Проповедь на неделю 5-ю Великого поста. 21 апреля 2013 г.

Проповедь на неделю 5-ю Великого поста. 21 апреля 2013 г.

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег» (Лк. 7, 36) – как это было в обычае на Востоке. Фарисей – храбрый человек, потому что принять в дом Спасителя – это было не просто. Фарисейское общество, частью которого он был, было настроено против Христа Спасителя, потому что совсем не всё из того, что Он говорил, а тем более делал, им нравилось. Вообще мировоззрение человека во многом зависит от привычки. Как и сейчас, например, у нас в стране есть немало людей, которые, по крайней мере формально, внешне, придерживаются коммунистических взглядов. Лучшее лекарство от коммунизма – это, конечно, концентрационный лагерь. Я многих знаю (вернее, знал, они уже умерли) старых лагерников, к одному даже в гости пойду сегодня вечером, ему уже крепко за 80 – вся эта романтика обычно через две-три недели заканчивается. Когда человек попадал на Лубянку, потом в Лефортово, потом в лагерь – сразу как-то коммунизм у большинства улетучивался, потому что видели не соответствующий каким-то таким представлениям контраст. И вот то, что говорил Христос, допустим, что человек больше, чем суббота, им категорически не нравилось, потому что они всю жизнь упражнялись в том, чтобы в субботу ничем, даже пальцем, не пошевелить. У них так это запечатлелось в душе, что это грех. А смысл субботы совсем не в том, а чтобы хотя бы раз в неделю сохранять память о Боге настолько, чтобы предаваться всяким благочестивым упражнениям: читать Священное Писание, посещать, кто в Иерусалиме живёт, храм, а если кто в рассеянии, то синагогу, какие-то добрые дела творить, и так далее. Но совсем не в том заключалось, чтобы вообще, как и сейчас мы можем наблюдать в современном Израиле, некоторые даже свет не включают, потому что это грех. Мне одна моя знакомая говорила, что приехала она в Израиль к своей подруге, а у неё там дверь от холодильника отошла, и он таял. А она боялась закрыть дверь холодильника, потому что это грех. Понимаете, вот такие представления, человек живёт и думает, что для Бога очень важно, чтобы в Израиле на 40-градусной жаре растаял холодильник и всё залил, потому что даже воду нельзя собрать. А вот если закрыть дверь, то это грех. Странно нам это слышать, потому что в каждой заповеди, и про день субботний, и про другие, вообще-то, глубочайший смысл есть. Причем такой смысл, который за три с половиной тысячи лет не потерял своей актуальности. И даже непонятно, почему этого люди не видят. Привычка. Так человек привык. И вот это очень трудно изменить, поэтому Господь многими из фарисеев воспринимался как некий революционер, который хочет взорвать устои. А Христос говорил: «…не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). То есть наполнить его (закон) истинным содержанием. А фарисейское общество этому сопротивлялось. И вдруг фарисей, история даже оставила нам его имя, звали его Симон, он Его пригласил к себе домой. Это тоже поступок, который его характеризует с очень хорошей стороны, что он не побоялся людей.

Я недавно говорил с одной женщиной, она во чреве убила своего ребёнка. Я говорю: «Вам уже не 15 лет, взрослая женщина, 40 лет, какие у Вас были мотивы, чтобы разрезать на куски и бросить в кювет Вашего ребёнка? Представьте себе: Вам 60, уже внуков была бы целая куча, а тут 20-летний прекрасный сын». Она говорит: «Ну понимаете, как-то стыдно, что мне 40 лет, я буду беременная с животом ходить». Мотив. Убить ребёнка не стыдно, а стыдно ходить с пузом. Что у человека в голове? Убийство – это ладно, забыли-проехали, а вот что люди скажут! Какие люди? Что, в метро будут пальцем показывать? Да мало ли людей с животом. Вот я, например. И что теперь? Всем, что ли, липосакцию делать? Странно. А вот в голове у человека творится часто незнамо что. Готов человек пойти на страшное преступление, которое невозможно исправить, из-за того что он предполагает, что люди скажут. Интересное дело! Меня это страшно поразило. Я за 30 лет священства второй раз в жизни встречаюсь с этим, но, правда, одну, первую, тогда, много лет назад, удалось как-то остановить, и сейчас парню уже 30 лет как раз. Она тоже из этих соображений: «Ну что, я уже старая», хотя ей ещё даже 40 не исполнилось. И когда она к нам приходит, я всегда о нём вспоминанию, что удалось. Но она всё-таки в храм ходила постоянно, а эту-то вообще первый раз видел. Поэтому зависимость у людей у всех очень большая, такое человекоугодие.

И вот фарисей это преодолевает. И вдруг он видит, что подошла грешница. Откуда он знал, что она грешница? Да она была такая грешница, что это вся округа знала. То есть это невозможно было скрыть. «…узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7, 37-38). Фарисей смутился, «сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Он и то, как житель той местности, знал, кто она такая, а пророк вот оказался не то. Слабоват. Он совершенно не понимал, что происходит. И вот Господь за то, что он, ради того чтобы увидеть Его, пригласил Его в дом, над ним сжалился и решил ему объяснить Свои действия. Господь часто не объясняет. И некоторые люди ломают голову: вот за какой грех мне вот это или это. Какая разница? Ведь не в юридизме дело: за такой грех 5 лет, за такой 7. Не в этом. Просто грех имеет свои последствия. Вот это главное, что человек должен знать, а какое, за какое – это не всегда даже можно понять. И это не важно.

И вот что происходит. «Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лк. 7, 40-43). Здравый смысл есть. Он рассудил правильно. И Господь ему объясняет: «…видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал» (Лк. 7, 44). Хотя по закону гостеприимства это нужно было сделать, но Симон побоялся уж до такой степени оказывать уважение Христу. Опять же, что люди скажут? «…а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги» (Лк. 7, 44-45). То есть поцелуй при встрече, как у нас, у православных, принято, это видите с какой древности идёт. «…ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 46-47). Эти слова нужно нам каждому написать над своей кроватью и каждый раз, когда мы просыпаемся, их читать. Но только для тех людей, кто хочет, чтобы Господь простил их грехи. Вот ответ. Потому что мы думаем, что наше прощение зависит от того, сколько мы чего прочли, сколько мы чего не съели, куда мы съездили, и так далее, и так далее. А вот на самом деле от этого зависит. В чём тут дело? А вот в чём: мы по привычке прощение от Бога воспринимаем так же, как и прощение от людей, а то, что мы называем прощением от Бога, – это совсем другое.

Как происходит это прощение? Вот есть, допустим, некий человек, у которого есть какой-нибудь грех. Пагубный. Давайте выберем, какой. Например, любовь к азартным играм. Доходит до болезни. Каждый грех, вообще-то, в своем развитии приводит обязательно к болезни. И вот некий такой азартный человек никак не может избавиться, болен этим, пришлось даже семью свою разрушить. И вот он хочет, чтобы Господь его избавил от этого греха. Или простил грех. Что это значит? Некоторые так думают: вот, говорят, батюшка, 40 лет хожу, каюсь в одном и том же, ничего во мне не исправляется. Понятное дело. Это на языке духовной жизни называется, что Бог тебя не простил. А как Бог прощает? Приходит в сердце человека благодать Божия и в один миг исцеляет человека, делает его настолько другим, что он даже не помнит, что это с ним было. У него не только нет желания вновь идти в какое-то казино, во что-то играть, а он мимо вывески проходит: «Ка-зи-но» – интересно, что это такое? И идёт дальше. Вот что значит Бог простил. Но чтобы благодать Божия пришла в сердце, сердце должно быть проницаемо для благодати Божией, оно должно быть умягчено. Сердце должно быть не злое, жёсткое, завистливое, осуждающее, жадное и так далее. Оно должно быть мягкое, доброе, снисходительное, любящее. И вот у этой женщины-грешницы было такое сердце, и Господь Своей благодатью тут же её исцелил. Вот она была такая, а теперь стала совершенно другая. Понимаете? И вот это значит на языке Евангелия «простил». Не юридически: ты вот это, это должен выполнить, тогда тебе за это будет то-то, то-то. Нет. Пока грех не исчезнет из души, значит, он ещё не прощён. Значит, нужно умягчать своё сердце. Нужно об этом Бога просить, нужно стремиться каждый день делать множество добрых дел для умягчения собственного сердца.

«Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 48-50). Кто это? Как кто? Бог. Потому что больше никто не может простить грехи. Человек человеку может простить долг, может простить обиду, это человек может простить. А грехи, которые внутри человека, никак. Только Бог Своей благодатью. Поэтому их вопрос неуместен. Они не увидели в Нём Бога. Он простил, сказал: «Иди с миром». Она была вот такая грешница, а теперь она стала другим человеком. Этому способствовало её любящее сердце, и любовь не к кому-то там, постороннему человеку, а именно ко Христу сделала это чудо. И вот если кто-то из нас вдруг, или не вдруг, а путём долгих упражнений, вот так возлюбит Христа, тогда и простятся грехи, а лучше сказать, не грехи простятся, а что придёт благодать Божия и очистит от всякия скверны. Поэтому Христос и называется Спаситель. В чём спасение? В том, что Он явился в мир, и все люди разделились. Одни очень резко захотели Его убить, потому что Он нарушал их привычки, а другие всё оставили, полюбив Его, и пошли за Ним, и остались Ему верными до конца, до смерти. Они Его возлюбили больше, чем самих себя и свою собственную жизнь. И вот тогда к ним пришла благодать Божия. Может, кто-нибудь помнит, когда это с ними случилось? В день Святой Пятидесятницы, когда мы празднуем день рождения Церкви. Потому что Церковь создана благодатью Божией. Три года Христос готовил Своих учеников, и, когда они Его возлюбили, пришла благодать и их сердца, наполненные любовью ко Христу, оплодотворила. Они из простых мужиков-рыбаков превратились в апостолов. И каждый из них отдал за Него жизнь. Вот, собственно, в этом спасение и заключается. Если мы это усвоим, то нам будет гораздо легче наши греховные привычки поменять на те, которые образовываются от наших попыток исполнения заповедей Христовых. Сам Христос сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдёт». Потому что если человек не любит, то как он будет соблюдать? Если сын любит мать, в чём выражается эта любовь? Он не хочет её ничем огорчать. Поэтому то, что она просит, он делает для неё с радостью. А если он делает это с понуждением, неохотно, откладывает на потом, это не любовь, это совсем не любовь. Даже если он через слово об этом говорит. Так же и человек может думать про себя, что он Бога любит. Посмотрим, как ты живёшь. Вот Господь дал заповеди, а ты всё время хочешь то одну, то другую, то третью, то седьмую, то десятую всё как-то обойти. Но разве это любовь? Нет, это не любовь. Любовь – это когда всё, что Христос сказал или пророк Божий какой-то, вот пророк Божий Моисей, всё для человека дорого, свято и любимо, и он старается это исполнить. Поэтому для каждого из нас ежедневно, ежечасно вот такой выбор стоит: либо оставаться со своими греховными привычками, либо образовать новые, христианские.

Наверх