Проповедь на неделю 30-ю по Пятидесятнице (по притче о брачном пире). 2015 г.

Проповедь на неделю 30-ю по Пятидесятнице (по притче о брачном пире). 2015 г.

Господь сказал притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже все готово» (Лк. 14, 16-17). То есть он заранее предупредил, что будет такой ужин, а уже потом, когда всё приготовили, за ними послал, для того чтобы их напитать. Под этим «одним человеком» Господь в данной притче скрывает Самого Себя, а под этими людьми, которых Господь предупредил об ужине, можно сказать, подразумевается вообще всё человечество, ибо на земле не осталось уже людей, которые бы не слышали имя Иисуса Христа. Богу от человека ничего не нужно, потому что Бог самодостаточен, но Бог, как Иоанн Богослов нам открыл, есть любовь, а любовь всегда выражается в том, что хочет одарить своей любовью того, кого любит. И ужин, который приготовил этот человек, есть проявление любви. Господь для притчи избирает образ ужина, пира, потому что это всем людям понятно. Вот наступает Новый год. Что такое для людей праздник Новый год? Это сесть всем вместе за стол и поесть и выпить. Поэтому Господь для того, чтоб было всем понятно, избирает такую притчу, чтоб на её примере объяснить, что происходит.

Происходит вот что: И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14, 18-20). Ну и так далее. Господь всех зовёт к Себе в Царствие Божие, всех людей. Людям некогда. Они очень заняты земными делами: у кого дети, у кого внуки, у кого работа, у кого безработица, кому надо дом строить, кому ломать, у кого переезд, у кого пожар. И вообще, на земле очень много всяких интересных вещей. Ну вот сейчас будет самая интересная вещь – это Новый год. Одни люди придут на ночную службу, а другие будут смотреть огонёк по телевизору, где одни и те же лица мелькают, всё время они улыбаются. И это всё каждый год одно и то же, одни и те же люди, напомаженные дедушки-бабушки, и среди них мелькают иногда люди помоложе, лет 50-58, это совсем юные. И вот это всё называется «веселье», потому что все говорят добрые слова, как будто включили магнитофон. Если включить запись позапрошлого года, даже и никто и не заметит, только цифры надо менять. Дальше, ну что ж, просыпаемся, в течение двух дней доедаем, что осталось и не испортилось. Вот, собственно, и всё. А Господь приглашает на тот пир, который дарует человеку вечное блаженство, и не только как результат временного объедения, а совершенно другого свойства, но, к сожалению, земные заботы заслоняют это и не дают возможности даже человеку услышать. Вот о чём эта притча.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 21-24). Господь знает падшее естество человека, и на самом деле между зваными, избранными и теми, которых нашли на дорогах, валяющимися возле изгородей, большой разницы нет. Это в восприятии людей между ними есть какая-то субординация: один министр, другой его шофёр, а третий просто машину моет. Один на машине проезжает шлагбаум, а другой ему открывает и за ним закрывает, но на самом деле это совсем незначительная разница. Для Бога это не важно, потому что по сравнению со святостью Божией любой человек, даже с нашей, людской, точки зрения, праведный, будет чёрен от греха. Поэтому Господь зовёт всех, каждого хочет очистить и спасти. Человек приходит на пир не потому, что он достоин, и не потому, что он правило почитал, не потому, что он три дня или, может быть, целый месяц колбасы не ел, не по каким-то таким заслугам, а только по одному критерию – хочет он прийти или нет. В Царствии Божием собираются те души, которые хотят прийти, а остальные, к сожалению, не входят. Не потому, что их Господь наказал или изгнал, нет, а потому, что они сами не хотели. У каждого человека есть выбор, что ему делать, что ему более любо. Одному – прийти в храм и причаститься, а другому – подольше поспать. Вроде ничего такого в этом нет, совершенно безобидное дело: устал, посплю. Что тут такого? Никого не убил, не ограбил. Ну а другой и убил, и ограбил. Большая ли разница? Да, для следственного комитета это разница, а для Бога – нет. И тот, кто спит, не войдёт в Царствие Божие, и тот, кто убивает и грабит тоже не войдёт. Царствие Божие открыто для всех желающих, только это желание должно быть не на словах, а действенно. Не просто как большинство людей на земле говорят: «Да, я глубоко в душе верую в Бога». Молодец. И бесы тоже веруют. Просто вера без дел мертва (Иак. 2, 20). А какое дело? А дело – что нужно прийти. Господь звал, и те люди убогие, больные, хромые, кривые, горбатые, с повреждённым умом нашли в себе силы прийти на этот пир. А остальные, кто и поздоровей, и поумней, и пообразованней? «У меня два высших образования» – «А у меня три!». Ну так в преисподней от того, что у тебя три высших образования, тебе прохладней не станет. Совершенно вообще не об этом даже речь. Для того, чтобы достичь Царствия Божия, это совсем не нужная вещь. В том, чтобы на несколько лет или десятков лет устроиться здесь на земле на непыльную работу, это сыграет, возможно, какую-то роль. А может быть, и не сыграет. Абсолютно по-разному бывает. Но для того, чтоб быть с Богом, нужны вообще другие вещи. Главное заблуждение человечества заключается в том, что люди занимаются не тем, чем нужно для спасение души. Но так устроено, что вот это и является критерием. На самом деле каждый человек делает только то, что ему любо. Если человек устремляется в Царствие Божие, делает туда необходимые шаги, значит он этого хочет. А бывает, человек и понимает, как хорошо в Царствии Божием, но ничего для приобретения его не делает. Он в социальном плане и неплохой человек, может, хорош собой, и приятный, и честно работает, им на работе все довольны, да и семьянин хороший. Эти все вещи совершенно не плохие, но для Царствия Божия это не играет никакой роли, потому что Царствие Божие открывается только тому, кто любит Иисуса Христа. Вот представим себе, что человек что-то любит, например, выжигать по фанерке, делать какие-то там полочки, игрушечки, и целыми днями этим занимается. Другой самолётики клеит. Третий в носу ковыряет. Почему он ковыряет в носу? Ну потому что он любит этот процесс, ему нравится. Сколько мама ни говорит, что не надо ковырять в носу, он всё равно ковыряет. Почему? Ему это нравится. Человек всегда делает то, что ему нравится. А от того, что ему не нравится, он старается увильнуть. Так и большинство людей на земле выискивают разные предлоги – национальные, религиозные, политические. Есть и более идиотские предлоги, например, «моя точка зрения». Он может иметь такую точку зрения, с которой не видно Царствия Божия, и он занимается чем-то другим, так жизнь выстраивает, чтоб об этом в общем-то и не думать. И только вот небольшая кучка людей, надо сказать, не самых умных, не самых красивых, не самых молодых, не самых вообще разбирающихся в современной жизни, устремляются к Царствию Небесному. И Господь собирает Себе людей в Царствие Небесное только по одному качеству – любит ли он Иисуса Христа. Потому что человек всегда любит только то, что подобно ему. Человек любит своих детей, потому что они – его, они похожи. И так и некоторые люди начинают любить Иисуса Христа, потому что чувствуют, что Он им сродни. И для Бога вот это и важно. Однажды устами пророка Господь сказал: Если будут грехи ваши как багряное, – как снег убелю (Ис. 1, 18). Для Бога очистить человека не составляет никакого труда. Как один святой человек выразился: «Неужели ты думаешь, что камнями своих грехов ты можешь забросать море милосердия Божия». Человек настолько мал, настолько ничтожен, настолько слабосилен, что это совершенно невозможно. Господь зовёт всех. Нам нужно только понять, в нашем шествии на этом кратком поприще жизни тот шаг, который мы совершаем сегодня, завтра, послезавтра (каждый день мы совершаем какие-то шаги), в направлении Царствия Божия или нет. И чтоб мы не запутались, Господь дал нам Священное Писание, это как некая карта, которая даёт нам возможность сориентироваться на местности этого шествия в жизни. И есть там такие ориентиры – это заповеди, которые показывают: вот туда надо идти, а туда – ни в коем случае. И если мы будем этим пользоваться, то мы сумеем прийти в Царствие Божие на этот пир.

Эта притча обращена не ко всем, она ведь читается в церкви – для тех, кто рано утром встал, вместо того, чтоб спать, пришли в храм, предприняли некий труд. Храмовое богослужение, литургия – это тоже пир, где в пищу Господь даёт Своё Тело и Свою пречистую Кровь для того, чтобы напитать грешника и чтобы очистить его. А мы ещё устраиваем прежде Причастия исповедь, когда каждый человек перед Богом в присутствии священника, если хочет, может покаяться в грехах. Каждому дана такая возможность для того, чтобы подготовиться к этой встрече с Богом. Христианская жизнь в том и заключается, что мы постоянно готовимся к встрече с Богом. Если эта встреча состоится здесь, на земле, она состоится для каждого из нас и на небесах. Но она не состоится, если мы будем делать шаг вперёд, потом два шага назад. Часто люди говорят: «Выхожу из храма, прихожу домой, прошло двадцать минут, и опять поругались». Ну, собственно, вот ты сделал шаг, помолился Богу, причастился Святых Христовых Таин, пришёл домой и опять, как пёс, лаешь. Что ты приобрёл? Ничего. Только потерял. Но ничто не мешает завтра начать сначала – до тех пор, пока не укрепишься. Каждому человеку, пока он жив, дана такая возможность.


Наверх