Благовещение Пресвятой Богородицы . "Днесь спасения нашего главизна..."

Благовещение Пресвятой Богородицы . "Днесь спасения нашего главизна..."

1. «ДНЕСЬ СПАСЕНИЯ НАШЕГО ГЛАВИЗНА...» (Тропарь праздника)

«Днесь спасения нашего главизна

и еже от века таинства явление: Сын

Божий Сын Девы бывает, и Гавриил

благодать благовествует. Темже и мы

с ним Богородице возопиим: радуйся,

Благодатная, Господь с Тобою».

(Тропарь праздника)

Такими словами св. Церковь прославляет сегодняшний праздник, вспоминая превечную тайну нашего спасения, возвещенную ныне ангелом Гавриилом.

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...» Церковь ставит Благовещение во главу нашего спасения, считает его началом, источником, семенем, корнем, ибо оно открывает тайну, предопределенную Богом от вечности. Ныне начинается на земле жизнь во плоти Вечно Живущего на небесах в Триипостасном единстве. С воплощением Сына Божия начинается и совершение спасения людей: обновление, освящение и соединение с Богом. Ныне начало той неизреченной славы и величия, до которых возведено человеческое естество, воспринятое Христом Спасителем, вознесшимся на небо и седшим одесную престола Отца. Начинается спасение сегодня, но уготовано оно от века. Еще не существовало мира и видимого и невидимого – ангельского, не было и человека на земле, а тайна спасения его уже совершилась в предвечных советах Божиих. Но и после сотворения мира эта «велия благочестия тайна» (1Тим. 3, 16) не явлена была ему, а лишь многократно возвещалась и представлялась в образах и символах. Премудрость и благость Божия посылала пророков, которые вдохновлённым словом возвещали о грядущем Мессии и указывали, что для достойной встречи Его необходимо отвергнуть пороки и нечестие, возлюбить и взыскать разум и благочестие. Если Господь в течение целых тысячелетий не являл тайну спасения людей, то, несомненно, потому, что люди неспособны были принять ее должным образом. Не благость Божия медлила в Своих действиях, а греховность человека отдаляла эти действия. И вот сегодня открывается «великая тайна» – «таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует». Является с неба вестник «благовестити Деве зачатие». "Прииде, – говорит св. Апостол, – кончина лета, посла Бог Сына Своего единородного, раждаемаго от Жены» (Гал. 4, 4), послал в мир, «да спасется им мир» (Ин. 3, 17)... На предвечном совете Божием было определено спасти человека подвигом истощания Второй Ипостаси Св. Троицы. Сыну Божию было определено воспринять в Свое Божественное естество человеческую природу, чтобы ее очистить, освятить, обожить. И Спаситель исполнил волю Триединого Бога. "Се иду, – сказал Он Своему единосущному Отцу, – сотворити волю Твою, Боже» (Евр. 10, 7), принимаю на Себя служение падшему человечеству, готов Своими крестными страданиями очистить его от греха, смертью – избавить от вечной смерти и воскресением – возвести к жизни вечной... Совет Божий исполняется; исполняется обещание, данное «отцем нашим Аврааму и семени его до века» (Лк. 1, 55); исполняется точно так, как было возвещено через пр. Исайю: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог»(Мф. 1, 22–23; Ис. 7, 14). Поистине ныне явление тайны, начало нашего спасения, начало той великой славы, на которую мы вознесены в лице Богочеловека и Его Матери, сродной нам по естеству. «О, человек! – восклицает один из проповедников – пастырей нашей святой Церкви. – Как ты велик у Бога!... Как дорог, как любезен ты Богу, Который и сотворил тебя, и спасает тебя! Жаль, очень жаль, что ты так часто и так много забываешь Бога, и своего Творца и своего Спасителя. Жаль, очень жаль, что ты забываешь и себя, и то, что ты был в начале, и куда паки возводишься!». «Тем же и мы с ним – с ангелом Гавриилом – Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», – призывает всех нас св. Церковь. Величая премудрость и благость Господа, необходимо достойно и праведно почтить и Его Пресвятую и Присноблаженную Матерь, честнейшую Херувимов и славнейшую Серафимов, послужившую тайне нашего спасения. Ее глубочайшее смирение и преданность воле Божией, Ее чистота соделали Ее обителью Источника чистоты, вместилищем Невместимого. Господь призрел на Свою смиренную рабу и благоволил вселиться в утробу приснодевственную. Соделавшись Матерью Спасителя по естеству, Пресвятая Дева стала Матерью по благодати всех верующих в Него, их заступницей и утешением. Если Сам Господь наш Иисус Христос называл тех, кто внимал его наставлениям своими братьями, то и Божия Матерь называет Своими чадами всех истинно верующих в Ее Божественного Сына, именно истинно верующих. Если же мы не будем иметь крепкой веры в Ее Сына, нашего Господа, и не будем жить по вере, то Матерь Божия отступит от нас, наши молитвы и песнопения тогда перестанут быть угодными Ей. Вот как об этом говорит св. Димитрий Ростовский: «Послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз. К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве – «радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаем себя, об истинном покаянии не заботимся. Что же мы думаем? Ужели наше моление, пение и поклонение угодно будет Пресвятой Деве Богородице? Если кто, – продолжает Святитель, – вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами... а затем подошел бы к ней и, кланяясь ей, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива, – угодны ли были бы матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами! А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешим, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его па кресте. И смотрит на всё это Матерь Божия, а мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: радуйся, милостива нам буди! Не прогневляем ли мы Ее чрез это больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую Она терпела при кресте Сына Своего и Бога?». Дорогие отцы, братья и сёстры! Прославим же вместе со всей Святой Православной Церковью великую к нам милость Божию! С чувством глубокой благодарности поклонимся Господу нашему Иисусу Христу, пришедшему на землю ради нас и ради нашего спасения. Едиными устами и единым сердцем воспоем Царице Небесной, нашей молитвеннице и заступнице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, а через Тебя и со всеми нами, к Твоему покрову прибегающими.

Аминь.

Наверх