Проповедь на праздник Святого Богоявления

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (6–19.I)

1. БОЖИЙ ГЛАС

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17)

Сегодня св. Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи.

Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк. 2, 40). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Св. Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), скоро придет Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: «Он будет крестить Духом Святым» (Мф. 3, 11). Люди один за другим входили в воду, и св. Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идет к нему Сам Господь и просит окрестить. Св. Иоанн пытается удержать Его и говорит: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3, 14–15). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Этот Божий глас с неба был не только к пр. Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пр. Моисей, но он заслужил имя только верного служителя (Евр. 3, 3–5), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим.

Является Владыка жизни и смерти, Который, имея в Себе Самом жизнь, дает и любящим Его. Является Свет и Источник самого Света, озаряющий Истиной Вселенную; Небесный Учитель, в Котором все сокровища премудрости; Целитель душ, Решитель всех духовных недугов. Он исправит всё нечистое в человеческой природе, откроет пути к достижению цели земного бытия – к соединению с миром горним.

Исполнилось то, что предсказывали пророки, что прообразовали ветхозаветные события и обряды, чего ожидала вся тварь. – Явился на земле Сам Бог. И как явился? – На Иордане, где совершалось крещение покаяния. Ему не в чем было каяться, потому что Он не имел греха, не сделал никакой неправды. Но Он принимает крещение от своего слуги. Для чего? – Чтобы научить всех не гордиться, не превозноситься своими добродетелями, но больше видеть своё недостоинство.

А мы с вами, православные христиане, не всегда так поступаем. Грехов своих мы или не видим или не хотим видеть. Если же кто из наших ближних осмелится указать нам на них, мы, вместо того, чтобы поблагодарить его и исправиться, сердимся на него и таким образом к прежнему греху прибавляем еще новый. Но если кто-нибудь из нас сделает что-то доброе, то не прочь этим делом похвастаться, а другой готов даже потребовать себе почета, потому что он, мол, не таков, как прочие люди (Лк. 18, 11). И этим он только обнаруживает свою гордость. Всякий же гордец не есть служитель Христов. "Бог, – говорит Свящ. Писание, – гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6).

Если Сам Господь наш Иисус Христос – воплощенная Чистота и Святость – начал Свое великое земное служение со смиренного поступка, то и нам, прежде всего, нужно стяжать смирение и поступать со смирением. О люди! – как бы так говорит сегодня нам Сам Господь. – Не бойтесь смириться. «Не превозноситесь один перед другим, не заявляйте о своем превосходстве ко взаимному досаждению. Смотрите, Я, святой и праведный Сын Божий, Которого присно воспевают серафимы, Я не только не гнушаюсь вашего общения, но готов быть признан за подобного вам искателя очищения! Идите же за Мною к проповеднику покаяния, а потом придите ко Мне и научитесь от Меня, ибо кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Что еще можно к этому добавить? – Думаю, только одно: наше твердое решение постоянно идти за Христом, ибо Он есть наш Спаситель и возлюбленный Сын Божий.

Аминь.

2. БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ

Все мы с вами хорошо знаем событие сегодняшнего праздника – шествие Господа на Иордан и крещение в этой реке при явлении Духа Святого и гласа Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

На водах Иорданских «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11). В лице Христа Спасителя все люди обретают благоволение Божие. Дух Святой «в виде голубине» (Мф. 3, 16) извествует о наступившем восстановлении общения Бога с людьми. Освящается и естество водное, имеющее стать средством духовного возрождения человека. Иорданские воды, прикоснувшись к безгрешному и сияющему Божеством телу Богочеловека, очищаются и получают силу обновлять человека, возвращать ему нетление и делать его наследником вечной жизни.

Мы с вами знаем, что первый человек был создан чистым и непорочным. Он сам внес в свою природу зло и разрушение. По своей вине он лишился достоинства сына Божия. Для того, чтобы он встал на путь к жизни вечной, нужно было освободить его от зла, родиться ему от воды и Духа (Ин. 3, 5), нужен был новый хлеб жизни, хлеб небесный, который бы освятил и обновил человеческое естество (Ин. 6, 33–35). – И любовь Божия посылает Сына Своего Единородного, чтобы дать возможность людям облещись во образ Небесного. Воспринятое Им и обоженное наше естество Он принес в жертву Божественному Правосудию и этим неисповедимым действием истребил рукописание наших грехов, вдохнул в нашу бессмертную душу новую жизнь – жизнь с Богом и общение с Ним, общение самое близкое и тесное. То же воспринятое Им человеческое естество Он воскресил, вознёс на небо и посадил одесную Престола Бога Отца, положив таким образом начало и нашему воскресению для жизни нестареющей и нескончаемой.

Вознесшись на небо, Христос Спаситель послал в основанную Им Церковь Духа Святого, чтобы благодать Божия продолжала действовать на земле (Ин. 16, 7–14).

Первыми почувствовали на себе силу, величие и спасительность этой благодати св. Апостолы. Кто они были? – Люди простые, слабые. Но эти люди, получив благодать Божию, покорили Христу и мудрых, и сильных, и знатных – целые народы и страны. Вслед за ними шли многочисленные исповедники и мученики, кровью которых Церковь украшается «яко багряницею и виссом».

А вспомните труды и лишения величайших подвижников веры и благочестия. Кто вдохновлял этих людей безбоязненно проповедовать слово Божие, терпеливо переносить за Христа Спасителя все злословия и гонения, свидетельствовать о своей вере жизнью? – Благодать Божия.

Эта же благодать Божия руководила деяниями св. Отцов на Вселенских Соборах и через них запечатлела на века порядки жизни Церкви. Она же ставила и продолжает ставить в Церкви Христовой епископов, священников и диаконов, призванных быть ее органами, проводниками верующим во Спасителя.

Этой благодати можем и должны приобщаться и мы с вами. Она сообщается верующим в Христа Спасителя в Его Церкви – во святых таинствах, начиная с таинства Крещения. Таинство Крещения есть умирание для жизни плотской, греховной и рождение от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Купель крещения есть баня пакибытия – нового бытия. Принимая это таинство, мы отрекаемся от греховной жизни, обязываемся отложить от себя ветхого человека и верой сочетаемся Христу, исповедуем Его и обещаемся служить Ему всю жизнь, исполнять Его св. волю. С такими обетами мы и крещаемся во имя Святой Троицы, облекаемся во Христа. В этом «облечении во Христа» и состоит сущность самого таинства Крещения, в нём – и сущность нашего христианского звания. Как облечённые во Христа, мы носим Его имя, образ, усыновляемся Отцу и обязываемся жить «не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 1).

Воистину явилась спасительная благодать, явилась для того, чтобы, по слову св. ап. Павла, научить нас отвергнуть «в нынешнем веке» «нечестие и мирские похоти» жить «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит. 2, 12).

Слава и благодарение Господу за то, что Он сподобил нас стать православными христианами, чадами Божиими по благодати духовного возрождения!

Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, дорожить этим великим нашим званием и стараться оправдать его своими делами – быть христианином не по имени только, а и по жизни!

Если преступно детям по плоти огорчать своих родителей порочной жизнью, то тем более преступно чадам Божиим по благодати оскорблять Отца Небесного нарушением Его св. воли.

Да пребудет с нами Господь Своей всесильной благодатью и да помогает нам творить Его волю. Аминь.

3. ЧТО ПРИНЕСЛА ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА

«Явлейся, Христе Боже,

и мир просвещей, слава Тебе»

(из тропаря праздника)

Так поет св. Церковь, возвещая наступление радостного события – начало открытого служения Господа нашего Иисуса Христа – Учителя и Спасителя заблуждающегося человечества.

Исполнились ветхозаветные пророчества; окончились прообразы; открылось неисследимое богатство благодати Божией; сбылись чаяния всех языков – на землю пришло небо.

«Господи! услышал я слух Твой и убоялся, – восклицал пророк Аввакум, возвещая наступление св. дней. – Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его» (Авв. 3, 2).

Сегодня само собой, как бы невольно, вспоминаются вот какие слова св. ап. Павла: «Помните... что вы были в то время без Христа... А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки» (Еф.2,11–13).

Человечество стояло на краю гибели. Оно задыхалось в атмосфере сомнений, эгоизма и ужасающих беззаконий; утопало в крови миллионов рабов и угнетенных; гибло от непримиримой и жестокой вражды разных сословий, классов. Трудно себе представить, как мог так низко опуститься человек – эта краснейшая тварь, созданная по образу Божию! «Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями, – говорит слово Божие. – Всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11–12). «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). И сами язычники свидетельствовали об этом. Одни из них говорили, что правда и мир, которые прежде царствовали на земле, теперь переселились на небо. Боги, – замечали они, – желают людям гибели (Тацит). Другие писали, что миновал золотой век, а наступил век железный, который принес с собой вместо правды ложь и своеволие. Сколько ни старалась языческая мудрость вывести людей из этого состояния, но не могла. Люди отвергли и забыли истинный путь ко спасению, а потому уделом их стали «ярость и гнев, скорбь и теснота» (Рим. 2, 8–9).

Спасло мир от разложения и гибели христианство, внесшее в него обновление, влившее совершенно новые духовные силы, – просветившее мир Божественным светом.

Господь наш Иисус Христос явился в мир не для того, чтобы звать к покаянию праведников, но грешников, не здоровых исцелять, а больных (Мф. 9, 12–13). Поэтому для Него душа всякого человека имела дорогую цену – и отверженной миром грешницы, и ревностного исполнителя ветхозаветного закона, и того, кто стоял у власти, и того, кто был унижен и попран.

Учение Христа Спасителя показало человечеству совершенный путь, каким мы можем дойти до милосердия Божия и предстать пред Его судом оправданными. Этот путь заключается, прежде всего, в спасительной вере во единого Бога, в Троице славимого, в принятии Христа как Сына Божия, сошедшего на землю и ныне крестившегося в водах Иорданских ради нас и нашего ради спасения. Исповедание этой веры мы имеем в Никео-Цареградском символе веры, том самом, который мы все поём за каждой Божественной Литургией. Этот символ нужно усвоить и умом и сердцем.

Христианство принесло новую заповедь о любви, новую не по имени, а по исходному началу, по основанию, прочно утверждённому на внутрибожественной жизни Триипостасного Бога. «Бог есть любовь», – возвестило оно, а значит и верующие в Него должны иметь любовь. В Боге пребывает только тот, кто пребывает в любви (I Ин. 4, 16). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорил Сам Господь, – если будете иметь любовь между собою... Пребудьте в любви Моей» (Ин. 13, 35; 15, 9).

Из новой заповеди выросла и новая жизнь, новые взаимоотношения людей. Проповедью любви христианство внесло новое понятие о религиозном братстве и равенстве. Как религия любви оно проникло туда, где более всего проявлялось равнодушие, чёрствость и жестокость – к людям голодным, нагим, бесприютным, больным, разного рода несчастливцам. На таких людей древний мир смотрел с холодным презрением, как на людей проклятых и отверженных. Христианство же выступило с усиленным и настойчивым ходатайством за них. Оно сгладило те резкие внешние отличия людей, которые делали их в языческом мире чуждыми и даже враждебными друг другу. Во Христе, заявило оно, «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3, 11). Во Христе нет никакой преграды ни для кого сознавать себя полноценным человеком и искать вместе со всеми «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Господом призываются «все труждающиеся и обремененные» и всем приходящим обещается успокоение (Мф. 11, 28). Постепенным смягчением сердец новая религия ослабила, а потом и вовсе отвергла рабство – эту позорную и, казалось бы, неисцелимую язву древнего мира. "Господа, – учит св. ап. Павел, – оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4, 1).

Христианство впервые освятило семью как союз взаимной супружеской верности, уподобив его духовному союзу Христа с Церковью (Еф. 5, 31–32). Этим оно изъяло женщину из каприза мужчины и возвысило ее до созидательницы и руководительницы домашней церкви. Вместе с тем и дети стали рассматриваться как благословение Божие, как члены единого тела Церкви Христовой.

В дальнейшем своем влиянии на жизнь человечества христианство вселило святое мужество в исповедников и мучеников Церкви, озарило подвижников и мистиков, вдохновило борцов за истину и правду, наполнило радостью и надеждой миллионы людей.

Свет веры христианской, воссиявший на Иордане, дошел и до нас. И мы с вами, слава Богу, узрели его и просветились.

Имея этот свет, будем, дорогие отцы, братья и сёстры, бережно его хранить, проникаться им и руководствоваться, чтобы и самим стать светом, да так, чтобы и другие увидели его, почувствовали величие христианства и захотели и верить, и жить по-христиански.

Да поможет в этом нам Сам Явившийся ныне миру и Просветивший его!

Аминь.

Наверх