На праздник Рождество Пресвятой Богородицы (8–21.IX)

На праздник Рождество Пресвятой Богородицы (8–21.IX)

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8–21.IX)

1. «РОЖДЕСТВО ТВОЕ, БОГОРОДИЦЕ ДЕВО...» (Тропарь праздника)

«Рождество Твое, Богородице Дево,

радость возвести всей вселенней:

из Тебе бо воссия Солнце Правды

Христос Бог наш и, упразднив

смерть, дарова нам живот вечный»

(Тропарь праздника)

Такими словами св. Церковь изображает значение празднуемого события – рождества Пресвятой Богородицы. Когда родится обыкновенный человек, этому событию радуются, главным образом, родители и близкие. Они не знают, кем он станет, какую пользу принесет он людям, что доброе совершит за свой земной путь, но они радуются, ибо в мир вошел новый человек. Сегодня же св. Церковь свидетельствует, что рождество Девы Марии принесло радость не только праведным Иоакиму и Анне, долго и терпеливо ожидавшим благословения Божия, а «всей вселенней», и объясняет причину этой всеобщей радости: "Из тебе бо, – т.е. от Пресвятой Девы, – воссия Солнце Правды Христос Бог наш».

После грехопадения первых людей земля как бы оторвалась от неба. Благодатная живая связь с миром горним нарушилась. Человеческий род оказался как бы в бескрайней пустыне. Изображая людей древнего мира, св. ап. Павел говорит, что они «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим 1, 21–23, 25). Ложная же вера приводила к греховной, нравственно извращенной жизни. Язычники дошли до таких пределов падения, что восстание для них казалось уже невозможным. И сами они предались «постыдным страстям» и подражающих им одобряли (Рим. 1, 26–32). Была непроглядная ночь. Люди в темноте потеряли дорогу, не знали куда идти, где искать спасение. И вот, среди этого духовного мрака, занимается светлая заря – рождается Пречистая Дева, предвозвещающая Собой восход истинного Солнца Правды – Христа Бога нашего. И как с появлением зари тьма отступает, всё оживает, приходит в движение, исполняется радости, так и с рождеством Преблагословенной Марии сердца людей забились уверенно, души их наполнились радостью и торжеством. Родилась Та, Которая так глубоко уверовала в Бога и так беспредельно предалась Его св. воле чистым разумом, чистым сердцем, что Бог в Ней стал человеком и дал нам через Нее бесчисленные дары благодати, милости, любви.

Великой милостью неба к человеку было то, что Господь разрушил клятву и дал благословение. Божественное откровение говорит нам, что человек был сотворен для жизни в постоянном общении с миром горним, не много был умален перед Ангелами, увенчан славою и честью, поставлен владыкою над делами рук Божиих (Пс. 8, 6–7). Если бы он пребыл верен своему назначению, то и не лишился бы этих даров. Но человек нарушил заповедь Божию и подвергся осуждению, проклятию, был отчужден от Бога. Эту клятву и разрушил, снял Богочеловек, родившийся от Рожденной ныне. Своим учением Он открыл людям тайны божественного смотрения, указал путь к Небу; Своим земным подвигом Он упразднил ту преграду, которая отделяла человека от Бога, ввел всех нас в любовь Небесного Отца и испросил всем нам Его благословение.

«И, упразднив смерть, – поет дальше св. Церковь, – дарова нам живот вечный». До явления в мир во плоти Христа Спасителя смерть была страшна. Проходя земной путь в скорбях и болезнях, человек умирал, не имея надежды войти в обитель предначатия блаженного бессмертия. Даже люди праведные перед своей кончиной с печалью говорили, что они сходят во ад (Быт. 42, 38). Но пришел на землю Господь, пострадал за человечество, плотью умер на кресте, а душой сошел во ад и вывел оттуда всех тех, кто верил, что и в преисподнюю сойдет Господь и выведет отсюда их души (Пс. 15, 10), избавит их от власти тьмы (Ос. 13, 14). Своим воскресением Господь наш Иисус Христос победил имущего державу смерти и открыл людям путь к жизни вечной. Для рождения в жизнь новую, духовную, святую Он ниспослал нам Всесвятого Духа. Средством же для укрепления в этой духовной жизни и самого соединения с Ним Он даровал нам в снедь Божественное Тело и Божественную Кровь в таинстве св. Причащения. Теперь каждый из нас, кто духовно родился в купели св. Крещения, кто всем сердцем верует в Сына Божия, кто постоянно причащается животворящих Таин, кто свято, с любовью исполняет заповеди Божии, кто верно следует за Христом Спасителем, тот свободен от древнего осуждения вечной смерти, тот есть истинный наследник вечных благ. Теперь смерть для верующего человека и живущего по вере есть только переход из земного временного бытия в жительство небесное, вечное – к радости созерцания Бога и прославления Его вместе с ангельскими силами. "Людие, – обращается к нам св. Церковь, – днесь бысть начало нашего спасения».

Дорогие отцы, братья и сёстры! Дорого для нас наше спасение, дороги и те лица, которые послужили его совершению, и, прежде всех, Пресвятая Дева Мария. «Никто не знал, – говорит Критский святитель Андрей, – как исправить природу человеческую и посредством чего удобнее было бы возвести ее к первому достоинству, доколе не благоволил Художник всего Бог открыть нам другой стройный и новосоставленный мир, уничтожив издревле вторгшуюся язву греха, породившего смерть, и даровав нам дивную, свободную и совершенно бесстрастную жизнь... Но как сообщилось бы нам это великое и преславное благо,... если бы Бог не явился нам во плоти?... А как всё это могло бы прийти в исполнение, если бы прежде не послужила таинству чистая и неприкосновенная Дева. ... Эта Дева есть Богородица Мария... Сын Ее Бог». Но Она Матерь не только Богочеловека, а по благодати Матерь всех нас, православных верующих. Если Ее Сын, наш Господь, называл нас Своими братьями, то и Она верных Ее Сыну примет к Себе как Своих чад. В Ее лице мы имеем неусыпающую Молитвенницу и в предстательствах о нас непреложное Упование. Сознавая величие события сегодняшнего дня, кто из православных верующих не поспешит на этот праздник! Кто не принесет Пречистой Деве приятных даров! Лучшим даром у тех, которые ведут девственную жизнь, будет непорочность, у супругов – верность, у всех братская любовь друг к другу, милость и справедливость.

Приидите же, все верующие, поклонимся нашей Небесной Заступнице и в духовной радости воззовем к Ней «Радуйся, Еюже радость воссияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет;... радуйся, Звездо, являющая Солнце,... радуйся, Еюже обновляется тварь... Радуйся, Невеста Неневестная».

Аминь.

2. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ – РАДОСТЬ МИРУ

«Днесь всемирных радости провозвещение»

(«На Господи воз.» ст. 5)

«Всемирная радость от праведных воссия нам»

(«На стихов.» ст. 1)

«Да возрадуется небо, и земля да вселится»

(Сед.)

«Да празднует весь мир...»

(«На стихов.» ст. 3)

«сей день Господень»

(«На Господи воз.» ст. 2)

В таких словах св. Церковь свидетельствует о сегодняшнем радостном событии – рождении Пресвятой Богородицы и призывает всех своих верных чад быть участниками этого торжества.

Не сразу эта святая радость охватила человеческий мир. Первые ее минуты были глубоко пережиты родителями Новорожденной – праведными Иоакимом и Анной. Несмотря на то, что они вели святую благочестивую жизнь, они должны были испытать много обид и огорчений от поношений за бесчадие. Неимение детей считалось тогда признаком наказания Божия за явные или тайные грехи, потому что человек Ветхого Завета, зная обетование о пришествии Спасителя, хотел стать через своих детей хотя бы отдаленным предком Мессии. Бездетная Рахиль, как свидетельствует св. Библия, с отчаянием взывала к мужу: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30, 1). Особенно усилилась скорбь праведных Иоакима и Анны после того, как первосвященник Иссахар отказался принять принесенную в Иерусалимский храм Иоакимом жертву, упрекнув его за долголетнюю бездетность. В эти минуты решительного испытания праведные Иоаким и Анна показали всё величие своей веры и беспредельность надежды на милость Божию. Оба они еще более усилили свой молитвенный подвиг. Св. Иоаким даже ушел в пустыню, говоря в своем сердце: «Я не приму ни пищи, ни пития, но молитва моя будет мне пищею; а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог». Крепкая вера и упование благочестивых супругов не были посрамлены – Господь призрел на них и послал им Отроча... Кто может описать радость и ликование сердец святых и праведных богоотец Иоакима и Анны?! Если всякие родители радуются при появлении в мире нового человека, то тем больше радость там, где рождение, как говорится в церковной молитве, «светит от неплодове».

Но сегодня радуются не только благочестивые Иоаким и Анна. Приобщиться к этой радости призывается весь мир, все люди, ибо «сей день Господень». Конечно, каждый день есть день Господень: Кто сотворил мир, Тот и установил дни. Но те дни, в которые проявлены были особые милости Божии к человеку, по преимуществу именуются «днями Господними». Сегодня полагается начало исполнения божественных обетований, которыми люди жили и утешались на протяжении многих веков. Сегодня есть, по слову святителя Феофана, «начало осуществления чаяний человечества».

Промысел Божий от века предопределил спасти человеческий род через воплощение Сына Божия. Посредницей и служительницей тайны воплощения Христа Спасителя Совет Божий предызбрал Пресвятую Деву. Уже прародителям в раю сразу после грехопадения было сказано: Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15). Патриарху Иакову было указано на Божию Матерь в видении таинственной лестницы, соединяющей небо с землей (Быт. 28, 10–17). Пророк Моисей созерцал образ приснодевства Пресвятой Матери в чудесной купине, горевшей, но не сгоравшей (Исх. 3, 1–5). «Яко же бо купина несгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси», – поет св. Церковь83. Эта же истина была возвещена Богом в пророчестве Исайи о рождении от Девы Эммануила (Ис. 7, 14) и в пророчестве Иезекииля о закрытых воротах, через которые пройдет Господь, а они по-прежнему «будут затворены» (Иез. 44, 2).

Так Господь в образах и пророчествах открывал Свою волю о домостроительстве нашего спасения. Человечеству необходимо было пройти длинный путь приготовлений, чтобы достойно встретить Ту Пречистую Деву, Которая была избрана стать Матерью Света.

Но вот путь пройден. Наступил «день Господень, радуйтеся людие». В падшем человеческом роде является чистая и святая Дева, достойная стать вместилищем Бога Слова, присносущной Жизни, Источника обновления и оживотворения оскверненных грехом. «Се бо... дверь... ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единого вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших». Является Та, Семя Которой сотрет главу искусителя (Быт. 3, 15), Которая будет иметь такую глубокую веру и надежду на Бога, что не усомнится в день благовещения ответить Архангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), Которая Своей плотью и кровью будет питать Плоть и Кровь Божественного Сына, без вкушения которых никто не может наследовать жизни вечной. «Истинно, истинно говорю вам, – учит Сам Господь, – если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6. 53).

Особенная, высочайшая радость для нас сегодня, как и в другие дни во славу Владычицы Богородицы, состоит в том, что Пресвятая Дева, став Матерью нашего Господа и Спасителя, сделалась по благодати Матерью и всех нас, соединенных с Ее Божественным Сыном живой верой, любовью и упованием. Вспомним, что завещал Ей Господь со креста. "Иисус, – повествует Евангелист, – увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26–27). Усыновив Своего возлюбленного ученика Пречистой Матери, Господь в его лице усыновил Ей и всех верующих, всех тех, кого Он называет Своими братьями и друзьями (Мф.12, 46–50Ин. 15, 14–15).

Через нашу Небесную Матерь мы теперь возносим наши молитвы к Престолу Божию и через Нее надеемся получить от Бога дары небесной благодати. Она стала нашей споручницей во спасение и милостивой ходатаицей о нас. Будучи Ее детьми, мы обращаемся к Ней во всех случаях нашей жизни – и радостных и скорбных – в полной уверенности, что найдем у Нее теплое, родственное, материнское участие в наших нуждах, потребностях.

Но для того, чтобы всегда иметь надежду на получение просимого от нашей небесной Матери, необходимо быть христианином не по имени только, а и по жизни, по делам, нужно охранять свою душу и тело от всякой скверны, ходить по заповедям Божиим, быть послушным сыном Христовой Церкви, деятельным участником ее спасительных Таинств. «Ты приближаешься ко Мне устами своими», – скажет Божия Матерь в ответ на молитву преступающего св. волю Божию, – «но где твое сердце? – рассуждает один из русских архипастырей. – Не удалилось ли оно от Сына Моего на страну далече? Ты хочешь, чтобы Я исполняла твои прошения, но исполняешь ли сам святейшую волю Господа и Бога? Поступаешь ли так, как заповедал тебе Господь и владыка живота твоего для твоего же счастия и блаженства?... Ты молишься о прощении грехов твоих, но где плоды твоего покаяния? Отвратился ли ты от греха и нечестия всем сердцем своим? Загладил ли все неправды и беззакония свои? Простил ли сам оскорбившему тебя брату? Примирился ли искренно с соперником своим? Помолился ли от всего сердца о ненавидящих тебя и творящих тебе напасть? Обратись прежде к Сыну и Богу Моему всем сердцем своим, и Я обращусь к тебе Моей любовью и милосердием! Покорись совершенно всесвятой воле Его, творя святыню в страсе Божием, и всё будет споспешествовать тебе во благое! Пребудь верен до смерти в хранении заповедей Божиих, – и будешь благословен всяцем благословением в небесных и земных!» И если это так, то как не стараться нам, чтобы подняться по ступеням добра, ведущим от земли к небу! Как не ликовать, не радоваться нам сегодня в сей день Господень!

Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться жить так, чтобы своей жизнью снискать милость и любовь к нам Божией Матери.

Притецем к Ней с несомненной верой и твердой надеждой, что Она, как наша истинная Мать, поможет нам духовно возрасти, с материнской любовью примет наши молитвы и избавит нас «от всякия нужды и печали».

Аминь.

3. УРОКИ ПРАЗДНИКА

В сегодняшний день мы, дорогие отцы, братья и сёстры, вспоминаем великое и важное событие в истории домостроительства нашего спасения – рождество Преблагословенной Девы Марии, предназначенной Божиим Промыслом стать Матерью нашего Спасителя от рабства греху и нашего Божественного Учителя пути вечной жизни и истины. Благословенна Дщерь, имевшая излить столь великие блага на человеческий род! Благословенны и родители, сподобившиеся великой чести носить на своих руках Сосуд Божественной Благодати!

Святые Иоаким и Анна были людьми высокой духовной жизни. Предание свидетельствует, что в то время не было людей, равных им по праведности и благочестию. Казалось бы, ничто не должно было нарушать или тревожить их святую мирную жизнь. Но Господь нередко посылает таким людям испытания, чтобы Ему одному ведомыми путями вести их к большему и большему совершенству. Такое испытание было послано и св. родителям – они не имели детей. Бесчадие в Ветхом Завете считалось позором, наказанием Божиим за какие-либо тайные, неизвестные другим грехи. Для святых Иоакима и Анны бесчадие было особенно тяжелым, потому что они происходили из рода Давида, от которого должен был произойти Мессия – Избавитель мира. Не имея детей, они лишались и возможности стать прародителями ожидаемого Спасителя. И св. Иоаким и Анна беспрестанно молили Бога снять с них поношенце. Долго Господь не исполнял их прошения, долго испытывал или укреплял их веру и терпение. Бездетные родители, думая, что Господь не слышит их молитвы и не посылает им Своей милости потому, что они недостойны ее, еще более усилили свой подвиг. Они настолько предали себя в волю Божию, что постепенно стали меньше чувствовать свою сердечную скорбь и как бы забывать свое желание. И вот в это время Господь и послал великим праведникам великое утешение – Преблагословенную Дочь.

Чему же нас учит сегодняшний праздник или событие сегодняшнего праздника?

Прежде всего, – христианскому терпению, тому духовному устроению, в котором, можно сказать, нуждаемся мы все. В устах праведных богоотец Иоакима и Анны не было ни ропота, ни перечисления своих добродетелей, которые, по человеческому понятию, давали им право на дары Божии. Полная преданность воле Божией, тихая покорность Божественному Провидению – вот что украшало всю их жизнь. Что же можно поставить выше такого поведения?! Не так ли должно и нам, православным христианам, вести себя? «Терпением вашим спасайте души ваши, – учит Сам Спаситель. – Претерпевший же до конца спасется» (Лк. 21, 19Мф. 10, 22). Каждый из нас имеет свой крест. Подражая праведным старцам, мы должны нести его терпеливо, мужественно, с глубокой искренней верой в Божий Промысел. Во всех испытаниях, искушениях Господь никогда не оставляет до конца Своего верного служителя, но посылает ему Свою благовременную помощь и даже само несчастье, великое несчастье, перенесенное в духе кротости, иногда обращает в величайшее благо. Вспомните историю целомудренного Иосифа. Вначале, когда озлобленные братья продали его в Египет, трудной была его жизнь, но какой славой и величием она увенчалась! «Не печальтесь, – говорил Иосиф своим братьям, прибывшим в Египет за хлебом, – и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни..., Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всём доме его, и владыкой во всей земле Египетской» (Быт. 45, 5, 8). Пророк и псалмопевец Давид уверяет: «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавит их... и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс. 33, 18, 23).

Св. родители Богородицы жили в любви и согласии между собой. Хотя они были и зажиточными людьми, но проводили жизнь скромно и просто. Целомудренные и скромные в личной жизни, они усердно исполняли заповеди закона Божия. В сокрушенном и смиренном, чистом сердце они с любовью служили и Богу и ближним. – Разве это не может тоже служить уроком нам или примером для подражания?! – В таких семьях, при такой обстановке лучше помнится и прославляется имя Божие, лучше зреет благочестие. В таких семьях, как правило, и дети растут богобоязненные, добрые, послушные родителям, готовые потом посвятить всю свою жизнь на служение Богу и ближним, на благо Церкви и пользу людям.

Да поможет же нам Божия Матерь помнить эти уроки, помнить не для ответа вопрошающим, а для нашего служения делом к прославлению Имени Божьего и к стяжанию вечной жизни в небесных обителях!

Аминь.

4. СИЛА МОЛИТВЫ

Сегодня св. Православная Церковь вспоминает и торжественно празднует радостное событие – рождение Пресвятой Девы Марии.

Как утренняя заря предваряет и возвещает восход солнца, так и Пресвятая Дева предварила и возвестила Собой восхождение Солнца Правды Христа Бога нашего.

Сознание этого великого события исполняет наше сердце особой радостью. Но существо праздника заключается не только в радости или торжестве, а и в том духовном благе, которое напоминает и дает нам празднуемое событие.

Что же мы можем получить, какую духовную пользу извлечь для себя из сегодняшнего праздника?

Церковное предание свидетельствует нам, что Пресвятая Дева Мария родилась от праведных Иоакима и Анны по их долгой и усердной молитве – как плод неослабной постоянной молитвы.

Благочестивые Иоаким и Анна долгое время были бездетны и так дожили до преклонных лет, когда уже трудно было надеяться иметь детей. Но праведники глубоко надеялись на Бога, верили, что Господь не оставит их, и неотступно просили Его разрешить неплоды. И Господь услышал их молитву – дал им дочь – Пречистую Деву Марию.

Вот, дорогие отцы, братья и сёстры, пример силы молитвы, пример того, как по неотступной человеческой молитве Господь исполняет просимое и притом тогда, когда, по нашему человеческому разумению, исполнение просимого становится маловероятным и почти невозможным. Примеров подобного действия молитвы священная история дает нам немало. Так по молитве прор. Илии дождь прекращался и низводился. Молитвой пророков Моисея и Елисея камни источали воду, реки и моря останавливались и раздвигались, горькая вода делалась вкусной. По молитве учеников Христовых «поколебалось место, где они были собраны» (Деян.  4, 31). А если бы мы с вами потрудились взять в руки описания жития святых, то перед нами открылись бы бесчисленные свидетельства чудес, совершаемых молитвой.

Добрые примеры действенной молитвы убеждают нас в необходимости усердно молиться ежедневно, постоянно. Сам Господь учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7).

Иногда бывает трудно молиться – нет настроения, не приходит желание, но и в таком случае нужно сотворить хотя бы краткую молитву, хотя бы на минуту-две обратить свой взор к Богу. Иначе может случиться, что настроение не придет сегодня и завтра, и так, в ожидании настроения, человек может отвыкнуть от беседы с Богом и духовно умереть. Нет настроения – становись на молитву: оно придет во время молитвы, только постарайся устремить свое сердце к Небу.

Молиться можно везде: и дома, и в пути, и даже среди шумного мира. Но самое подходящее место для молитвы – храм Божий. Здесь молитва каждого соединяется с молитвой всей Церкви – не только земной, но и небесной. В храме Сам Господь – Царь Славы приносится за нас в жертву. Здесь Божия Матерь, предстоящая как Заступница усердная у Престола́ Сына Своего. Здесь невидимо с нами служат Силы Небесные, Пророки, Апостолы, Преподобные, Мученики...

О чём мы можем молиться? – О всём, что нам нужно и для настоящей жизни, и для будущей. Но при этом надо помнить, что земные блага временны и нужны они нам только до смерти, а блага духовные составляют наше вечное счастье, поэтому, прежде всего, мы и должны просить Господа, чтобы Он Своей благодатью помог нам их стяжать, сохранить и приумножить. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (т.е. всё необходимое для нормальной жизни – К.С.) приложится вам», – говорит Тот, в руках Которого не только наши судьбы, но и судьбы всего мира с его сокровищами и ценностями. «Воля Божия, – учит св. ап. Павел, – есть освящение ваше», святость (1 Фес. 4, 3, 4, 7), т.е. очищение от грехов, избавление от плотских похотей, преспеяние в вере и благочестии, возращение плодов Духа Святого.

Молиться нужно с доверием Господу, всецело полагаться на Его св. волю – «да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10). Всемогущему Богу не трудно исполнить любое наше прошение, но мы, по своей человеческой ограниченности, нередко просим нам не полезное. И вот, когда мы предаем свои прошения в волю Божию, то Премудрость Божия устрояет всё к лучшему.

Если мы так будем молиться, то и кажущееся нам, – по нашим понятиям, – невозможным, станет возможным, – если только это на пользу, – как стало возможным престарелым праведникам Иоакиму и Анне иметь дочь – Пресвятую Деву.

Но, положим, Господь не исполнил просимого нами – и в таком случае совершённая молитва не проходит бесследно. Если не произошло чуда или видимого для окружающих действия молитвы, то невидимое совершилось: молитва привлекла благодать Божию, которая успокоила молящегося, утешила, вразумила. В конце молитвы человек стал не тем, кем он был вначале. И разве мы с вами этого не чувствовали, не пережили?! Если бы эта милость Божия не касалась наших сердец, то храмы наши опустели бы. Но они наполняются молящимися и будут наполняться до тех пор, пока стоит земля.

Молитва – это великая духовная сила. Это дыхание нашей души, жизнь нашего духа, и настолько необходима нам, насколько необходим воздух для жизни тела.

Молись же, православный христианин, молись усердно и постоянно: когда обрушиваются на тебя болезни и несчастья, когда сжимают твое сердце горе и печаль, когда окружают тебя искушения и соблазны, и ты не находишь в себе достаточно сил для борьбы с ними, – молись во всех случаях, и Господь тебе поможет. Он знает наши потребности, и если мы действительно просим необходимого, полезного для нас, просим как дети у отца – молитва наша не останется бесплодной.

Владычице, приими молитву чад Твоих и избави нас от всякия нужды и печали.

Аминь.

 

Наверх