Проповедь по случаю пожаров (слово шестое), 03.09.1860

Проповедь по случаю пожаров (слово шестое), 03.09.1860

Благодарение всемилостивому Господу, хранящему целым и невредимым город ваш! – Видите, какие слышатся вокруг беды, а от вас они отвращают грозное лицо свое! – В окрестных весях и соседних городах, огнь поядает достояние мирных жителей, а вы, как кровом каким прикрыты от внезапных нападений его. Правда, у вас беда была недалеко; но и она, как непреднамеренный какой удар, скоро прекращена и уже не повторялась более. Так, благодарение Господу!

Но, братия, поопаситесь и попекитесь не лишиться такой великой милости Божией, и сами на себя не накличьте минующих вас скорбей и бед. Милость и суд у Господа скоры. Расположитесь же так, чтоб не отогнать милости и не привлечь суда. Укройтесь мало елико-елико, дóндеже мимоидет гнев. Куда укрыться? – Под милостивую и крепкую руку Божию, детски преданным Богу сердцем и совершенной покорностью воле Его всесвятой. Исповедуйте пред Ним поминутно, что в сем пощадении видите одну милость Его, и молитесь, да продлит Он на вас и еще щедроты Свои. Исповедуйте, что вы недостойны никакого снисхождения по грехам своим, и умоляйте Его, да не гневом Своим, а благостынями обращает души ваши к Себе, помянув прежне беды ваши великие и настоящие немощи ваши немалые.

Так, братия, да не восходит на сердце ваше льстивое помышление, будто вы избавляетесь от настоящих бед ради каких-либо отличий и преимуществ, будто другие грешнее вас, – и потому терпят; – а вы достойнее их, потому свободны от страданий. – Нет не так, – а вот как истолковывайте себе все, происходящее у нас! – Заснули мы все, предались беспечности, забывать стали волю Божию и святый закон Христов. Господь, по любви Своей к нам, не хотя, чтоб мы оставались в сем состоянии навсегда, ибо в нем пагуба, – положил, в совете промышления Своего, горестями пробудить нас от усыпления. И вот там и здесь являются, или только слышатся беды от огня, как грозное внушение всем всюду покаяться, как бы слово Бога к каждому: востани спяй! В сем отношении все равны – и страждущие и не страждущие; все равно приглашаются к покаянию и исправлению жизни. Потому последние нисколько не считаются лучше первых. Не выходит ли даже напротив? – Ибо почему не каждое место поражает Господь, хотя всем равно нужно пробуждение? – Это потому, что Ему не скорби наши желательны, а наше пробуждение от греховного усыпления. Одних Он пробуждает наличными бедствиями, а других слухом и ожиданием подобных бедствий. Но не видите ли, что в таком случае Он одних делает проповедниками покаяния для других? – Выбор же в проповедники падает, конечно, не на слабейших, а на тех, кои совершеннее умом и крепче сердцем. Вот вам и истолкование того, почему тех поражает Господь, а нас нет. – Это – потому, что те крепче нас духом, а мы слабее их; те благодушно переносят беду, а мы пали бы, может быть, в ропот и отчаяние. Те, несмотря на тучу бед, могут узреть перст Божий в них и уразуметь сокровенные намерения Его; а мы совсем бы, может быть, потерялись, если б ныне постигло нас подобное горе. Так Господь щадит нас не по достоинству какому, а по крайней немощи нашей. – Он тех – сильнейших – избрал учителями для нас – слабейших, чрез них вразумляя нас и возбуждая к сознанию и самоисправлению. Потому и Бога благодарите, и пострадавшим не только спостраждите сочувствием, но и воздайте честь, как наставникам и спасителям. Так себя расположите, не позволяя себе предаваться помышлениям, уничижительным для братий наших страждущих. Смиряйтесь, а не высьтесь; – чтоб не было сочтено нужным – и против воли смирять самовозносящихся!

Не думайте, однако ж, чтоб и на нас смотрел Господь не так хорошо, или считал нас ни к чему доброму негожими. Нет, – и нам воздается свое. Те почтены учительством, а мы благоразумным ученичеством; те сочтены крепкими духом, а мы внимательными к путям промысла Божия и осмотрительными. Т. е., Господь судил о нас так, – что хотя наличных бедствий мы не перенесли бы, конечно, как следует; но довольно имеем ума и совести, чтоб вразумиться бедами других и стать в свой чин. Войдите же в намерения Божии о вас, и самим делом покажите то, чего ожидает от вас Господь. И как Он от всех ожидает покаяния и исправления; то поспешите войти внутрь себя, осмотрите, что там есть неисправного, и положите твердое намерение исправить то во славу и угодность Богу, щадящему вас.

Станьте теперь пред лицом Господа и дайте ответ: искренно ли, и все ли искренно веруют у вас в Бога, в Троице покланяемого, Отца и Сына и Святого Духа? – Не дивитесь такому вопросу! Ныне и в этом, как во многом другом, погрешают многие. Веруете ли, что все произошло от Бога, Его всемогущим Словом, а не самослучайно явилось на свет? Веруете ли, что все в мире – и большое и малое – правится свободно благим и премудрым промыслом Божиим, а не подчинено какому-то року непреодолимо неизменного течения происшествий? – Веруете ли, что мы созданы были для блаженства в раю, но преслушаниями заповеди Божией потеряли рай, – и вот ныне бедствуем в наказание за то? – Веруете ли, что из сего состояния падения мы никаким образом не можем высвободиться сами и спастись; что потому, всеблагий Бог, не хотя, да погибнет род наш, послал в мир единородного Сына Своего – совершить спасение наше и учредить на земле открытый для всех дом спасения – св. Церковь; что сия Богоучрежденная Церковь, хранящая единственно благонадежный и верный образ спасения, есть наша православная восточная Церковь? – А так веруя, покорствуете ли всецело всем заповедям и установлениям Церкви? Ходите ли в храмы? Внимаете ли с охотой проповедуемому здесь слову Божию? Чтите ли праздники и храните ли посты – все? – Принимаете ли святые Божии тайны, как должно? Не отметаете ли суемудренно каких-либо молитвенных и освятительных учреждений Церкви? Приемлете ли церковное чиноначалие, и сущему у вас священству послушны ли, как лику Богоучрежденному в руководство вам на пути ко спасению? Усердно ли идете сим путем? Богатитесь ли добрыми делами, не упуская ни одного случая к творению их? Паче же, храните ли чистым сердце свое от всех неправых чувств и расположений? Есть ли страх Божий? Мирны ли друг с другом? Не завидуете ли? Не подкапываете ли друг под другом? Не страдаете ли грехом осуждения и пересудов? Готовы ли ко взаимосодействию и взаимоспомоществованию? Не преданы ли вы утехам, забавам, модам и другим чувственным удовольствиям и порокам? Дети почитают ли у вас родителей? Родители пекутся ли передать детям сокровище веры во спасение? Торгующие ревнуют ли о правых мерах и ценах? Судьи не забывают ли правды на суде? Блюстители порядка и безопасности всегда ли бдят, и благо ли общее блюдут?!

Осмотрите себя по всем сим и подобным пунктам! – Если найдете, что по всем им вы правы, положите в сердце своем еще более преуспевать в правоте сей, с помощью Божией. А если найдете что неисправным, позаботьтесь исправиться, – положите теперь же твердое к тому намерение и дайте слово в том всевидящему Богу, щадящему вас. Вот чего ожидает от вас Господь! Поспешите исполнить волю Его, чтоб иначе и вас не коснулись беды, ходящие вокруг. Если какой воин, когда в воинском стане бьют тревогу, не проснется и не поспешит вместе с другими стать в ряды во всех воинских доспехах; то или от военачальника потерпит большое наказание, или, еще хуже, достанется в руки врагам. Смотрите, не потерпеть бы и нам чего подобного, если останемся погруженными в беспечность, когда повсюду кругом слышим воззвания к пробуждению! – Конечно, кто уразумеет ум Господень и кто постигнет, чего хочет Бог? Но касательно того, чего хочет Бог, окружая нас бедственными случаями, не трудно увидеть намерения Его. К Ниневитянам послал Бог пророка с угрозой, что еще три дня, и Ниневия превратится, если не покаются. Ниневитяне покаялись и Господь отменил угрозу Свою. А Ной сколько лет проповедывал: покайтесь, – иначе потопом потопит вас Бог? – Не послушали: – пришел потоп и взял все. Вот и у нас, чужими бедами Господь внятно говорит нам: пробудитесь от усыпления, осмотритесь, исправьтесь! – Будем внимательны, и все, что нужно исправить, исправим. Ведь, закон суда Божия давно произнесен, и отменить его никто не силен. Припомните, что написано в Евангелии! – Столп Силоамский пал и побил 18 человек. Приводя сей случай, в поучении Своем к народу, Господь вот что изрек: – думаете ли, что те 18 были грешнее всех живущих в Иерусалиме? Нет. Но говорю вам, что если не покаетесь, то все так же погибнете (Лк.13:4). Слыша сие, разумевая да разумеваем пути правды Божией и по указанию их поспешим отвратить гнев Божий, всегда готовый, и удержать на себе милость Его, теперь нас покрывающую. Аминь.

Наверх