Проповедь на неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. 2015 г.

Проповедь на неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. 2015 г.

В середине Святой Четыредесятницы посреди наших храмов на аналое, на центральном месте, прямо под куполом, – крест Господень. Крест и символизирует веру нашу, и есть орудие нашего спасения. Спасения от греха. Потому что добровольно взойдя на Крест, Сын Божий, Господь Иисус Христос взял на себя грехи человечества и их пригвоздил ко Кресту. За грехи убить полагается нас, но Господь закон справедливости меняет на закон любви. И пошел на эту самую страшную из всех существующих в то время казней, для того что бы нас спасти от этого.

И любой человек, который рождается на земле, если уверует, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий, может эту жертву Христа Спасителя усвоить себе.

Вот этот крест – это есть напоминание о жертве. Святая Церковь таким образом о ней напоминает. Возлагается крест, и мы смотрим на распятого Христа Спасителя. Висеть обнаженным, перед этим избитым, в терновом венце, под палящим солнцем, прибитым гвоздями – Христос, чтобы спасти тебя грешника, все это совершил. Ну а ты для Христа хоть что-то можешь?

Потому что все, что в Церкви предпринимается – это предпринимается ради Христа. И не только в стенах храма – воцерковлять нужно всю жизнь. Как апостол Павел говорил, едите ли пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор., 10, 31). Даже чистить зубы во славу Божию вполне возможно. Просто душа человека, если он хочет быть христианином, должна всегда трудиться в этом направлении, она этого должна искать. Христианин все время ищет, чем бы послужить Богу. Все цели человеческой жизни, все, от чистки зубов до организации собственных похорон, все это должно быть воцерковлено, то есть все должно быть во славу Божию. И крест – это напоминание, что мы и поститься должны во славу Божию. Нужно не забывать, что в посте главное, ради чего и ради Кого мы это совершаем.

Сегодня читаются слова Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Что значит «отвергнуться себя»? Это значит жить не для себя, а для Бога.

А первейшее отвержение – это пост. Хочу этого, но отвергаю, тренируюсь. Для животных это невозможно, он хочет есть, и для него это непреодолимо. А для человека возможно. Человек должен себя научить этому отвержению. Тренировка начинается в посте, а потом всю свою жизнь, во всем и до конца отвергнуть себя. Да, для поддержания этой самой жизни и поспать надо, и поесть, и попить, – но только в ту меру, которая служит продолжению жизни, а не как самоцель. Как вот одежда: зачем человеку восемь шуб? Что – две не греют, надо четыре надеть? А под эти шубы шкафы сделать, квартиру расширять? Богу угодно, чтобы и все способности свои мы тратили с умом. А с умом – значит, чтобы Богу послужить. Каким образом?

Пока ты молод, ты можешь послужить многим людям, и если сделал что-то одному из малых сих, то через это сделал Самому Богу. Это Он так сказал (см. Мф. 25, 40). Ведь любовь к человеку, оказание ему этой любви есть свидетельство, что ты любишь Бога, потому что Он так заповедал. Сам человек тут может быть даже весьма противненький, посмотри хоть на своих детей – весьма противные существа. Но ты же им служишь, стараешься, и просто это надо расширить.

Ну а когда состаришься, как ты можешь послужить, если ведра воды не в силах поднять? Оказывается, тоже можешь. Отличнейшим образом. Оставь всех в покое. Не лезь в чужую жизнь. Молчи, когда тебя не спрашивают. Исчезни, чтобы тебя было не видно, не слышно. И все облегченно вздохнут. Что ты все куда-то лезешь, всего требуешь, капризничаешь, как будто тебе три года? Да потому что нет навыка. Привык в жизни командовать. Но привычки-то есть хорошие, а есть и плохие. И в течение жизни все плохое надо изжить.

Вот такой подход к жизни христианский, когда уже ничего не можешь. А если вдруг нужна твоя помощь, обратятся обязательно. Кому с ребеночком посидеть – может, не каждый день, а раз в две недели. И попросят, придут с поклоном, обязательно. Так что в любом состоянии человек может послужить ближнему, и в любом состоянии может отвергнуться себя.

А по отвержении себя человек должен взять свой крест.

У одного крест – худоба, а у другого – ожирение. У одного крест – ум, потому что если ты сильно умен, то, к сожалению, вокруг тебя – одни дураки. А у дурака свой крест – все вокруг умные, а он ничего не понимает, как баран топчется, и все время лбом в дерево, прет напролом и не понимает, почему оттуда выгнали, отсюда выгнали. Да потому что ты дурак. Тоже крест. И так во всем. У одного крест – внешнее уродство, а у другого – необыкновенная красота, проходу не дают. Это очень тоже тяжелое дело. Если ты талантлив, жди море завистников, никуда от них не денешься. Ну посмотрите на судьбы русских гениальных полководцев, начиная с Александра Васильевича Суворова или еще раньше – Александра Невского. Или Жукова сгнобили. У всех наших талантливых полководцев одна и та же судьба: на их плечах вынесли всю войну, а потом их же куда подальше. А потом через несколько лет: «эх, не послушали мы его» – и опять назад. Александра Невского четыре раза назад возвращали, Жукова возвращали, Кузнецова возвращали, Суворова несколько раз. То на первое место, то в ссылку.

И все это надо со смирением принять. Независимо от того, можно ли что-то изменить в этом или нельзя. Принять. И неся этот крест, все равно служить Богу. Поэтому, дорогие мои, запомним эти слова: Отвергись себя, возьми крест свой и следуй за Мной – это сказал Христос и в этом следовании есть спасение для нашей души.

Наверх