Проповедь по случаю пожаров (слово третье), 16.08.1860

Проповедь по случаю пожаров (слово третье), 16.08.1860

Бывали ль вы, братия, когда-нибудь в рабочей резчика или скульптора? – Если бывали, верно заметили, как такого рода художники, начертав в уме образ того, что преднамеренны выделать, приступают потом к делу, разными к разным приемам приспособленными орудиями, обсекая, вырезывая и окончательно отделывая часть за частью, пока взятое вещество не примет вида, сходного с тем невещественным образом, какой носят они в уме своем. Мне пришли на мысль эти работы, по случаю нынешнего праздника Нерукотворенного образа Господа и Спасителя нашего и вместе по случаю стеснительного положения, в которое поставили нас пожары. Сличив одно с другим, нахожу, что последние в руках промысла Божия суть то же, что действия резца и других орудий в руках художника, что чрез посредство их Господь хочет отпечатлеть в нас помышление, какое предначертал Он о нас в уме Своем. Отсюда, к немалому нашему утешению, заключаю: настоящее наше горестное положение означает, что Господь, как художник, промыслительно взял нас в руки Свои, как необделанное, годное однако ж к обделке вещество, – и вот бедами, как ударами молота, одно за другим отсекает в нас все излишнее и противное тому образу, в который Он хочет возвесть нас.

В самом деле, что мы в руках Божиих, как не вещество, обделываемое по Его о нас преднамерениям?! Апостол Павел, объясняя, как из одной и той же утробы, в одно и то же время рождены Иаков благословенный и Исав отверженный, вот что говорит: темже убо, о, человече, ты кто еси, против отвещаяй Богови? Еда речет здание создавшему е, почто мя сотворил еси тако? Или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим.9:20–21). Не очевидно ли, что в руках Божиих каждый человек, или человеческая в каждом природа, есть то же, что глина в руках горшечника, и что как сей последний из глины выделывает какие ему угодно сосуды, – так Бог промыслительными Своими действиями каждого человека возводит в такое состояние, к какому находит его способным?

Не останавливайтесь на недоумении: – где же свобода наша, и где правда Божия? – Премудрый Господь всегда умеет согласить такого рода действия и с нашей свободой и с Своим правосудием. Позаботимся лучше исправить недальновидное наше заключение о свойстве образовательных и воспитательных действий промысла Божия. Мы обыкли говорить, когда постигает нас какое-либо горе: оставил нас Бог, забыл, бросил. А по указанному учению апостольскому выходит совсем наоборот, – что это-то и означает, что Господь обратил на нас очи Свои, – и что с сего времени начинает действовать на нас с особенной заботливостью и попечительностью, – как буквально толкует в другом месте тот же Апостол: егоже бо любит, – говорит, – Господь, наказует: биет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог (Евр.12:6–7). Наказание есть и действие, боль причиняющее, и обучение или образование. Приложите это к нам, и вы сами скажете то же, что я прежде сказал, – что настоящим нашим положением биет нас Господь: но биение сие означает, что Он попечительно взял нас в руки Свои и хочет, по особенной Своей любви к нам, возвесть нас в благолепный некий образ. Вот истинный смысл настоящего промыслительного о нас действия Божия!

Вперите же в него умные очи ваши, и пейте из него, как из обильного источника сладкую воду сердечных утешений!

Итак – не унывать нам ныне должно, или убивать себя горем, а радоваться особенному Божию избранию и благодарить за оное Господа, и не столько горе иметь в виду, сколько заботится о том, чтоб показать себя достойными такого благого о нас промышления Божия, – чтоб иначе не раскаялся Господь, что взялся за нас, предполагая нас способными к выполнению Его целей, – и опять не бросил исчезать в безвестности, как никуда негожих, издающих только треск и пыль – беспокойные и бесполезные.

В сих чувствах, предадим себя всецело промыслительному Божию на нас действию – без прекословий, без упорства и самочиния, – да творит с нами и из нас, что Его святой воле угодно. Как мрамор спокойно стоит под ударами скульптора, как глина гибко укладывается в формы по намерению скудельника, и как всякое другое вещество покорствует художнику: так благопокорно и смиренно надлежит предаться и нам художественному действию Божественного о нас попечения, – в благонадежной вере, что столь премудрый и столь могущественный Художник сделает из нас не что-нибудь, а нечто великое.

В сей вере будем благодушно ждать и терпеть, пока выполнит над нами Господь все преднамеренное о нас. Не с одного удара выходит красивая статуя из рук художника. Нужно время и время, – пока выкажется голова, туловище, оконечности, и потом далее образуются мелкие подробности каждой части. Не будем же скучать, что длится испытание! Если длится, значит, что еще не вся мысль Божия выразилась в нас, – что, потому, если бы теперь прекратил Он Свои действия на нас, мы вышли бы из Его рук произведением недоконченным. А этого Он не хочет. Потерпим же благодушно.

Конечно больно терпеть; ибо мы – создание живое, чувствующее: но будем подкреплять свое благодушие представлением той духовной красоты, до которой возведет нас претерпеваемое испытание. Ибо вот что пишет Апостол: аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог. Видите, в какой чин возводит нас скорбями сими Господь! Велико ли же то, что придется нам потерпеть ради сего! Сыновство Богу – что может с сим сравниться? Потому вообразите себе живее сие будущее совершенство, и растворяйте тем горечь настоящего положения. Ибо всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль; последи же плод мирен наученным тем воздаст правды (Евр.12:11).

Можно бы указать, какие именно черты настоящими нашими обстоятельствами хочет отпечатлеть в нас Божественное промышление. Но думаю, что это всякому само собой представляется с первого раза. Кто не видит, например, что Господь хочет внушить нам: не надейтесь на богатство и не прилепляйтесь к нему, – потому что оно ничтожно и исчезает, как прах. Не надейтесь на князи и на сыны человеческие, – потому что в них нет спасения. Видите, какова сила их? Все отступились, и оставили всякого самому себе. Не надейтесь на свою расторопность и предусмотрительность. Под руками и пред глазами у вас загорится беда, – и вы ничего не сможете сделать против нее. Не мечтайте землю превратить в рай и знайте, что как день сменяется ночью и ночь днем, так радость горем и горе радостью. Не скупитесь, и поспешите скорее перевести все имение ваше в небесные сокровищницы чрез милостыню; ибо вот все мгновенно пропало и даром.

И много подобных уроков начертано перстом промысла Божия в постигших нас бедствиях. Они очевидны сами собой, как я сказал; потому нечего много о них рассуждать. Но вот что считаю нужным заметить: сии внушения печатлеются в сердце и оставляются в нем действительной чертой не по закону необходимости, а по закону разумной свободы. Мрамор, например, под резцом художника превращается в такую или другую статую, без всякого с его стороны участия. Нравственные же черты от действий промысла Божия печатлеются в сердце нашем не необходимо, а под условием свободного их восприятия. Точно, – мы вещество в руках Божиих вседейственных; но, чтоб нам образоваться по намерениям Божиим, надобно восприять внушения Божии сознанием, добровольно провести их к сердцу, и начертать в воле, как закон. И вот нам заключительный урок от испытания, в коем находимся: внимать, поучаться, склоняться на внушения и обращать их в закон себе, или, что то же, в живую черту духа. Чем более внушений переведем таким образом в закон себе, тем более будет в нас черт образа, который хочет воспроизвести в нас все строящий Художник. Чем больше таких черт, тем ближе к концу художественные действия образования нас промыслом Божиим, – тем скорее конец стеснительному положению нашему.

Сами видите, к чему все сие обязывает нас. Поспешим же воспользоваться указаниями Божиими! Поспешим поступить по прописанной программе, – и скоро выйдем из уз работных в свободу чад Божиих. Не пропустим случая и милость Божию заслужить и обогатиться совершенствами духовными, – чтоб после не жалеть, что в руках было добро и упущено по неразумению. Господь да умудрит всех нас во спасение! Аминь.

Наверх