Проповедь на память преподобного Серафима Саровского (2017.01.15) «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи»

Проповедь на память преподобного Серафима Саровского (2017.01.15) «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи»

Сегодняшний воскресный день совпал с памятью очень драгоценного для всего мира человека – преподобного Серафима Саровского. Для всего мира. Я однажды был в одной богадельне в Риме, смотрел, как там всё устроено, и увидел там на стене иконку преподобного Серафима. Думаю – вот здорово! Все дороги ведут в Рим, и тут преподобный Серафим у изголовья болящего человека, хотя и итальянца. Это, конечно, замечательно. Преподобный Серафим однажды сказал: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы знаем, что он зимой с руки кормил медведя-шатуна, что он несколько лет питался одной травой, что он тысячу дней и ночей стоял на камне с молитвой, что к нему приходила Пресвятая Богородица. Он много лет провёл в затворе. За неделю всю свою жизнь он прочитывал Новый Завет. Он спал сидя и только по два часа, он годами и в лютый мороз не топил в своей келье печь, хотя она там была, а чтоб не быть праздным, он перекладывал поленницу из одного угла в другой, и надо сказать, очень аккуратно перекладывал. Если бы мы даже не знали всего этого о нём, то одной фразы «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи», оказалось бы достаточно, чтобы прославить своё имя, потому что он на своём опыте духовном в этом убедился, и эти слова сказаны каждому из людей, которые хотят быть христианами. А везде такие люди попадаются, в каждом храме их по несколько человек встречаются, которые хотят жить по-христиански, их Евангелие каким-то образом привлекает таинственно. Ответ на вопрос о том, как стать христианином, заключается в этих словах. Что такое «христианин»? Христианин – это такой человек, который стяжал мирный дух. Что такое дух мирен? В Писании сказано, что это Дух Христов. И про него ещё сказано: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9), то есть не принадлежит Христу, то есть он не христианин. А кто он? Да мало ли кто! Это уже, собственно, не так важно. Есть люди хорошие, есть похуже, есть совсем дрянь. Но из них христианин – только тот, который стяжал мирный Христов Дух. Это есть дух смирения, о котором и Христос говорил: научитесь от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Вот этот покой – это и есть мирный дух, который войдёт в сердце человека. Христос сказал: Се, стою у двери и стучу (Откр. 3, 20). Если человек сумеет открыть двери своего сердца, то Святая Троица благодатью войдёт в его сердце, и он станет христианином, то есть в нём будет тот же дух, который во Христе Иисусе, и только это есть христианство, а остальное всё – это «цирк зажигает огни». То есть одна сплошная показуха или, как Александр Исаевич написал в своём бессмертном произведении, туфта. Надо это хорошо понимать. Христос очень туфту не любил и говорил об этом, обращаясь к апостолам. Он, конечно, такое слово не знал ещё, потому что ещё не были построены лагеря, чтобы выжить в которых люди гнали туфту вместо того, чтобы выполнять эти нормы, потому что их выполнить никак нельзя, а нужен отчёт, потому что начальству нужна же не норма. А что нужно? Отчёт. Поэтому вместо нормы – отчёт. Это и называется туфта. Господь говорил ученикам: если ваша праведность не превзойдет праведности <…> фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Потому что как раз фарисейство – это и есть та туфта, которой человек заменяет христианство. Это такая потёмкинская деревня. Деревни-то нет, а есть раскрашенная фанера, изображающая деревню, как в мосфильмовском павильоне. И вот, каждый человек, если он хочет быть христианином, должен стремиться не изобразить всё так с помощью гуаши, ПВА, кистей, а чтобы это всё было настоящее, подлинное. А настоящего всего-то ничего: «стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Почему? Потому что Бог гордым людям противится, и только смиренным даёт благодать (см. Иак. 4, 6). Всем остальным не даёт, поэтому вся их вера, всё их благочестие, вся их воцерковлённость – это никому не нужная ненастоящая вещь, показуха, и причём неизвестно для кого. Бог и так знает цену показухи, людям всегда всякое фарисейство, гордость, учительство глубоко противно, только отвращает людей от того, что этот человек пытается кому-то что-то объяснить, доказать, научить, это всё отвращает.

Поэтому, собственно, наша деятельность столь безуспешна, особенно в воспитании наших детей. Невозможно теоретически научить быть христианином. Только если человек практически осваивает. Поэтому святые отцы называли христианство искусством всех искусств. А в искусстве очень важно, когда человек сам проходит это ученичество и знает, чего он хочет достичь. То есть теоретически он узнаёт, а потом практически это реализует в своей жизни, как преподобный Серафим Саровский и сказал: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». А как же они тогда будут спасаться? Когда Христос пришёл на землю, стал говорить, стал делать, то вокруг Него спаслись сразу не тысячи, Он мало прожил на земле, но человек около шестисот-семисот пришли ко спасению. Отчего так? Оттого что в Нём был Дух Святый, и Его поступки исходили не из того, что Он делал всё как надо. Нет, Он делал, исходя из того, что повелевал Дух Святый. Он с Ним находился в постоянной гармонии, в связи, как и с Отцом Небесным, Который Его послал на землю, и с Его благословения и с Сыновнего согласия произошло вочеловчение. И ученики глядели и очами своего тела, и очами души, и пресвятая Богородица всё видела и слагала всё в сердце Своём (см. Лк. 2, 19). И так через некоторое время они стали христианами. Когда они стали христианами? В день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святый на них сошёл даже видимо для них – в виде огненных языков. Они получили это Дух, и вокруг них действительно спаслись тысячи, и мы видим, описано это в Деяниях святых апостолов. Евангелист и апостол Лука описал, как от одной проповеди спасались сразу тысячи людей, прилагались к Церкви. А мы одного сынка или внучка не в состоянии соделать христианином. Почему? А потому что в наших словах совершенно нет никакого Духа Божия, а вместо Духа Божия есть дух сатанинский, дух гордыни, дух осуждения, дух тщеславия. Любой человек, даже в исповеди, раз восемь скажет: «я», потому что для человека современного самое главное слово – это «я», а самая главная любовь – это к себе. Это прямо противоположно христианству. Такой человек, будучи 16 раз воцерковлён, всё равно идёт в сторону от Христа и в сторону от своего спасения. Такому человеку невыносимо никакое замечание, никакая критика, любое неприятие его собственной воли и желания. Попробуй что-нибудь сделать не так, как ему хочется и нравится. Он сразу ощетинится, он только принимает скрупулёзное, тщательное исполнение его собственной воли. А во Христе всё наоборот. Поэтому жизнь фарисейская противоположна жизни христианской, поэтому Христос с большим сожалением говорил: Горе вам, <…> фарисеи, лицемеры (Мф. 23, 15).

А в чём лицемерие, в чём тут цирк? В том, что человек, не будучи христианином, пытается изобразить внешне в себе христианство, которое не то, что не ночевало в нём никогда, а даже мимо не проезжало на автомобиле со скоростью 200 миль в час. Никогда. То есть даже понятия нет, даже дыхания нет. Ничего нет. Всё сплошной самообман. Только своя железная воля. Христианство не таково. И Христос не такой. Поэтому одно из главных упражнений, которое нам досталось из древних монастырей – это есть упражнение в отсечении своей воли. Без этого условия невозможно стать ни монахом, ни христианином. Вообще никем. Просто обыкновенный, как все, гордый человек. А раз гордый, значит и глупый, потому что гордость глупит человека, особенно в форме тщеславия. Как бы человек ни маскировал своё тщеславие, оно так из него и прёт. Это и в походке, и в выражении лица, и в речи, и в одежде. Во всём-всём, даже в обезьяньем подражании другим, потому что, как у большинства людей – ни ума, ни вкуса, а автоматическое подражание другим. Ну и что? Опять же, та же самая фанерная, гуашью раскрашенная деревня. И если человек в это входит и тратит на это жизнь, что получается? Жизнь – бессмыслица. Поэтому от таких проповедников христианства люди бегут, полы подняв, чтобы только поскорей, подальше, и не слышать, и уйти. Такие проповедники всегда раздражительны, эти люди всегда жалуются, они всегда всем недовольны. Им непонятно. Им кажется, что если Серафим Саровский говорил: «Радость моя, Христос воскресе!» в январе, это такая у него была шутка. А некоторые имеют дерзость это повторять за Серафимом Саровским. Ну ты-то не Серафим! Это ещё выглядит тошнее, когда человек усваивает себе то, чем он не является и никогда не знал, что это такое, и даже людей таких не видел, а если видел, то и не мог их даже определить, что перед ним такой божественный человек.

Преподобный Серафим очень близкий нам святой, современник Александра Сергеевича Пушкина. Можете себе представить, в то же время он жил. И вот, он нас этому научил, поэтому мы должны очень глубоко для начала запомнить, потому долго размышлять над этой фразой. В ней есть очень много ответов на то, как нам жить, как воспитывать наших деток, как относиться к той жизни, внутри которой мы оказались в современную эпоху, как по-христиански реагировать на то, что происходит вокруг нас и с нами. А если к этому присовокупим ещё молитву самому преподобному, то он обязательно нам в этом поможет. Он весьма скорый помощник, когда мы откликаемся сердцем на память о нём – о том, кто нас научил этим прекрасным вещам.

 

Наверх