее страстями и похотями. В нашем земном греховном мире немало встречается бед и скорбей, происходящих часто из-за наших пороков. Но такого рода страдания не составляют истинного креста христианина. Например, честолюбивый человек не находит себе покоя по причине терзающего его ненасытного желания новых и больших отличий и преимуществ. Или: завистливый не только не радуется счастью ближнего, но наговаривает на него, клевещет, прилагает много сил, чтобы лишить его этого счастья, благ. Сластолюбец мучается невозможностью удовлетворить свои нечистые пожелания. Все подобные люди страдают немало. Но никто эти греховные страдания не может одобрить. Они заслуживают только порицания. И крест, который несут эти люди, это крест разбойника – хулителя. Сущность истинного христианского креста – это самоотвержение, это терпеливая борьба с грехом, покаяние, исправление, непрерывный подвиг постоянного преуспеяния в христианском благочестии, или, по апостольскому слову, – совлечение, отложение «ветхого человека» и облечение в «нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4, 22–24). Ветхий человек – это всё в нас греховное, порочное. От этого-то человека мы и должны избавиться. Новый человек – всё доброе в нас. Начинается он в нас в таинстве Крещения, когда мы действием благодати Божией умираем для жизни плотской, греховной и рождаемся для жизни духовной, святой. Существует этот новый человек в нас, возрастает и укрепляется по мере совершения нами добрых дел. Значит, истинный крест слагается из неослабной борьбы с грехами, пороками, страстями и целожизненного подвига стяжания духовной красоты. Если мы потеряем терпение и перестанем бороться, прекратим подвиг, то окажемся не в числе победителей, а среди побежденных, и перед нами не откроются двери Царства Чистоты и Духовного Блага. Всё то, о чём мы с вами рассуждали до сих пор, есть, по преимуществу, крест внутренний. Но есть еще и крест внешний. Это естественные скорби и бедствия, от которых не может и мудрость избавить, и невинность укрыться. Таковы смерть родных, потеря друзей, продолжительные и тяжелые болезни, различные житейские бедствия, проистекающие нередко от злой воли, клеветы, лжи других людей. Внешний крест также приносит пользу, но при условии правильного его несения. Если мы, оказавшись в беде, тяжелом житейском положении, задумаемся над смыслом своей греховной жизни, примем решение искоренить в себе плохие привычки и осуществим это решение, утвердимся в добре, то, несомненно, это будет действительно христианский крест, который и послужит нашему спасению. В ином случае, т.е. когда человек среди житейских бедствий не только не исправляется, но еще более погрязает в грехах, озлобляется на всех и на всё, – чем только увеличивает свои страдания, – такой человек, так несущий крест, хотя и весьма тяжелый, спасительной пристани не достигнет. Дорогие отцы, братья и сёстры! Каждый из нас имеет свой крест, с которым идет вослед Христа Спасителя. Слагается он у нас из разных сердечных устремлений и из нашей христианской жизни: из наших восхождений от веры к вере, от любви к любви, от добродетели к добродетели. И как от Креста Господня подается спасение всему, так и от правильного несения нашего креста – спасение наше. Поэтому сегодня все мы, празднуя Воздвижение Креста Господня, призываемся взглянуть на то, как несем мы свой крест. Хотя бы Церковь наша, членами которой мы являемся, была столпом и утверждением истины (1Тим. 3, 15), хотя бы нас почитали как мудрых и много знающих, но если мы неправильно несем свой крест, не исполняем на деле закон (Иак. 1, 25), спасения не достигнем. «Не гордись» своим правоверием, – учит св. ап. Павел, – «но бойся Бога» (Рим. 11, 20). Припадая к Животворящему Кресту Господню и прикасаясь к нему своими устами, мы еще раз всей душой, всем сердцем воззовем к нашему Спасителю: Господи Боже наш, «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый» на кресте, помоги и нам достойно нести свой крест, и как угодно Твоей св. воле «имиже веси судьбами» помилуй нас и спаси нас.

Аминь.

6. ЧЕМУ УЧИТ СО КРЕСТА РАСПЯТЫЙ

В нашей обычной человеческой жизни мы, дорогие отцы, братья и сёстры, стараемся слушать советы и наставления других людей, особенно если эти люди нам дороги, близки, если мы их всей душой любим, искренне уважаем, почитаем. А с каким сосредоточенным вниманием мы впитываем их слова и запоминаем их действия в последние минуты их земного бытия! Предсмертные указания дорогих нашему сердцу людей глубоко запечатлеваются в нашей душе. Много – много раз мы с волнением вспоминаем их и каждый раз находим в них что-то новое, до конца нами неосмысленное или невыполненное, нужное нам, что-то нам полезное, к чему-то нас призывающее и даже обязывающее. А если так, то какую же несравненную ценность составляют для нас, верующих, последние слова нашего Господа и Спасителя, сказанные Им со креста?! Перенесемся же с вами мысленно на Голгофу и станем свидетелями последних минут жертвенного служения Христа Спасителя ради нас, ради нашего избавления от греха, проклятия и вечной смерти. Вот римские воины, свыкшиеся с жестокостью, привычными жестами приводят в исполнение приговор обезумевшей толпы – подымают на крест Божественного Учителя. Начинаются тяжкие страдания, льется Пречистая Кровь. И что же? – В эти мучительные минуты слышится молитва Страдальца, молитва любви и всепрощения: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Какое несвойственное распинаемым незлобие, какая высочайшая любовь! Помни христианин – последователь Христа – эту священную молитву, особенно помни тогда, когда человеческая клевета, осуждение, злоба коснется тебя или больно ударит тебя! Ты ученик Распятого на кресте, а верный ученик должен стремиться всё иметь, что имеет его Учитель. В то время как воины и начальники иудейские насмехались и ругались над Спасителем, благоразумный разбойник, преодолевая предсмертные муки, напрягает свои последние силы, поворачивает свою голову в сторону висящего рядом Иисуса Назарянина и с крепкой надеждой на Его милосердие молит о прощении, просит помянуть его в Небесном Царствии. «И рече ему Иисус, – рассказывает св. Евангелист, – аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43). В этом ответе Спасителя нельзя не видеть величия и всемогущества Владыки неба и земли. Так отвечать мог только Бог. Только Всемогущий Господь мог прямо со креста повести в рай, мог сделать страшного преступника первым наследником неба. Эти утешительные слова милующего и любящего Сердца стали на все времена для всех грешников Источником успокоения и облегчения. Своими грешными и недостойными устами человек в духовном трепете с верой и надеждой припадает к этому Источнику и пьет животворную воду Божественной любви. Но вот Спаситель видит стоящих у креста и глубоко страдающих своей душой Матерь и возлюбленного ученика. И Господь на время как бы забывает о Своей жгучей боли, чтобы облегчить горестное положение беспредельно верных Ему сердец. Что же Он делает? – Поручает заботы о Матери Своему возлюбленному ученику апостолу Иоанну Богослову. «Жено, се, сын Твой», – говорит Он Ей в утешение, а потом и ученику: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 26–27). В этом поручении Господа содержится заповедь и всем Его верным последователям свято блюсти и исполнять семейные обязанности: супругам хранить любовь и верность, родителям всей душой заботиться о детях, детям почитать и беречь родителей. Но почему же, спрашивается, подобное наставление дано со креста? Потому, что истинное, должное исполнение семейных обязанностей неотделимо от крестоношения. Конечно, можно возразить и сказать, что семья это мирный кров для жизни, для вдохновения к трудам и отдыха от них, лучшее место для дружеской беседы, колыбель для воспитания добрых детей и теплый уголок для немощной старости. Короче говоря, это приют счастья. Всё это верно. Но для того, чтобы семья стала таким приютом, нужно много, постоянно и терпеливо работать и смиряться. Вот молодые люди, исполненные искренней любви и самых добрых намерений, только что вступили в брак. Но вдруг они начинают замечать, что взгляды у них расходятся чуть ли не до противоположностей, что привычки и оценки вещей у них совсем разные. Я этого не ожидал, – говорит один; я ошибся в выборе, – говорит другой, – брак не удался, счастья не будет. Семья, не успеет создаться, ломается. Но вот здесь и требуется то, что мы можем назвать в какой-то мере крестоношением. Нужно, прежде всего, твердо усвоить ту истину, что два отдельных существа, воспитанных в двух разных семьях и при разных условиях, не могут сразу сойтись во всех своих взглядах и привычках. Единство не дается как что-то готовое и не приходит само собой. Оно достигается в результате многолетнего труда, труда разумного, сознательного, растворенного духом христианской любви и самоотвержения. Но Церковь Христова призывает вступающих в брак не только к развитию в себе чистого единодушия, а и к построению домашней церкви, к воспитанию детей в вере и благочестии. И здесь опять требуется не меньший труд, и терпение, и смирение, и молитва, короче – христианское крестоношение. Нельзя отделить от семьи и еще один образ несения креста – это исполнение обязанностей детей к родителям. Детям может казаться, что их родители своенравны, живут по старым порядкам, вмешиваются в жизнь молодых. Но и в таких случаях долг детей победить самолюбие, уважить седину, снизойти и понять немощь, которая могла явиться в результате горя, скорбей, болезней и других жизненных испытаний. К тому же надо всегда помнить, что даже так называемые плохие родители желают для своих детей, как правило, только хорошего. Поистине для христианина и в области семейных обязанностей действует евангельская заповедь: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11, 12). Дальнейшие слова Христа Спасителя вводят нас в глубину Его страданий, когда казалось, что Бог Отец отступил от Него, как принявшего грехи всего мира: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» (Мф.27, 46). Нет ничего страшнее, как быть оставленным Богом!... Но здесь, на Голгофе, Отец слышит вопль Сына и принимает принесенную Им умилостивительную жертву... Рушится преграда, отделившая землю от неба!... Нет больше такой бездны, из которой не вознеслась бы в сами селения Божий усердная молитва! Телесные мучения Богочеловека достигают высшей меры. «Жажду», – говорит Он (Ин. 19, 28). Спаситель не скрывает тяжести понесенного Им подвига, чтобы все люди уразумели, к чему привели их грехи и беззакония. Это слово Господа некоторые подвижники благочестия понимают еще и так: Спаситель жаждет спасения грешника, ждет, когда придет в себя, раскается и исправится. Господь наш Иисус Христос до конца исполнил Божественную Правду, принес умилостивительную Жертву, совершил всё, что надлежало для нашего спасения. И когда мрак смерти застилал Его пресветлые очи, со креста было сказано глубочайшее по своему содержанию слово, вселившее в человечество новую жизнь: «Совершишася» (Ин. 19. 30). Люди получили очищение, с них снята вина. Им преподано всё необходимое для веры и жизни, им дан величайший Образ исполнения всех добродетелей. Среди людей, на земле, устроено Царство Божие, Царство Неба. Носительницей этого Царства стала св. Церковь, в которой обещанный Дух Святой «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Воистину совершилось всё. А когда всё совершилось, Господь со словами: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» преклонил Свою Пречистую Главу и предал дух (Лк. 23, 46; Ин. 19, 30). Вот такие уроки посылает нам Спаситель со Своего Креста. Прими же их, христианин, своим умом и усвой их всем сердцем! Ты же, Господи Христе Спасителю, с того же спасительного Креста Сам пошли нам силы исполнить Твои заветы, дай нам благодатную помощь, укрепи нас и помяни нас в Твоем вечном Царстве!

Аминь.

 

Наверх