Проповедь по освящении храма в честь мученика Максимилиана, - в Тамбовском Мариинском приюте, 08.11.1859

Проповедь по освящении храма в честь мученика Максимилиана, - в Тамбовском Мариинском приюте, 08.11.1859

Пишется в третьей книге Царств: и сотвори Соломон праздник в той день и весь Израиль с ним (3Цар.8:65). Это было в день освящения построенного им храма! В подобных обстоятельствах находимся ныне и мы. И у нас храм окончен и совершен ныне освящением, – храм, конечно, не столько великолепный совне, как Соломонов, но большею исполненный благодатью внутри. – Законно потому творим ныне праздник духовный и мы, благодарные принося песни Господу – Совершителю сего дела.

Празднуйте же во-первых, вы, здатели храма сего, и ради благополучного окончания труда вашего, и ради того, что сей дар ваш не отвергнут Щедродавцем Богом, но принят в Его благоволение, засвидетельствованное нынешним Его благодатным присещением сюда.

Да празднуют и учредители сего заведения и попечители о нем, потому что ныне только получило оно окончательное свое образование и стало делом совершенным. Доныне оно было как бы без крова, – ныне оно окровлено особенным благодатным покровом. Доныне здесь был приют только для тела, – отныне есть уже приют для души – в храме сем.

Празднуйте и вы – дети, или больше всех вы, – потому что и заведение, и храм – для вас. Празднуйте, радуясь, что милосердый Господь – единый покровитель, попечитель и приютитель сирых, – даровав вам других отцов в сих попечителях ваших, – ныне Сам благоволил приблизиться к вам так осязательно и так близко.

«Благословите ныне Господа и вси раби Господни, стоящии в сем храме Господнем – во дворе сего дому Божия» (Пс.133:1)!

Но и только ли? Все это, кажется, уже и сделано. Нет ли же еще чего недоконченного? – Есть, – и очень важное. Именно: надобно учредить в сем заведении такой порядок жизни, чтоб при нем наивернее достигалась цель и назначение сего храма. – Храм назначен для детей. – Надобно же сделать, чтобы дети бывали в нем сколько можно чаще.

Послушайте же, дети! – К вам – слово мое! – Вы видели, как здесь простерта была завеса, слышали слова совне: возмите врата, князи, ваша... и внидет Царь славы. Внимали вопросу: кто есть сей Царь славы, – и ответу: – Господь сил, – той есть сей Царь славы. Видели затем, как завеса разверзлась – и вниде Царь славы – Господь. – Здесь Он теперь пребывает с нами, – и навсегда пребудет с вами и со всеми, приходящими сюда. Ибо Сам сказал: будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни (3Цар.9:3). Чаще же приходите сюда, дети, ко Господу, как к Отцу вашему! – Имеющие родителей дети – утро и вечер являются к ним и принимают от них привет любви и благословение благожеланий. – У вас или совсем нет, или нет с вами здесь ваших отцов и матерей... Сюда приходите к Господу, единому истинному Отцу вашему, – здесь утро и вечер творите Ему детское поклонение, в любви, – и от Него приимете благословение и отеческое объятие. – Это не уподобление, а самое дело. Охотно Господь допускал к Себе детей во время земной Своей жизни, запрещал мешать им приходить к Себе, – и когда обступали Его дети, Он благословлял их всех, возлагал руки Свои на них, а иных сверх того брал на руки к Себе. – Но что тогда делал Он видимо, то теперь делает невидимо; тогда прикасался к телу, а теперь прикасается к душе. – Се отныне Он присущ с вами в храме сем – Он той же во веки... Приступите же к Нему с детской простотой! Он и вас благословит; и вас обымет дланями Своими – невидимо, хотя тем не менее действительно. – И вот замечайте, когда, присутствуя здесь и молясь, вы ощутите особую тишину и мир в себе, – ведайте, что это – Господь приближается к вам. Усугубьте тогда молитву вашу и внимайте себе. – Вот зачинается в душе легкое движение теплоты, – вот теплота растет все более и более, – и в сердце наконец возгорается огнь. – Ведайте, что это – Господь в объятия Свои заключил душу вашу, – лелеет ее и благословляет... И душа не знает себя от радости и веселия!

Вот за этим и приходите сюда чаще; ибо с блаженством от обыманий Господних ничто на земле сравниться не может. Приходите же. – Господь готов принять вас; прострите и вы к Нему руки душевные – любовь, молитву, благоговейное желание Господа... Не смотрите на то, что вы малы. Господь есть Бог и вас малых, как и больших – Подражайте в сем Матери Божией. Ей было только три или четыре года, как родители Ее, Богоотцы Иоаким и Анна, – привели Ее в храм Господень и посвятили Господу. – И там при храме Она прожила потом неисходно до времени обручения своего Иосифу, пребывая преимущественно в церкви Божией, в молитве и в углублении в слово Божие. – И видите, чего сподобилась? – Быть Матерью Господа... Прибегайте же и вы чаще в храм сей и терпеливее пребывайте в молитвах ваших, – и вы сподобитесь – не того, конечно, чего сподобилась Матерь Божия, – но много – подобного тому. От Нее ипостасно воплотился Господь, – а в вас невидимо вселится Он благодатью Своей и навсегда пребудет в вас, как сказал: вселюся в них и похожду. Видите, какое великое обетование! Тогда вы сами сделаетесь храмами Богу, – и будете всегда носить Его в сердце своем. – Возжелайте же сего! – Матерь Божия, – Сама всю юность Свою проведшая в храме, – будет вам в том помощницей. Приходите к Ней сюда. Как Матерь верующих, Она будет встречать вас здесь всякий раз, как вы притечете сюда для излияния молитв ваших пред Господом.

Но что же это я все к детям обращаюсь? – Дети идут туда, куда их ведут, – и так идут, как их ведут... Все лежит на вас детоводители. – Примите же на свой труд обязательное для детей и дайте им возможность выполнять то свойственным им образом. Помните слово Господа к тем, кои почему-то не допускали к Нему детей... Оставите детей приходити ко Мне и не браните им; таковых бо есть Царствие Божие (Мк.10:14). Верите ли, что потребность благочестия жива и сильна у детей, хотя не осмыслена и не введена в формы? Не заглушайте же сего ростка духовной спасительной жизни допущением или учреждением для детей такого порядка жизни и занятий, который бы отдалял их от Церкви и отчуждал от нее. – Если допустите это, вы будете убивать душу прежде, чем она достигнет возраста, в котором сама может не бояться за себя, и не страшиться убивающих тело.

Веруете, что с сего дня Господь здесь – особенным Своим благодатным присутствием, – знаете, как Он желает, чтоб дети были приводимы к Нему невозбранно... Приводите же их сюда, – приводите во всякий свободный час. Я не могу представить ни одной основательной мысли, которой можно б было оправдать отказ в этом детям. – Те, кои в то время хотели было не допускать детей к Господу, могли представить в свое извинение опасение обеспокоить Господа, или лишить других утешения слышать слово Его... Что вы скажете в свое оправдание?! Уж не то ли, как часто слышится, что высота действий веры выше понятий дитяти?! Но кто не знает, что таинства веры приемлются сердцем? – Если есть сердце у детей, то есть приятелище веры. – Да – есть, – и еще какое?! Такое, которое нам самим ставится в образец. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие (Мф.18:3). – Прибавьте к сему, что атмосфера храма, в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, – атмосфера сия чиста, небесна, божественна! Кто же способен дышать и оживляться сим воздухом? – Мы ли, избитые падениями, израненные страстями, омраченные суетой, или эти невинные души?! Не браните же им приходить сюда. Они здесь – в настоящей своей среде. – С другой стороны, как всякая другая жизнь возбуждается, развивается и зреет невидимо, сокровенно, неуловимо для наблюдения, – так и жизнь духовная зарождается и спеет тайными путями – глубже нашего сознания. Так в семени, брошенном в недра матери-земли, спит росток. – Скажите, как возбуждается он к жизни? Укажите этих сокровенных возбудителей и пути, какими проникают они к сердцу семени? – Тут участвуют – и солнце со своей теплотой, и земля с влажностью; – но главные ли они здесь деятели, или только проводники других деятелей – никто сего определительно сказать не может. – Вот и мы дышим, и дыханием (в связи с другими условиями) поддерживаем в себе огнь жизни. Кажется, тут ничего особенного нет, кроме механического движения груди, – входа и выхода воздуха... Но между тем, под сим видимым совершается невидимо для нас втечение высших живительных стихий из атмосферы, которые, проходя к исходищам жизни нашей, освежают, питают и усиливают ее. – Такими же невидимыми наитиями возбуждается, развивается и зреет в нас жизнь духовная. – Не приходит Царствие Божие с усмотрением, – говорит Господь (Лк.17:20). Неведомо – как, то объемлет душу веяние любви Божией, – то освежает ее дыхание благоговейного страха Божия, как дыхание утренней прохлады, – то оживляет движение теплоты сердечной; – но при сих только действиях и живем мы духом. – Напрасно потому и в сем отношении хотят ограничить все ведением. Нет... Для образования и укрепления жизни духовной – одно условие: держать ее непрестанно под влиянием действий, в которых сокрыты Божественные силы, чтоб пользоваться их притечением и наитием... Где же – все это? Здесь – в храме... Не браните же детям приходить сюда...

Понимание св. веры и действий ее должно прийти после, как цвет по образовании ствола, чтоб принести потом зрелый плод сознательного благочестия. Ясные понятия о предметах веры благотворны, когда, по образовании своем в душе, они найдут на деле готовую уже жизнь благочестную: ибо тогда они освещают ее сознанием и тем еще более делают ее прочной и несокрушимой. – Но что в сих понятиях, когда они застанут образовавшуюся уже и окрепшую в привычках жизнь совсем им противоположную? Это будет пустоцвет, не могущий дать плода. Когда понятия в разладе с чувствами, их встречают недоверием, колеблют сомнениями и изгоняют отрицанием. Этого ли хотите от трудов ваших? То есть, хотите ли наперед уже разорять то, что созидать только преднамериваетесь?

Боятся, обыкновенно, утраты времени. – Нередко слышится: много у нас положено, или предположено занятий, и нет свободных часов для того, чтоб ходить в церковь. – Не лучше ли сказать, что не достает не времени, а охоты и расположения?... Будто порядок занятий не в ваших руках, – и будто в самом деле где-нибудь на свете есть люди, так занятые, что не только часов, даже минут не имеют свободных? Да и кто требует много времени?.. Не нужно. – Определите несколько минут утром и несколько вечером для внятной молитвы с пением, – и довольно. – Но не считайте сего тратой времени. Напротив будьте уверены, что этой жертвой малого времени вы успорите труд, и следовательно много сбережется времени. Ибо что более всего нужно для успеха в каком бы то ни было обучении? Мирный дух и внимание. Где же взять их? Здесь – у престола Божия. Они нисходят свыше от Бога мира. Пусть здесь утишатся чувства, умиротворятся мысли и освежатся души детей... – И они несравненно больше успеют в тот день, нежели когда не побывают здесь. – А благословение Божие разве не нужно для детей?! Приидите же с ними сюда и возьмите его здесь у Господа. Оно расширит их души и сердца и сделает их многовместительным сосудом для всякого обучения. – Не подражайте тем, которые все хотят сделать сами, ни в чем не доверяя и ничего не вверяя Господу. Ибо вековыми опытами уже дознано, что они всуе бдят и всуе труждаются.

Вот что нужно для окончательного совершенства сего заведения, и вот чем надобно завершить вам свои о нем труды и попечения! Надобно завести здесь такой порядок, чтоб дети каждый день бывали в храме и благоговейно припадали здесь к Господу, хвалу Ему воспевая и молитвы Ему воссылая своими детскими устами. Это же нужно и для полноты нынешнего торжества. Храм сей отныне посвящен св. мученику Максимилиану, одному из 7-ми отроков, иже во Ефесе (Августа 4). Отрок-мученик, без сомнения, потому что с детства воспитал и укрепил в себе дух благочестия, превитая в храмах Бога истинного. Будет ли ему приятно, если он всегда почти будет видеть храм свой пустым, а соседние жилья полными? – А Архистратиг Михаил, – сей служитель Божией славы, страж, защитник и забрало Божией чести, которому нынешний посвящается день, – будет ли доволен, заметив в нас равнодушие к обучению детей воздавать честь и славу единому Богу в сем храме?! – Помолимся же, братия, ко Господу, чтоб начавши в вас сие доброе дело – приют, – Он же и совершил е в похвалу вам за него в день Христов! Аминь.

8 Ноября, 1859 г.

Наверх