Проповедь на праздник Сретение Господне

Проповедь на праздник Сретение Господне

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2–15.II)

1. МИРНАЯ КОНЧИНА

«Ныне отпущаеши раба Твоего,

Владыко, по глаголу Твоему, с миром:

яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29–30)

Так сказал благочестивый муж Симеон в тот день, когда Божественное Отроча было по закону Ветхого Завета принесено сорок дней спустя после рождения в храм Господень – «поставити Его пред Господем» (Лк. 2, 22). Это глас святой души, это предсмертная молитва праведного старца. В ней нет тоски, печали о прожитом или боязни, страха перед будущим. Величайшая радость, глубокая удовлетворенность своей земной жизнью и полная уверенность в грядущем спасении торжественно звучат в словах св. Симеона. Какая благословенная минута! Какое мирное прощание души с телом, со всем окружающим! Великий праведник благодарит Бога за прожитую долгую жизнь, за то, что она спасительно заканчивается и с радостью переступает порог в вечность – в жизнь нестареющую и нескончаемую.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Наша смерть не есть конец бытия, не прекращение духовной жизни, а грань между прошлым и будущим, между земным и небесным, между временным и вечным. Как таковая, она определяется или зависит от того, с какой духовной ношей пришел человек к порогу своего земного служения и на что он надеется, чего ожидает за его пределами. Никакие внешние обстоятельства – место кончины, время, счастье или несчастье – не могут нарушить покоя последних минут умирающего, если совесть его чиста и перед Богом, и перед людьми, если ему есть что вспомнить доброе, святое, совершенное им в жизни.

Старец Симеон мирно предает дух свой в руки Божий, потому что он был «праведен и благочестив» (Лк. 2, 25). В нём, по слову отечественного витии прошлого века архиепископа Херсонского Иннокентия (†1857), «был целый собор добродетелей». И если мы с вами хотим стать достойными подобной кончины, то должны стяжать те же добродетели, какими украшен был и великий старец.

Нужны прежде всего живая вера в Искупителя и твердая надежда на Его милосердие. В жизни человека многое может беспокоить и за себя и за других: и боязнь лишиться земных выгод, и внезапность смерти, и предсмертные страдания, и участь детей, родных, близких... Во всём этом проявляется его маловерие. При наличии глубокой веры, т.е. веры, соединенной с молитвой, с ожиданием встречи с Христом, такие страхи не имеют места. Верующий человек знает, убежден, что с ним везде и всюду есть и будет Христос, Который направит и его жизнь ко благу и избавит от всякого зла тех, кто близок его сердцу. "Не убойся, – говорит Господь через пр. Иеремию, – яко с тобою Аз есмь, еже избавити тя» (Иер. 1, 8).

Для мирной христианской кончины необходима любовь к Богу и ближнему, непрерывное стремление к Горней Правде, к лицезрению Господа – «со Христом быти» (Филип. 1, 23) и постоянное совершение добра людям. Если во все дни нашей жизни нелегко бывает, когда совесть упрекает нас или за невнимание к голосу Божию, или за наше холодное отношение к ближним, то несравненно труднее будет в последний час, когда совесть особенно живо вспоминает и оценивает прожитое. Люди великого духовного опыта свидетельствуют, что «смерть грешников люта» (Пс. 33, 22), и люта может быть не столько от предсмертных болезней, от телесных, физических страданий, сколько может быть горька и страшна от сознания бесцельно прожитой жизни, от видения своей духовной пустоты. Любящие же Бога и потому боящиеся нарушить Его заповеди похвалятся о Господе и возвеселятся (Пс. 33, 3, 10 и др.)... Поистине какова жизнь, таков и ее венец!

Рассуждая о том, кто может при последнем вздохе сказать вместе с праведным Симеоном те же слова, известный архипастырь Русской Православной Церкви митрополит Московский Платон (†1812), останки которого почивают здесь, в Свято-Троице Сергиевой Лавре в Духовской церкви, говорит: "Могут сказать те же слова... добрый судья, ... который своим утешением поставлял доставить справедливости удовольствие... Трудолюбивый земледелец, который в поте лица своего снискивает себе и дому своему пропитание, удаляясь от лености, пьянства и обмана... Мужественный воин, который служил Богу и государству с верой и правдой, принося кровь свою в жертву отечеству своему... Благословенные супруги, муж и жена, которые хранят взаимную между собой верность и любовь и, воспитав чад во благонравии, промыслили им пристойные и полезные в обществе должности... Ревностный пастырь, который хранит таинство веры в чистоте совести и предшествует стаду своему примером добрых дел... Монах, который сохраняет данные перед Богом... обещания, чтобы препровождать жизнь свою в целомудрии, воздержании и послушании... Все таковые отходят с миром, а когда отсюда отходят с миром ... то предстанут они пред суд Божий в уповании, – и океан вечной радости изливается в исполненных миром душах их».

Итак, мирной кончины ожидать может тот, кто подобно старцу Симеону провел дни своей быстротекущей жизни в благочестии и чистоте, кто душу свою согревал несомненной верой в Бога и находил смысл своего призвания в постоянном совершении добра. Удостоит ли Господь такого христианина дожить до глубокой старости или позовет его в мир иной в молодости; благословит ли его жизнь счастьем или проведет его через горнило скорбей и лишений; даст ли ему умереть в объятиях родных, друзей или среди незнакомых и врагов – во всех случаях он с радостью скажет вместе с праведным Симеоном: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... с миром».

Жизнь – это величайшее счастье, это бесценный Божий дар. Чувствовать бодрость, здоровье, вдыхать всей грудью воздух, видеть красоту окружающего мира, слышать музыку, пение – всё это составляет источник большой для нас радости. Но еще большей радостью для верующего человека служит сознание того, что земная жизнь есть только ступени к жизни небесной, вечной. И чем выше он поднимается по этим ступеням, тем больше сродняется с небом и тем с большим душевным покоем перейдет в мир вечности.

Молитвами праведного Симеона да поможет нам Господь стяжать истинно христианскую жизнь, да сподобит нас непостыдной, мирной кончины, и да удостоит нас восстания – воскресения из мертвых для вечной славы, в небесных обителях.

Аминь.

2. «СЕ, ЛЕЖИТ СЕЙ НА ПАДЕНИЕ И НА ВОССТАНИЕ МНОГИХ... И В ПРЕДМЕТ ПРЕРЕКАНИЙ» (Лк. 2,34)

«И благословил их Симеон, и

сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей

на падение и на восстание многих...

и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34)

Торжественную и трогательную картину раскрывает сегодня перед нами св. Евангелие. Праведный Симеон берёт старческими руками Богомладенца, Которого он ожидал с надеждой спасения человечества много лет. Возле старца Симеона стоит Пречистая Богоматерь. Здесь же и хранитель Ее девства преданный Богу Иосиф. Священное собрание дополняет и пророчица Анна – великая молитвенница и постница, служившая «Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Св. Анна славит Богомладенца и говорит «о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38). Старец же Симеон благодарит Бога за исполнение давних его чаяний – узреть Мессию и с миром уйти из земной жизни, – предсказывает будущую скорбь Пресвятой Марии («И Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк. 2, 35)) и пророчествует, возвещает о том разделении, которое отныне будет происходить в человечестве о имени Иисусовом: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий» (Лк. 2,34).

Как понять это печальное предсказание, или, точнее, предостережение, вразумление? – Не думайте, – как бы так говорил праведный Симеон, – «что если явился обетованный Спаситель мира, то уже все будут спасены, хотя бы и не хотели сего. Не мните, что если с явлением Его на земле открылись каждому все средства выйти из злополучного состояния греха и смерти, то уже не останется ни одного грешника. Нет, Спаситель мира будет во спасение не для всех: для некоторых явление Его послужит еще к большему осуждению». И так было в начале явления Христа Спасителя, в продолжение всей Его земной жизни, после Его вознесения, и так будет во все века до скончания мира и второго Его пришествия.

Господь наш Иисус Христос для всех возвестил Свою Божественную истину, но не все приняли ее – одни уверовали в Него и возлюбили Его благовестие, другие презрели и даже возненавидели. Одни с радостью восклицали: «Ты – Христос, сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6, 68–69). Другие, не взирая на Его Божественное величие, на высоту Его учения, чистоту жизни, на совершаемые Им чудеса и знамения, с ожесточенными сердцами твердили: «Он одержим бесом и безумствует, что слушаете Его?» (Ин. 10, 20). Для одних проповедь о кресте казалась юродством, безумием (1Кор. 1, 18), а для других – для кающихся и сокрушающихся грешников (2Кор. 1, 5), для верующих, спасаемых – то же слово о кресте есть сила – и «сила Божия» (1Кор. 1, 18).

Так было на заре христианства, давно, то же самое происходило и во все последующие века: одни покорялись Евангелию и делались христианами – спасались, другие не хотели вникнуть в его спасительную сущность и продолжали коснеть в своих грехах – погибали для вечности. Первые стремились в Божии храмы, к св. иконам, честным мощам, веря в исходящую через них силу Божию и получая эту силу; вторые теряли немало сил на то, чтобы объяснить чудодейственность веры Христовой как угодно, только не так, как учит св. Евангелие, св. Церковь.

Значит ли это, что такое разное состояние людей, о котором пророчествует праведный Симеон, есть предопределение Божие или определение наперёд, кому спастись и кому погибнуть, и что Бог так и ведет – кого ко спасению, а кого к гибели? – Такое мнение не просто неверное, а даже богопротивное, потому что противоречит правде и благости Божией. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2, 4). И спасаемые и погибающие – это не безусловно предопределенные ко спасению или обреченные на погибель, а идущие своей волей путем спасения или путем гибели. Бог избрал нас, – учит св. Иоанн Златоуст, – «не по одной любви (только), но и, за нашу добродетель... И избрание служит свидетельством с одной стороны человеколюбия Божия, с другой – добродетелей избранных»"Грешники, – говорит другой святитель Церкви, – бывают отверженные Богом, прежде нежели родятся, не потому, чтобы Бог от вечности восхотел отвергнуть их, но поелику знал от вечности, что они сами отвергнут и соделают бесполезными все Его попечения о них».

Как видим, вина падения и восстания ложится не на Христа Спасителя, не на Его закон, а на людей, не одинаково взирающих на Него и различно принимающих слово Истины. Если кто твердо и несомненно верует во Христа Спасителя, в Его св. Евангелие, верит так, как учил Сам Господь, св. Апостолы, как внушает верить св. Церковь, и кроме веры имеет глубокую любовь ко Христу, а также творит дела веры – дела любви, для того Спаситель мира лежит на восстание. Лежит Он на восстание и для тех, кто хотя и падает по своим немощам, претыкаясь о соблазны мира, но немедленно – тотчас – прибегает к таинству Покаяния, св. Причащения, старается изгладить следы своих преступлений и обновиться. Если же кто отступает от св. Евангелия, предается неверию, отрицанию, то для таких, конечно, Христос лежит на падение.

Блажен тот, кто не соблазнится о Христе Спасителе (Мф. 11, 6), кто будет иметь такую же веру в Него, какую имел старец Симеон. Перед ним откроется тайна непреложной правды и благости Божией, – перед которыми не должны иметь места всякая неправда и грех, – тайна действия воли Божией, исполнением которой держится весь мир и от исполнения которой зависит всё счастье разумных существ, а от нарушения ее – их вечная гибель. Ему откроется и тайна его собственного бытия. Он увидит, что истинная жизнь человека не в плоти, а в Духе Святе, в жизни с Богом.

Взглянем же, дорогие отцы, братья и сёстры, на самих себя и подумаем: к кому мы ближе стоим – к спасаемым или к гибнущим! Осмотритесь, пока есть и возможность и время, пока от нас самих зависит, чтобы Христос Господь был виною нашего восстания и спасения!

Аминь.

3. ВСТРЕЧИ СО ХРИСТОМ

Умилительная, волнующая картина предстает сегодня нашему умственному взору. Глубокий старец Симеон, которому чудесно было обещано, что он не узрит смерти, пока не увидит своими очами Христа Спасителя, по особому зову Божию приходит в храм и встречает принесенного сюда Божественного Младенца. Охваченный небесной радостью благочестивый старец трепещущими руками берёт Богомладенца, некоторое время молчит, пораженный исполнением давно желаемого и ожидаемого события, затем всем верующим сердцем благодарит Бога и прощается с земной жизнью: теперь-то, Господи, служитель Твой может спокойно оставить сей мир, ибо он встретил, увидел самого Спасителя, Которого Ты послал в мир для избавления человечества от греховного мрака. Рядом со старцем Симеоном стоят Пресвятая Дева и праведный Иосиф. Здесь же присутствует и великая молитвенница и постница пророчица Анна. Радостные очи всех устремлены на Спасителя. На Нём всё их внимание, в Нём вся их любовь и надежда. Поистине велико было блаженство этих душ!

Дорогие отцы, братья и сёстры! Когда мы созерцаем картину Сретения Господня, то невольно начинаем завидовать тем избранникам Божиим, которые были участниками и свидетелями этого события. Нам так и хочется сказать: как счастливы были те люди, которые жили во времена земного служения Христа Спасителя, могли видеть Его, слушать, осязать, следовать за Ним, куда бы Он ни пошел! Да, те люди были счастливыми. Но этого счастья, блаженства пребывания со Христом не лишены и мы с вами. Возносясь на небо, Господь наш Иисус Христос дал обещание: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). А слова Спасителя непреложны, вечны. И сегодня Господь Христос здесь, с нами, среди нас, по слову апостольскому, близ «единого коегождо нас суща» (Деян. 17, 27). И мы тоже можем Его сретать, встречать, к тому же не один раз, – как старец Симеон перед кончиной, – а много раз, столько, сколько потребно нашей душе Мы можем даже принимать Его к себе, в себя.

Где же и как мы можем встретить нашего Спасителя?

Прежде всего в молитве и молитвой. «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине», – восклицает псалмопевец Давид (Пс. 144, 18). А «во истине» призывают Бога те, которые стоят на молитве с благоговением и духовным трепетом, постоянно чувствуют свою духовную нищету и немощь, твердо решают исправить свою жизнь, стремятся вместить в свое сердце всех людей любовью. Истинно христианская молитва – это дерзновенная беседа твари с Творцом, всецелое возношение ума и сердца к Богу, это златая связь, соединяющая тварь с Творцом, низводящая небо в душу, вмещающая в сердце Саму Пресвятую Троицу, по Божественному слову, «к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Вот поэтому-то после такой молитвы и бывает тепло и легко человеку – душа его встретилась с Богом, не только ощутила Его, но и соединилась с Ним в храмине своего тела.

Важнейшим местом молитвы служит храм Святой Православной Церкви – храм православный. Он же является и преимущественным местом наших встреч с Господом, с горним миром. Поэтому храм и называют домом Божиим, что в нём живет Сам Бог, или имеет «особенное присутствие благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особых знамениях». Многочисленные молитвы, песнопения, таинства и обряды, совершаемые в храме, – это те священные действия, через которые верующая душа получает обильные дары небесной благодати, ощущает прикосновение к себе любящей всемогущей руки Божией. В православном храме со святых икон на нас взирают лики Самого нашего Спасителя, Божией Матери – нашей Заступницы усердной, сонмы угодников Божиих. «Очи Владыки в храме Божием обращены на каждого из нас, сердце Владыки обращено к каждому из нас, – говорит один из русских святых пастырей-молитвенников конца прошлого и начала текущего века. – Можно ли требовать большей близости? Самое сердце Владыки обращено ко мне. Иногда стоишь с человеком лицом к лицу и беседуешь с ним, а сердце его не обращено к тебе, занято чем-то другим; а тут сердце Божие – всё к тебе обращено, вся любовь его, вся благодать, все щедроты Его готовы от Него на тебя излиться по вере твоей». Здесь возвещается небесная истина, та самая, которую открыл Своим Апостолам и Ученикам Господь наш Иисус Христос. Здесь на св. престоле приносится за нас та самая Жертва, которая однажды была принесена на Голгофе. В православном богослужении мы молитвенно переживаем все события истории домостроительства нашего спасения, всё то, что произошло в местах священных воспоминаний. Нам, грешным, дается возможность в храме не только видеть Господа, слышать Его слова, поклониться Ему, но и принять Его к себе, вступить с Ним в теснейшее единство через вкушение Его пречистого Тела и честной Крови в таинстве св. Причащения. А о тех, кто достойно причащается св. Тайн, Сам Господь сказал «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имат живот вечный» (Ин. 6, 54), т.е. не умрет вечной смертью, а воскреснет для жизни вечной. Вот почему было и есть немало подвижников Церкви Христовой которые большую часть жизни проводили в храме, на молитве. Вот почему наши предки так любили и строить храмы, и украшать их!

Вывод для всех нас ясен: нужно чаще ходить в храм Божий, ходить, пока есть возможность, силы. Придя в храм, нужно быть внимательным ко всему совершаемому в нём: чтению, пению, наставлению. Нужно молиться и молиться усердно. Особенно надо стараться как можно чаще причащаться св. Тайн Христовых – Тела и Крови. Великий отец Церкви IV-го столетия св. Иоанн Златоуст весьма авторитетно заявляет, что тот, кто, присутствуя на Литургии, не приобщается, относит себя к числу кающихся. Но, спрашивает Святитель, «для чего после этого (диакон) говорит: изыдите немогущие молиться, а ты продолжаешь бесстыдно стоять? Ты ведь из числа не их (кающихся), а могущих приобщаться? И однако ж не обращаешь на это никакого внимания и как бы считаешь это дело ничтожным?». Подобно тому, как позванный на пир оскорбляет хозяина, если сядет за трапезу, но не вкусит ее, так бесчестно поступает и тот, кто, присутствуя за Литургией – Божественной трапезой, удаляется от нее не приобщившись. «Я недостоин, говоришь ты. Значит ты недостоин общения и в молитвах, потому что Дух нисходит не только тогда, когда предложены (дары), но и когда поются (священные) песни». – Это не мои слова, это слова святителя Иоанна, Литургия которого совершается почти ежедневно. Совершается она и сейчас.

Встретить Господа мы можем не только в храме, но и на других путях нашей земной жизни – в наших добрых делах, в нашей истинно христианской любви по отношению к другим людям. В день последней и неизбежной для всех нас встречи с Господом, которая будет после нашей кончины, Небесный Судия спросит каждого из нас: накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, приняли ли странника в дом свой, дали ли одежду нагому, проявили ли братское участие в горе, несчастии ближнего. "Понеже,– говорит Господь наш Иисус Христос, – сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 35–40). Что мы ответим Спасителю, если в душе нашей будет мало добра? Скажем ли мы, что не знали пути истины? – Но этот путь указан нам в св. Евангелии, в посланиях апостольских, в учении св. отцов. Будем ли оправдываться, что мы слабы? – Но мы всегда могли обратиться к Церкви, к хранимым ею св. таинствам и получить всё необходимое для жизни и благочестия. Нет, ни ответа, ни оправдания нашей беспечности не будет!

«Желаете сретить Господа, – обращается как бы к нам великий подвижник и святитель Русской Церкви прошлого столетия еп. Феофан, – поревнуйте о чистоте... Чистота есть бесстрастие. Путь к бесстрастию – исполнение заповедей... Поревнуйте же исполнить заповеди, и вступите в область чистоты, и сретите Господа, – Который недалече коегождо нас есть. Не подумай кто, что для сего надо делать большие какие перемены в жизни, или изобретать особые пути. Нет, в каком звании кто призван, в том да пребывает. На всех путях встречается Господь... Только всякий твори свое дело как следует... Живи хорошо как семьянин, как гражданин, как сын Церкви... и освяти тя Христос, и возблаговолит быть принятым в объятия сердца твоего как в объятия праведного Симеона».

Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, стремиться к тому, чтобы в нашей временной жизни было как можно больше встреч с нашим Спасителем, чтобы и во время последней с Ним встречи в день судный мы сподобились услышать обращенный к нам Его Божественный глас: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34).

Аминь.

4. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Величайшее и священнейшее евангельское событие напоминает нам сегодня св. Церковь. В Иерусалимском храме сорокадневный Божественный Младенец встречается с престарелым Симеоном, прожившим много-много лет. Встречаются две жизни – одна только что начинающаяся и другая – уже завершающаяся. Между ними стоит длинный период времени, но нами он уже воспринимается как одно мгновение, улетевшее в вечность.

Так бежит и наша земная жизнь. Вот только что начался новый год, а позади уже полтора месяца. И горе тому человеку, который не хочет сознавать этого бега, который прожигает свою жизнь, не дорожит отведенным ему временем. Дорожите "временем, – учит св. ап. Павел, – потому что дни лукавы... Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 16–17).

Долг христианина – оглядываться на прожитую жизнь, на прожитый день и даже на прожитый час и беспрестанно оценивать совершённое им, думать над тем, что же он приобрел для своей души, для вечной жизни, каков итог его земных дел! Другими словами говоря, он должен спешить делать добро во имя вечности и для вечности. Христианская вера – вера истинная – учит, что дух наш бессмертен, что нить человеческой жизни бесконечна, не рвется со смертью тела. После смерти тела дух будет вознесен к Престолу Божию, предстанет на нелицеприятный суд Божий. И чтобы этот Божий суд был милостивым к нам, нужно за время быстропреходящей земной жизни успеть совершить как можно больше добрых дел, как можно больше принести пользы людям и этим самым прославить Бога, чтобы и другие люди, видя нашу св. жизнь, прославляли Отца нашего небесного (Мф. 5, 16).

Главной заботой каждого христианина должно быть стремление жить по заповедям Христа Спасителя, по церковным уставам. Кроме этой общей заботы, возлагаемой на каждого христианина, верующий человек имеет и ряд частных обязанностей. Так, пастырь св. Церкви должен с усердием и любовью пасти вверенную ему Богом общину; отец семейства, мать обязаны любить свою семью, свой домашний очаг, воспитывать своих детей в вере, благочестии, в преданности св. Церкви и Родине; дети, в свою очередь, должны почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать и покоить во время болезни и в старости, всегда молиться за них Богу; всякий труженик должен честно и добросовестно исполнять свое служение. Проявить истинную христианскую любовь к своему ближнему у каждого из нас имеется множество возможностей. Вот, например, ты счастлив в семье: Господь послал тебе добрую подругу жизни или друга, благословил тебя добрыми детьми, – так помоги же утвердить семейное счастье и твоего ближнего, радуйся его благополучию, молись за него, чтобы и с ним неотступно пребывал Господь. Или, с Божией помощью, ты победил тот или иной грех, освободился от страсти, – помоги и другому освободиться от его душевного недуга, не забывай его в своих молитвах. И пр.

Вспоминая дни своей прошедшей жизни, подвижник Русской Православной Церкви преподобный Пафнутий Боровский (†1478) в своем завещании перед кончиной учил вот как: «Живите в чистоте... со страхом и трепетом спасаясь здесь... и пусть каждый, к чему призван он, в том и пребывает. Выше своих возможностей, братья, на себя не берите – это не только не на пользу, но и во вред душе. Над немощными братьями в мыслях, а более того сказать – в поступках, не возноситесь, но будьте милосердны к ним, как к собственной плоти своей. Призываю вас, чада, спешите делать добро»13. В этих святых словах преподобного сказано многое, а, может быть, и всё необходимое для продолжающих жить.

Жизнь дается нам только один раз. И дается она для того, чтобы, начав здесь общение с Богом, мы вступили в вечное с Ним единство за гробом – в жизни нестареющей и нескончаемой. Какими мы отправимся в могилу, такими и встретим Господа, «грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24, 30). Здесь – сеяние, там – жатва. Здесь – начало жизни, там – ее вечность. Здесь – труд над самим собой, над искоренением в себе всего нечистого, худого, что вкоренилось в нас или что произошло от нашей греховной воли, там – покой и мир. Мы на земле воины Христа Спасителя. Как воины мы должны сохранять твердость и непоколебимость среди любых искушений и испытаний. И у нас есть великая сила, согревающая и укрепляющая наш дух среди жизненных бурь и ветров, – это вера наша, вера святая, живая.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Каждый из нас ежеминутно приближается к неизбежной кончине. Об этом должны помнить все – и те, которые живут вторую половину жизни и те, которые только что вступили на земное поприще, ибо день нашего земного предела никому не известен. Помнить нужно для того, чтобы быть всегда готовым к встрече с Господом. Но, к сожалению, нередко можно услышать слова молодости: еще успею покаяться и послужить Богу и людям – старость еще далека. Еще успею походить в храм, помолиться – это, мол, не уйдет от меня... Веселая молодость, не обманись! В старости трудно себя перестроить, отдаться тому, чем не жил, не интересовался раньше. У многих и в старости сохраняются те же привычки, с которыми они сроднились еще в юности. Жизнь проходит, тело стареет, сила слабеет, а вместе с этим черствеет во грехах и душа, мысль тщетно продолжает искать утешений временных... И доживешь ли до старости? В нашей ли власти жизнь и смерть? Мало ли таких людей, которые всю жизнь собирались исправиться и ушли в мир иной духовно пустыми? А посмотрите, как участились в наш век случаи внезапной смерти! Да помнят это особенно те, которые редко приходят в Божий храм, чтобы здесь поисповедоваться и причаститься Святых Божественных и Животворящих Тайн.

Св. Церковь всегда призывает своих чад к покаянию и исправлению. С особенным усилием она возбуждает в нас это чувство сейчас, когда начался св. Великий пост. Мы уже слышали ее умилительную и поучительную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице». Послушаемся же ее зова, восскорбим о своих грехах и поспешим к украшению себя добрыми делами, пока это можно делать; пока есть у нас здоровье, пока продолжается время сеяния, пока не наступил мрак смертной ночи, пока Бог терпит нас и не затворились двери Его милосердия! Да не будет бесплодной для вечности наша краткая земная жизнь! Да не уйдет ни один час нашей жизни бесполезно для нашего спасения!

Будем спешить принимать Господа, пока Он к нам приходит, и принимать не просто устами, а чистой душой и смиренным добрым сердцем! Будем спешить жить во времени для вечности и, несомненно, Господь, видя наше усердие, удостоит нас этой вечности.

Аминь.

Наверх