Проповедь о талантах для жизни вечной. 24 сентября 2017 г.

Проповедь о талантах для жизни вечной. 24 сентября 2017 г.

Евангелист Матфей повествует нам о том, как Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорил, что когда придёт Сын Человеческий (имеется в виду второе и славное Его пришествие на землю), Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил из в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивших два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего (Мф. 25, 14-18). О чём это речь? Ну, конечно, не о деньгах. А почему Господь употребляет именно этот образ? Ну так люди устроены. Как скажешь: «деньги», у них что-то с глазами начинает происходить. Глаза начинают блестеть. Наверно, само слово «деньги» каким-то образом там преображается, и люди не могут равнодушно на это смотреть.

Один мой друг (Царство ему Небесное!) в один прекрасный момент подумал, что ему в Израиле будет жить с семьёй легче, чем в России. Он мне рассказывал, что в работу на таможне предпочитают нанимать русских, потому что когда работают люди из разных других стран, начинаются проблемы. А там очень часто арабские предприниматели возили деньги в чемоданах, потому что там проблемы с арабскими банками, проблемы с их какими-то убеждениями. И вот, его спрашивают: «А что у Вас в чемодане?», он отвечает: «Деньги» – «Откройте, пожалуйста!». Он открывает: там какие-то жалкие миллион долларов. И этот человек, который увидел миллион долларов, в этот день не может работать, он весь там, в этом чемодане, он всё может пропускать, может даже пропустить такую штучку, которая является взрывателем для бомбы и так далее. То есть он уже вообще не работник. Поэтому старались нанимать из России, у которых всё-таки к деньгам отношение полегче, не такое напряжённое.

А там Восток, народ торговый. Даже дошло до того, что в храме стали торговать, и Господь вынужден был даже свить из верёвок такой кнут и изгнал всех торгующих из храма, пошёл на такие жёсткие меры. Современные либералы бы сказали: «Это не по-христиански», потому что они лучше знают, что по-христиански, чем даже сам Господь. Так тоже бывает.

О чём же в этой притче речь, если не о деньгах? Дело в том, что каждого человека Господь наделяет своим талантом. Талант – слово, обозначающее меру веса, но в наше время это иносказание приобрело другие формы. Талантом считается какой-то дар от Бога. Это действительно так. В данном случае имеются в виду те дары, которые Господь распределяет между людьми. И эти дары разнообразны, но деньги тут на последнем месте. Бывает, человек родится богатым, и это тоже дар. Дар этот даётся для того, чтобы приобрести больший дар.

Какие прежде всего дары имеются в виду в этой притче? Дары духовные. Ну, например, человек способен на любовь. И для Бога важно, чтобы в течение жизни человек не превратился в крокодила или, если берём женский пол, в Бабу-ягу, а чтобы он или она эту любовь приумножили хотя бы в два раза. Или, например, дар такой – терпение. Это дар исключительно человеческий, животные такого не имеют. И вот, чтобы терпение увеличилось вдвое. Или у каждого человека время от времени рождается желание помочь тому, кто в этом нуждается. И у большинства это довольно редко. И обычно это ничем не кончается, то есть человек помечтает о том, как бы хорошо помочь, но максимум, что современный человек может сделать для другого – и то, это редко – это кому-то позвонить, чтобы переложить это на кого-то другого. А потом очень собой доволен: «Вот я позвонил, и ему помогли!». Человек считает, что вся заслуга принадлежит ему. Семь кнопок нажать и полторы минуты разговора, и это очень важное дело. Господь рассматривает это, потому что есть такие люди, которые те возможности, которые у них есть, вообще закапывают в землю. Каждый день каждому человеку обязательно предоставляется некий случай, когда он может приобрести богатство духовное, потому что если человек постоянно упражняется в добре, в милосердии, в сострадании, в сочувствии, то постепенно с годами эти возможности его сердца растут. К сожалению, то воспитание, которое мы получаем с детства, противоположно искомому, тому, которого Господь хотел добиться от нас. Потому что в нашей семье нас воспитывают так, как будто каждый из нас пуп земли, и что бы он ни захотел, всё ему надо подать на лопате. Поэтому люди вырастают такими самовлюблёнными, капризными, всех осуждающими и так далее. А вот навык искоренения своих пороков совершенно не прививается.

У каждого человека есть и доброта, и сочувствие. Некоторые даже от кинофильмов плачут. Это говорит о том, что у человека есть сочувствие. А ведь перед нами продукт ловкого сценариста и опытного режиссёра, чтобы выдавить слезу, а на самом деле этого же ничего нет. Включаешь, смотришь детектив. Не волнуйся, как бы страшно ни было, всё равно всех, кого надо, поймают, а по пути к этой ловле, половину из них убьют. Не расстраивайся; убьют, поймают, посадят – хотя в жизни всё наоборот. Наоборот – и не поймают, и не посадят, и так далее. Если посадят, то случайно абсолютно: он будет ехать в метро, его там кто-нибудь узнает, ну тогда да.

Богу угодно, чтобы каждый человек – для этого притча и говорится – всегда знал и помнил, в чём смысл жизни и какое для человека важно приобретение. И Господь однажды сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19-20). Что это значит? Ну есть у тебя небольшая кучка денег, как тот же чемодан с этим паршивым миллионом долларов. Ты можешь на эти деньги сделать что-то полезное, для того чтобы твоё сердце умягчилось. Граф Шереметьев построил напротив Сухаревской башни Странноприимный дом, где все, кто оказывался в Москве без ночлега, имели и постель чистую, и еду – и всё это за счёт графа Шереметьева. Потратил свои деньги и сделал очень много полезного, и вот уже двести лет это здание стоит, у него сейчас другие задачи, но всё равно близкие – там Медицинский институт скорой помощи. Поэтому мы и любуемся, и в церковь ходим, которую они там построили, и если кто, не дай Бог, в больнице умрёт, можем совершить отпевание. Всё для блага души человека.

Эта притча о том, что не надо сокровища на земле собирать. Недавно умер Дэвид Рокфеллер, и все его денежки остались здесь. Похоронили его всего лишь в одних ботинках, в одних брюках и в одной рубашке. Всё остальное осталось. Осталось много. Настолько много, сколько звёзд на небе.

Жизнь человека так Богом устроена, чтобы тот всё время помнил, что она не такая большая, и надо успеть приобрести тот капитал, который принесёт пользу твоей душе. И вообще в этом смысл, а не в том, чтобы с помощью такой науки, которая называется экономика, отнять деньги у других и присвоить их себе, дабы некие блага приобрести, но наоборот. Потому что Богу угодно не то, что у нас внешне присутствует – дома, машины, корабли, шубы, еда – это всё испортится, а Богу угодно, чтобы мы приобрели то, что вечно: терпение, любовь, милосердие, участие, смирение, кротость – такие качества, которые неизбывны. Не все духовные качества прекрасны, есть качества жуткие совершенно. Ну, например, всем нам свойственна – от первого до последнего человека, что здесь стоят – раздражительность. Если ты, человек, с этим качеством не расстанешься, ты с этой раздражительностью пойдёшь в мир иной. А теперь такой простой вопрос: как ты думаешь, с таким качеством войдёшь ли ты в Царствие Божие? Да конечно, нет! На кой ты нужен, такой ведьмак, злой, раздражительный, недовольный? Это совершенно невозможно. Духовные качества со знаком минус тоже с тобой навсегда, если ты за тот отрезочек времени не успеешь с ними расстаться. Вот этому наша притча и учит.

И так Господь и говорит тому лукавому рабу, который не отдал серебро торгующим, и Господин, придя, не получил Его с прибылью (см. Мф. 25, 27). Это самый конец притчи, но я решил на нём остановиться. А кто эти торгующие? Это наши ближние. Каждый человек, который нам встречается в жизни из семи с половиной миллиардов, является торгующим. Мы с его помощью в зависимости от того как мы к нему отнесёмся, либо делаем шаг в сторону Царствия Небесного, либо идём в обратную сторону. Потому что милосердие можно оказать только человеку. Вот таким образом и идёт торговля. Человеку дан дар милосердия. Этого дара не имеет ни медведь, ни тигр, ни носорог, ни жираф. Такого у диких зверей не бывает. На это способен только человек. И жизнь нужно тратить на то, чтобы именно это в себе и развивать.

А если этого не произошло, Господь скажет: Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 28-30). Что такое тьма внешняя? Это то, что находится вне Царствия Божия. А почему у него отнимается этот единственный талант? А потому что в аду нет места милосердию, там не нужно. Поэтому этот единственный талант, который взят у этого нерадивого раба, даётся тому, кто больше всех потрудился и больше всех приобрёл, то есть тому человеку, который приобрёл на свои таланты ещё столько же талантов. Вот, видите, как всё наглядно.

Наверх