Проповедь на праздник Вход Господень в Иерусалим

Проповедь на праздник Вход Господень в Иерусалим

ВХОД ГОСПОДЕН В ИЕРУСАЛИМ

1. РАСКРЫТИЕ ТРОПАРЯ

«Общее воскресение прежде Твоея страсти

уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря,

Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы

знамения носяще, Тебе, Победителю смерти,

вопием: осанна в вышних, благословен Грядый

во имя Господне»

В таких словах св. Церковь раскрывает содержание сегодняшнего праздника.

Предваряя дни Своих страданий, Господь наш Иисус Христос «воздвигл из мертвых Лазаря». Обладающий живыми и мёртвыми, «воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И Лазарь мгновенно воспрянул от мёртвого сна и вышел из гроба (Ин. 11, 43–44).

Воскрешение Лазаря было утверждением, или, как говорится в тропаре, «уверением» будущего всеобщего воскресения, положенного Господом в основу бытия мира. Это была частная победа над смертью, знаменовавшая собой общее воскресение, имеющее быть во второе и славное пришествие Христа Спасителя. По гласу Сына Божия восстал четверодневный Лазарь – значит той же Божественной Силой и Властью восстанут и все умершие, как бы они ни истлели. «Истинно, истинно, говорю вам, – учит Спаситель, – наступает время,... когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29). Время это наступит для всех, но одним оно принесет великую радость, а для других будет временем сетования и плача. Для тех, кто в земной жизни шел путем веры и совершения добра, путем стяжания залога вечности, судный день будет днем утешения. О таких людях Господь сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). Преподобный и богоносный отец наш Сергий и его последователи не придут на суд: за свою глубокую веру и св. жизнь они уже воскресли прежде воскресения тела.

Но почему, спрашивается, Господь накануне Своих страданий уверяет учеников в истине всеобщего воскресения? – Потому, чтобы они, увидев Его страдающим и умершим, не пришли в уныние. Ничто так не смущает человека, как мысль о смерти, и никогда он не нуждается в большем уверении в воскресении, как при виде умерших. Явив силу Своего всемогущества в воскрешении Лазаря, Господь дал возможность уразуметь, что Он есть Владыка жизни и смерти, всего происходящего, всей твари, что с Ним ничто не должно быть страшным.

Входящего Господа встретили в Иерусалиме по-разному. Среди множества народа были такие, которые вовсе не хотели Его приветствовать. Это большей частью фарисеи – ревнители внешней праведности, а также саддукеи и иродиане – иудейские вольнодумцы. Другие, хотя и приветствовали Христа Спасителя, но с определенным корыстным расчетом. В Его лице они видели Мессию, идущего основать земное царство, в котором они надеялись получить себе всевозможные блага и выгоды. Эти люди, когда их надежды не оправдались, отказались от своего Мессии и оставили Его. Но были среди встречавших и такие, которые приветствовали Спасителя с полным бескорыстием, с наибольшей искренностью, исключительной непосредственностью и чистотой. Это были дети. Их приветствия и были приняты. Имея в виду эти различия в отношениях к Спасителю, св. Церковь и призывает нас сегодня прославлять событие входа Господа в Иерусалим по примеру детей, а не взрослых: «Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще». Св. Церковь внушает нам придти на встречу Господа не только с ветвями вайи, но и с ветвями добродетелей, которые должны в наших сердцах расцветать и укрепляться.

«Тебе, Победителю смерти, вопием», – говорится дальше в тропаре праздника. Какую смерть Господь победил, ведь все люди продолжают умирать? – Смерть духовную, вечную. В телесной смерти тело умирает и истлевает. В духовной же смерти хотя душа и «умирает грехом»26, но не истлевает, а разлучается с Богом, со светом, с радостью и погружается в вечный мрак и скорбь. Эту-то смерть Господь и победил, лишил ее силы, права над нами. Правда, остались вечные скорби, есть вечные мучения, но есть и Спаситель. И тот, кто всеми силами своей души стремится ко спасению и просит помощи у Победителя смерти, не умрет вечной смертью, не погибнет. Что мешает человеку обратиться ко Христу? – Ненависть, злоба, клевета, гордость, в которых грешник задыхается. Но с Божией помощью он может всё это стряхнуть с себя, сбросить. Только нужна решимость, нужно желание. Страшен не столько грех, сколько нераскаянность в нём, коснение во зле.

«Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» – таким восклицанием тропарь заканчивается. В свое время иудеи этим восклицанием выражали желание помощи Христу от Всевышнего в борьбе с врагами. Теперь же мы вместе со св. Церковью просим Бога Отца – Всевышнего, чтобы Он даровал нам вечное спасение чрез Единородного Своего Сына, ныне грядущего принести искупительную жертву. То же восклицание мы повторяем за каждой Божественной Литургией, ибо единожды Принесший Себя в жертву на кресте продолжает являться в качестве бескровной жертвы ради нашего спасения, ради тех, кто причащается св. Таин или готовится к ним приступить со страхом Божиим и верой.

Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стараться направить все свои силы на служение Богу! Откроем свои сердца для встречи Грядущего Господа, и Он, Победитель смерти, воскресит нас для жизни вечной!

Аминь.

2. НЕПОСТОЯНСТВО

"Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». – так ветхозаветный прор. Захария за много лет до Входа Господня в св. Град предсказывал это важное событие в истории домостроительства нашего спасения (Зах.9, 9). Предсказание сбылось (Мф. 21, 5). Господь пришел к дщери Сионовой, чтобы отъять неправды ее, чтобы возвестить народам мир и утвердить владычество Свое «от моря и до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 10). Многочисленные толпы народа вышли встретить своего царя. Радостные восклицания во славу Его несутся из тысячи уст: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). С чувством светлого торжества предшествующие и сопутствующие священному шествию постилают по пути свои одежды, режут ветви с деревьев и бросают их на дорогу. На пытливые вопросы: «Кто сей?» решительно отвечают: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21, 10–11). Тот, Кто до сих пор не имел где главы подклонить, встречается так, как не встречался ни Давид, ни Соломон – известнейшие вожди и богодухновенные учители Ветхого Завета. Казалось бы, дщерь Сионова пробудилась от греховного сна! Но вскоре стало ясно, что все эти знаки усердия, вся торжественность были только минутным зрелищем, что под ними таилась прежняя холодность душ и сердец. Пройдет всего несколько дней и из этой же толпы многие явятся к претории Пилата и будут вопить: «Распни его!» Не Сего отпусти нам, но Варавву-разбойника, убийцу! (Мк. 15, 6–15). Дщерь Сиона не уразумела, не узнала времени своего посещения (Лк. 19, 44), не позаботилась о том, чтобы охватившая ее сегодня радость встречи с Господом и пребывания с Ним оставалась с ней навсегда. Ослеплённые страстями ум и сердце жителей города Иерусалима явились неспособными принять Царствие Божие, Царствие Небесное, Которое Сын Божий и Сын Марии принес на землю. Народ Израилев ожидал от Него построения земного царства, а не Небесного. Он надеялся, что Христос-Мессия, войдя в Иерусалим, возьмет в Свои руки власть, освободит израильтян от римского гнёта и отомстит всем их врагам. Ложная самоуверенность, гордыня мешали им принять Свет, просвещающий сердце кроткого и смиренного. «Поучая смирению, – говорит св. Димитрий Ростовский, – Господь наш, сидящий на ослице, ясно порицает гордыню мира сего и показывает непостоянство мирского превозношения, как бы говоря: «О люди! Как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством!»27

Дорогие отцы, братья и сёстры! Сопоставляя торжественный вход Спасителя в Иерусалим с последовавшими вскоре событиями, мы невольно удивляемся поразительной изменчивости людей. Сегодня любовь, и, казалось бы, великая, а завтра – ненависть, и еще большая. Достаточно было явиться нескольким лжесвидетелям или произнести несколько обвинительных слов – и приговор толпы готов: она уже не кричит «осанна», а вопит «распни Его!»

Но, подумаем, нет ли того же самого или подобного и в наши дни, возле нас или даже у нас самих? Не отталкиваем ли и мы от себя своего Господа своими греховными помыслами и делами? Помним ли мы, что во всякой душе Христос может и родиться и может быть распят?

Вот, например, прошла св. Четыредесятница. Многие из нас говели, исповедовались и принимали св. Тайны – Тело и Кровь Христа Спасителя. Не будем говорить о тех, кто говеет без должного усердия. Их слово Божие прямо осуждает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11, 27). Посмотрим лучше на тех, кто с усердием приступает к св. Тайнам. Понимая величие и спасительность св. Таинств Покаяния и Причащения и чувствуя необходимость духовного очищения и врачевания, они с искренним сокрушением, со слезами каются перед духовником в своих падениях и дают обещание воздерживаться от грехов; клянутся не давать лобзания «яко же Иуда». Потом с благоговением и верой принимают св. Тайны – и какой неизреченной радостью наполняются их сердца! Поистине минуты эти святые, дорогие, – их вспомнит Господь, ибо у Него не утаится «ниже капля слезная, ниже капли часть некая»28.

Но долго ли длится это блаженное состояние? Долго ли остаются эти люди (а может быть, и мы сами) верны своим обетам? – Пусть каждый из нас сам заглянет в свою совесть и сам даст ответ!

Истинный христианин тот, кто постоянен, непоколебим, тверд в своем служении Христу и Богу нашему. И таких верных христиан на протяжении истории Церкви было много, верим, они есть и сейчас. Да иначе и быть не может. Их святостью держится всякая правда, по их молитвам Господь терпит грешный мир. Будем же и мы стараться быть постоянными и верными Богу до конца своих земных дней!

Встретив Господа в св. Тайнах и приняв Его, останемся с Ним! Не потерпим, чтобы грех занял в душе нашей место Господа!

Бог Господь и явися нам! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

Аминь.

3. ХРИСТОС ГОСПОДЬ ИДЕТ К НАМ

Сегодняшний великий праздник переносит нашу мысль почти на две тысячи лет назад в места священных воспоминаний – к последним дням земного служения Христа Спасителя.

В столице Иудеи происходит необычное событие: улицы заполнены народом: все Кого-то ожидают; взоры их обращены к горе Елеонской, возле которой лежит путь из селения Вифании. По этому пути вступает в град Иерусалим Спаситель, Мессия, сидя на молодом осле, окруженный Своими учениками и ликующими толпами людей. Одни от радости снимают свои одежды и постилают под ноги осла, другие срезают пальмовые ветви и бросают на дорогу, третьи в руках держат ветви и восклицают: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне» (Ин. 12, 13).

Что же послужило причиной к такому подъему духа народа, к таким восторгам, почестям? Ведь Спаситель и раньше приходил в Иерусалим, но ничего подобного не встречал там? Чем вызвано было всё это? – Чтобы лучше понять происходящее, нужно вспомнить только что совершённое Спасителем чудо воскрешения в Вифании Лазаря четверодневного. Чудо это было настолько поразительным, что многие видевшие уверовали в Христа Спасителя как истинного Мессию (Ин. 11, 45). Весть о воскрешении Лазаря быстро распространилась по Иудее, и когда народ узнал, что Великий Чудотворец идет в Иерусалим, то и вышел встретить и приветствовать Его Самого (Ин. 12, 17–18).

Дорогие отцы, братья и сёстры! Господь и сегодня идет ко всем нам, кто бы мы ни были и где бы мы ни находились.

Он идет к тем, которые живут в радости, чтобы еще более осчастливить их, чтобы радость была полнее, ибо истинное утешение там, где Христос Господь. Он идет и к тому, кто скорбит, чтобы принести ему облегчение и надежду на лучшее будущее. Одно слово, сказанное Им Наинской вдове: «Не плачь!», наполнило сердце ее отрадой (Лк. 7, 13).

Он идет к тому, кто ищет Его, постоянно думает о Нём, возносит к Нему молитву. Но идет и к тому, кто осуетился своими помышлениями, кто мало думает о Нём, кто редко посещает даже храм Божий. Он идет потому, что не желает, чтобы кто-либо жил без Него, а без него нет спасения, нет и настоящего полного счастья!

Господь близок ко всякой душе, ко всем. Он хочет всех возродить и привести в разум Истины. «Се, стою у двери и стучу,– говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь не только близко, но стоит у самых дверей сердца, готов войти в него и приобщить его Своему Божественному естеству. Нужно только изъявить желание встретить Господа, отворить двери сердца – и Он войдет.

Путь этого вхождения указал Сам Господь наш Иисус Христос в прощальной беседе со Своими учениками. По слову святого митрополита Московского Филарета, Господь в этой беседе дал «общий для всех закон и чин созерцания», когда сказал: «Кто имеет заповеди Моя и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21). Опыты подвижников благочестия, тех, кто всем сердцем, всей душой любил Спасителя, свидетельствуют, что Господь приходил и приходит к ним, являлся и является им «существенно и действительно, подавая им Свой мир,... Свою радость,... Свой внутренний благодатный свет, зарю дня невечернего, отсвет славы вечной»29.

С завтрашнего дня начинаются великие дни – седмица страстей Христовых. В чтении св. Евангелия, в церковно-богослужебных пениях и обрядах мы услышим и увидим с предельной ясностью весь крестный путь нашего Искупителя. Всё, что, возвещал Господь, чему учил и что совершал, вся последовательность событий Голгофы встает перед нашим взором в эти св. дни так живо, что мы как будто сами становимся очевидцами священных событий. Вот, например, наступает Великая Суббота – день борьбы жизни со смертью, света с тьмою! Кто из нас не испытывал в этот св. день, что он потерял нечто дорогое, родное, незаменимое?! Спаситель лежит во гробе. Но мы верим и надеемся, что Податель Жизни победит смерть и разрушит силу ада. И Христос воскресает – всё преображается, всё наполняется радостью! В эти священные минуты христианин особенно чувствует, что к нему пришел Христос Господь, явился ему и с ним пребывает.

Постараемся же, дорогие отцы, братья и сёстры, и мы встретить нашего Спасителя с радостью и духовными песнями!

Примем Его в дом души своей через св. Причащение!

Примем с верой и любовью, да все будем с Ним, а Он с нами!

Аминь.

4. ИСКРЕННЯЯ ВЕРА И ДОБРЫЕ ДЕЛА

То, что сегодня мы, православные христиане, вспоминаем и торжественно празднуем, было предсказано пророком Захарией за несколько веков до самого события. Пророчески созерцая вход в Иерусалим Небесного Царя, Праведного и Спасающего, Захария призывал всех жителей града возрадоваться в этот священный день (Зах. 9, 9).

Все ли вняли этому пророческому гласу? – Нет! Иудейские книжники и фарисеи, которых Господь неоднократно обличал за их лицемерие и косность, смотрели на это священное событие с завистью и даже со злобой. Толпы народа раздвоились: одни, проникшись священным восторгом, восхваляли Христа Спасителя, другие, следуя иудейским вождям, взирали на происходящее с недоверием и спрашивали: «Кто сей?» (Мф. 21, 10). Эти другие смотрели на происходящее событие только глазами – и даже не своими, а чужими – и потому самого главного не увидели. «Зорко одно лишь сердце»30, сердце чистое. К нашей общей радости, дорогие православно верующие, среди встречавших и сопровождавших Господа были и с чистым сердцем. Это были ближайшие ученики Спасителя. Они безраздельно и безгранично предались радости торжества. В их святых сердцах, как солнце в чистой воде, со всей яркостью отразился живительный свет шествия Господня ради нас, ради нашего спасения. Напрасно напуганные фарисеи потребовали было от Христа Спасителя запретить Своим ученикам «велегласно славить» Грядущего во имя Господне. Господь ответил негодующим: «Сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 37–40). Приветствия учеников были исполнены искренней веры в своего Божественного Учителя и потому были угодны Ему. В этой искренней глубокой вере ученики Христа Спасителя прожили всю свою земную жизнь, в ней они черпали новые духовные силы, ею они вдохновлялись в своем благовестии о Христе распятом и воскресшем. «Я знаю, в Кого уверовал», – говорил о себе св. ап. Павел, и ничто в мире не могло поколебать его убеждения. , – продолжает тот же ученик Христов, – поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и страдаю, но не стыжусь. Ибо я... уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1, 11–12). К такой искренней, чистосердечной, глубокой вере призывает св. Апостол и всех нас; потому что, по его слову, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6).

Но одной веры недостаточно. С искренней верой должны быть неразрывно связаны и добрые дела. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь,– наставляет св. ап. Иаков. – Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?... Человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2, 19–22, 24).

Сам Господь наш Иисус Христос во время Своего земного служения творил много добра: учил, исцелял безнадежно больных, воскрешал мертвых. Вот, например, накануне сегодняшнего праздника Он совершил одно из величайших чудес – воскресил Лазаря, который уже четыре дня находился во гробе, и этим доставил великую радость скорбевшим сестрам Лазаря Марфе и Марии (Ин. 11, 11–44). Господь делал добро, не взирая на то, что не все Его понимали, не все ценили, не все радушно к Нему относились, о чём убедительно свидетельствует событие сегодняшнего дня. «С этого дня, – повествует св. евангелист Иоанн Богослов, – положили убить Его» (Ин. 11, 53).

Дорогие отцы, братья и сёстры! Пример Христа Спасителя обязывает нас ко многому. И мы должны идти Евангельским путем – делать добро. Путь этот не легкий, тернистый, но если мы называем себя христианами, считаем себя последователями Христа Бога, то не имеем права сворачивать с него, уклоняться от него. Несомненно, встретятся люди, которые будут нам завидовать, вооружаться против нас и ненавидеть. Но найдутся и такие люди, которые поймут нас, увидят наши добродетели, оценят наши заслуги. Не нужно только падать духом, а нужно уверенно идти путем Господним, творить добро до последнего дня жизни, до последнего вздоха.

Только при таком духовном устроении мы можем надеяться на вшествие ко Господу во Град Святой – не земной, а небесный. «Не напрасно Бог, – рассуждает св. Димитрий Ростовский, – в одном месте говорит грешнику так: тебя без тебя создать возмог Я, но спасти тебя без тебя не могу. Не спрашивал Я ни у кого, как создать тебя, захотел и создал тебя. Хочешь ли быть здоровым? Хочешь ли спастись? Если ты сам хочешь, то премудрость Моя наставит тебя, милосердие Мое помилует тебя, а всемогущество Мое поможет тебе и спасет тебя. Если же ты сам не хочешь спасения, если ты сам убегаешь от вечной жизни, если ты погибель свою любишь больше спасения, то ни мудрость Моя, ни милосердие Мое, ни всемогущество Мое не помогут тебе. Может ли теплый воск прилепиться ко льду? Никак не может! Так и милосердие Мое, мудрость Моя и всемогущество Мое не могут пристать к тебе, если сердце твое холодно, как лед»31. Да поможет же нам Господь, ныне идущий в Иерусалим, укрепить, усовершить нашу веру и по вере достойно жить! «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мк. 11, 9).

Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/idite-i-nauchite/1_1_1

Наверх