Проповедь на неделю о Страшном суде. 19 февраля 2012 г.

Проповедь на неделю о Страшном суде. 19 февраля 2012 г.

Господь по Своему обыкновению сказал причту. Притчу говорил Он тогда, когда необходимо было изъяснить некоторые Божественные законы, для которых в человеческом языке нет ни слов, ни понятий. В каждой притче содержится воля Божия о человеке. Господь в притче пытался всё необходимое, что нужно человеку знать для его спасения, вложить. Поэтому каждая притча является неисчерпаемым кладезем для тех людей, которые хотят жить благочестиво. Каждая притча даёт нам смысл жизни. Смысл жизни не с точки зрения человека, потому что, к сожалению, в результате греха человек ушёл от Бога, что выразилось в свидетельстве Священного Писания о том, что Адам и Ева были изгнаны из рая, то есть изгнаны от общения с Богом. Общение с Богом – это рай, а отсутствие этого общения – это ад. Те смыслы, которые есть у человека, прямо противоположны воле Божьей. Бог хочет от человека своем другого.

Когда Господь пришёл вслед за Иоанном Крестителем, говоря: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17), во Христе оно приблизилось. Сам Бог, Творец вселенной и Творец человека, пожелал на человеческом языке объяснить человеку, что Он от него хочет. Он имеет на это право, как его Отец. Каждый отец имеет право разъяснить своим детям то, что он от них хочет. Мы с вами знаем, что в определённом возрасте возникает некий конфликт между детьми и родителями, но у родителей есть такое право. Наш Родитель, Творец, Господь тоже имеет такое право.

Он, Который дал нам свободу, тоже прекрасно понимает, что сообщение воли Божьей совсем не значит, что все люди тут же примут эти слова к неуклонному для себя исполнению, только некоторые. Этим некоторым Господь сказал: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32) Потому что Господь уже убедился и убедил нас в том, что никакие репрессии в виде всемирного потопа, например, не помогают. Он изгнал Адама и Еву из рая, это не помогло, уже Каин убил Авеля, дети Адама. Когда Господь из всего человечества избрал Ноя, а всё остальное человечество утопло в океанских водах, уже дети Ноя согрешили. Среди них объявился Хам, который посмеялся над отцом. Уже сразу, в следующем поколении. Это не спасает, поэтому Господь решил обратиться ко всему человечеству и всех позвать за Собой, а уж кто пойдёт, это выбор каждого человека. Каждый человек сам определяется с тем, что является для него смыслом жизни. Смысл жизни в том, чтобы верить в то, что ты избрал. Каждый человек, естественно, выбирает то, что ему любо. Один служит деньгам, другой служит детям, третий служит Родине, четвёртый искусству, пятый собственному тщеславию, шестой может служить какой-то страсти, например, спиртосодержащим изделиям. Тогда всё для этого, все разговоры об этом, все стремления к этому, поиски только этого. Где бы найти, воспринять и дальше поиски только одного, где бы, когда, с кем. В этом смысл.

А для тех, кто возлюбил Христа, Христос становится этим смыслом. Понятно, что и среди нас, собравшихся в воскресный день в храме, такие, может быть, и есть, но это не десятки, это единицы. Другие любят ещё что-то, по крайней мере не так, как Он бы этого хотел, говоря: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). Только то, что ты любишь больше всего, только то является смыслом. Два-три человека таких есть, эти слова обращены именно к ним, потому что для остальных это не играет вообще никакой роли, у них всё равно другие смыслы.

В этих словах, в этой притче Господь говорит о том, чего бы Он хотел от людей, которые Его возлюбили и пошли за Ним. Говорит Он о том, чего должен человек достичь. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31-33). Яркая такая картина: перед Пастырем собрались все народы, семь миллиардов ныне живущих и десять или пятнадцать миллиардов, которые жили до этого, и на Престоле сядет Христос. Для многих это будет в диковинку, потому что большая неожиданность, что именно Он будет вершить этот суд. На самом деле суда-то никакого не будет, каждый человек сам себя судит своим выбором. Если ты выбрал не Христа, ты козёл, если ты выбрал Христа, ты овца.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф. 25, 34). Почему наследуют Царство? Кто наследует? Наследуют дети. Дети – это те, которые сознательно выбрали Бога своим Отцом, те и являются наследниками, а остальные – нет. Только тот, кто выбрал. Если у кого-то есть какие-то другие смыслы в жизни, например, простое женское счастье, ну и оставайся со своим простым женским счастьем, которое кончится, когда у тебя выпадут зубы, и ты будешь оттаптывать пороги собесов какое-то время. Потом болезнь и гроб, вот и конец твоему простому женскому счастью. А Христос хочет дать человеку вечность и сделать его наследником Самого Бога.

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36). Этот список можно продолжать, потому что это притча. Я нуждался в деньгах, а ты мне дал. Я нёс тяжёлую сумку, а ты мне помог её дотащить до дома. Я поскользнулся на льду в феврале, а ты меня поднял. Я ломился в маршрутку, а ты уступил мне место и поехал на следующей. Так, собственно, без конца, потому что каждый день нам представляет возможность поступить либо по-христиански, как овца, либо не по-христиански, как козёл. Почему Господь избрал для одних такой образ овцы? Потому что овца, во-первых, незлобная, а во-вторых, кроткая. А козёл упрямый и бодливый. Христос хочет, чтобы все научились от Него кротости и смирению, поэтому наследуют Царство только те люди, которые смыслом своей жизни ставят достичь этого, научиться у Христа незлобию и смирению.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 37-40). Поэтому святые отцы говорили, что спасение – в нашем ближнем. Что ты сделал для человека, если ты это делаешь ради Христа, а не ради тщеславия, не ради пиара, не ради корысти своей, то ты делаешь Господу. Потому что человек иногда думает: «Сейчас я ему дам, а потом он мне воздаст побольше». Главное в этом мотив поступка – угодить Богу или угодить человеку, этому конкретному или тем, которые будут глядеть на это и похваливать. Главный мотив – что мы это делаем ради Бога. Не ради этого ближнего, который наг или в тюрьме сидит, сват или кум. Совершил, сиди теперь. Всё дело в милующем сердце. Мы и к преступнику относимся так же, как его родная мать. Да, он грешник, но всё равно жалко, всё равно люблю, всё равно посылочку посылаю, чтобы ему было полегче. Сердце любящее. Господь хочет, чтобы все Его чада любили Его и ради любви к Нему оказывали любовь и своим ближним. Господь тоже любит всех – и праведников, и грешников. Ради спасения всех Он пришёл на землю.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 41-43). Этот список тоже можно продолжать. Я нуждался в утешении, а вы хамили мне. Я хотел, чтобы ты со мной поиграл, а ты ногой рассыпал мои игрушки. Я хотел покоя и тишины, а ты дома орал, как бешеный. Этот список можно продолжать без конца.

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 44-46). Что такое вечная мука? Её даже с огнём Господь сравнивает. Человек имеет некие смыслы своей жизни, например, тот же алкоголь. Вот душа его покидает тело, и он вместе со всеми остальными козлами отвержен от Бога. Господь ему говорит: отойди от Меня, сатана (Мф. 4, 10). Из чего будет состоять его жизнь? Душа его будет продолжать хотеть выпить с друзьями, на рыбалку, потом баня и так далее. Но нет ни озера, ни реки, ни спиннинга, ни сетки, ни бутылки в рюкзачке, ни друзей. Смысла нет и конца нет. Жизнь прожита бессмысленно. Это состояние не год, не два, не сто, а всегда, вечно. Такая хорошая перспектива для большинства людей, которые не увидели главного смысла жизни. Но такая перспектива и у тех, кто возомнил о себе, что он овца. Человек такое существо, в отличие от животного – ни у козла, ни у овцы нет такого свойства, как воображение. Как дети говорят: воображает из себя. Очень многие люди ходят в храм и воображают из себя, что они христиане. Христианин очень просто проверяется, надо дать ему по правой щеке и посмотреть на реакцию. Если реакция христианская, значит христианин, а если реакция, как у козла, значит это волк в овечьей шкуре. Свойства должны быть другие у человека: милосердие и доброта, готовность понять и простить, готовность послужить.

Очень многие люди думают, что они овцы, а когда они придут и скажут: «Господи! <…> не Твоим ли именем мы бесов изгоняли?» (Мф. 7, 22), Господь ответит, что не знает даже, кто они (см. Мф. 7, 23). Очень много таких людей, миллионы, которые думают про себя, что у них с Богом всё в порядке. На самом деле они никогда Бога не знали, потому что не слышали Его слов и относились к своему ближнему не так, как ко Христу, чтобы сделать для ближнего то, чего хочешь для Христа, а очень даже потребительски. Когда с ближнего можно что-то получить, тогда да, а когда ближнему нужно послужить, тогда нет. Главный смысл человеческой жизни не в том, чтобы сделать так, чтобы тебе послужили как можно больше людей. Как некий банкир, который ничего не производит, просто собирает со всех деньги, пускает в оборот, а потом с этого оборота живёт и расширяет своё банковское дело. У него, конечно, риски определённые, он время своё тратит, энергию, но он не сеет и не пашет. Он пользуется доверчивостью людей, их верой в банковскую систему. Они приносят ему деньги, он с них имеет. Чем больше людей, тем больше он имеет. У христианина наоборот – сколько у тебя есть возможности ума, сил, таланта, денег, ты этим служишь как можно большему количеству людей. С точки зрения банкира, ты полный дурак, с точки зрения Иисуса Христа, это он полный дурак. Накопив триллионы, как жалко умирать, а накопив людей, которых ты облагодетельствовал, умирать очень легко, потому что они за тебя все молятся, как за благодетеля. Они не проклинают, как тебя будут проклинать те, которых ты обобрал. Всё совсем наоборот. Смысл жизни в совершении добра ради Христа, вот в чём смысл жизни. Понятно, что, если человек нищий, больной, слепой, глухой, у него очень маленький ресурс того, чем он может послужить ближнему. Человек, который занимает какой-нибудь пост, например, император или его первый министр, он может много сделать для ближних. Как привратник в монастыре, ну что он может сделать? Максимум, что он может – это вежливо принимать посетителей. Не так: «Так, всё, служба кончилась, идите отсюда!» Можно и сорок лет простоять в монастыре на воротах, а потом оказаться в преисподней. Потому что ты как пришёл в монастырь сволочью, так ты сволочью и ушёл, а должен был за сорок лет умягчить своё сердце и из сволочи стать добрым человеком. Смысл-то в этом, потому что в Царствие Божие войдут только люди добрые, сочувственные, жалостливые, которые боль ближнего могут воспринять, как свою, могут найти способ подумать, как ему помочь.

Причём нужно очень осторожно, нужно так помочь, чтобы этот человек не стал бы хуже. Иному человеку начнёшь помогать, он на шею прыг и говорит: “Что-то ты меня как-то плохо несёшь, мне как-то неудобно на твоей шее сидеть. Смотри, я тут справа ногу в паху натёр”. И пяткой ещё подгоняет. Так обычно дети поступают со своими родителями. “Мам, мне надо машину новую сменить”. Нет, чтобы: “Мам, на тебе бриллиантовое колье”. Или: “Мам, что ты на таком драндулете ездишь, возьми моё БМВ, а я на твоей поезжу”. По-христиански так, а мама думает, что она сынку поможет. В чём ты ему поможешь? В том, чтобы он из бессовестного эгоиста стал ещё больше бессовестным эгоистом? Для этого это всё делается? А результат-то будет такой. Даже послужить ближнему очень непростая задача и совершенно не бездумная, а даже очень творческая и требующая очень большого напряжения ума. Как воспитание детей: если воспитывать детей, давая им всё по первой просьбе, это путь очень плохой. Это путь к воспитанию уродов, они тогда так и будут искать того, кто им побольше даст. Если папа побольше даст, пойду к папе. Если бабушка больше даст, пойду к бабушке. А потом найду спонсора и буду с ним жить, потому что он мне всё даёт, а вы, родители, мне не можете дать того, что даёт спонсор. Я буду делать всё, что спонсор требует, потому что я хочу иметь то, что имеют другие. Ещё в себе и зависть всячески культивирует, то есть прямо противоположно тому, что хочет Христос. Поэтому это совсем не простое дело, потому что можно этим и повредить. В древнем памятнике христианской письменности Дидахе написано: “Прежде чем дать милостыню, пусть она вспотеет в твоей руке”. Должно пройти время, это не должно быть бездумно, это должно быть очень обдуманно, целенаправленно. Это целый процесс. Одно дело, когда человек всю жизнь упражняется, чтобы приобрести, а другое, когда упражняется в том, чтобы дать.

Покаяние и заключается в этом, потому что мы находимся в преддверии Великого поста, Сырная седмица, в которую мы вступаем – это уже пост, мясо не вкушаем, она как раз для этого и существует, это время покаяния. В чём покаяться? В том, что случайно на второй седмице съел заиндевелый блин, который остался в холодильнике? Нет. А в том, что изменить жизнь с того, чтобы себе, на то, чтобы им. Вот что такое покаяние, сам принцип жизни, сам его смысл. Смысл жизни — это умягчение своего сердца, сделать его способным на любовь. Спрашивается, а зачем? Надо же пожить для себя. А вот зачем. Дело в том, что человек очиститься от греха и достигнуть Царства Божия может только через благодать. А благодать Божия не может войти в сердце жестокое, а только в милующее. Это просто залог спасения. Хочешь, чтобы Царство Божие внутри тебя было, сердце должно быть мягким, нежным, любящим. Если ты хочешь, чтобы оно было ко всем людям жёстким, а только изнутри к самому себе любящим, тогда благодать войти не может. Тогда останешься со своими грехами, а смерть грешников люта (Пс. 33, 22). Я в начале своего слова постарался этот кошмар описать. Понятно, что никакого суда не будет, суд уже вот сейчас. Мы с вами, все те, кто слышал это, теперь знаем, что хочет от нас Господь. Если мы уже сейчас, будучи оглашенными, не пойдём этим путём, значит мы сознательно сопротивляемся Богу, сознательно сделали свой выбор. Нас судит Слово Божие. Христос — это Слово, Божественный Логос. Он нас судит. Он нам говорит, что истина заключается в том, чтобы служить ближнему, причём как самому себе. Вот грань, можно даже чуть больше, кому это удастся, но эталоном являешься ты сам. Что ты хочешь от людей себе, то ты должен им. Трудно? Трудно, а другого пути нет. Если ты это выбираешь, значит ты христианин. Если ты это отвергаешь, ты отверг и Христа, и Царство Божие. Оставайся в той преисподней, в которой ты уже и сейчас живёшь.

Недавно говорил с одной женщиной, она говорит: “Вот как объяснить человеку, который стал жертвой преступления?” Преступник никак не пострадал, а жертва реально страдает. Предложи поменяться, согласилась бы жертва стать преступником и чувствовать себя так же хорошо, как преступник? Нет, спаси и сохрани жить в этом аду. Нам трудно понять, как себя чувствует человек, который убил, обокрал или ограбил стариков. Нам это трудно понять, лучше в это состояние не входить, потому что это состояние бездонного ада. Человек должен очень сильно осатанеть, чтобы сознательно принести ближнему зло. Уж лучше быть жертвой, чем тем, кто приносит людей в жертву самому себе. Покаяние – это изменение смысла жизни с того греховного, которое у нас есть принципиально и которое проявляется в нашей обычной жизни, на тот, который является христианским.

Наверх