Проповедь на неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

Проповедь на неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

Один человек подошёл к Спасителю и сказал: «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). У меня тоже в этом смысле сегодня праздник. Впервые за 30 лет я сегодня тоже услышал… Подошла ко мне одна женщина на исповедь, я спросил: «Что тебя привело»? Она говорит: «Хочу спастись». Первый раз за 33 года я услышал от человека, что он пришёл в церковь как бы за тем, зачем она и существует и создана. Обычно людям нужно что угодно, но только не спасение. Я думаю: «Надо же, как к сегодняшнему Евангелию прямо» И когда к Господу обратился с подобным вопросом этот молодой человек – а из другого Евангелия мы знаем, что это был человек молодой, даже юноша, и, конечно, для Христа Спасителя это тоже было удивительно. Потому что большинство людей о спасении не помышляют, и так серьёзно, глубоко в основном заботятся о здоровье, причём не о своём собственном. Обычно, если человек подходит в слезах, это значит, что либо сын, либо муж, либо дочь, а если подходит такой испуганный, то значит самому надо на операцию ложиться. То есть когда о близких людях идёт речь, тогда душа действительно приходит в такое серьёзное волнение.

Вот этот юноша спросил, и Господь говорит: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19, 17). Протягивает ему руку. Ты как человек начитанный в Священном Писании, ищущий спасения, можешь понять смысл этих слов. В религиозных вопросах явно человек был сведущ. А ведь большинство людей, которые даже в церковь ходят, не только не помышляют о спасении, а вообще и не знают, что такое спасение, и с чем его едят. А когда встречается это слово в церковных книгах, они так по нему скользят, и ни в коем случае сознание на этом не останавливается. Господь протягивает этому юноше руку в том смысле, мол, сделай ещё шаг. Этот шаг заключается в том, чтобы увидеть во Христе Бога, как увидел Пётр, как увидел Фома, Нафанаил, и тогда спасение придёт. Ведь в чём спасение-то? А в этом и есть, чтобы во Христе увидеть Бога. Для большинства верующих наземном шаре Бог с Иисусом Христом, конечно, как-то ассоциируется, но понимание того, что две тысячи лет назад Бог, создавший всех нас, создавший живую клетку, создавший воду, из которой мы состоим на 75 процентов, создавший всю вселенную, пришёл на землю. Это как-то не доходит до сознания. А то, что Он говорил, и то, что Он делал, чрезвычайно важно. Гораздо важнее твоей жизненной карьеры, каких-то твоих дурацких успехов, выйдет ли твоя дочка замуж, а сынок найдёт ли невесту, и какой-то прочей ерунды. Будет ли ядерная война или не будет… Это всё чепуха по сравнению с тем, что Бог приходил на землю. Поэтому каждое Его слово, каждое Его деяние человек должен выучить наизусть, чтобы понять. Понять что? Понять Его, зачем Он приходил. В этом смысл жизни. Для большинства людей то, что Бог пришёл на землю, никоим образом не изменило жизнь принципиально. То есть присутствие Бога в мире и в жизни каждого человека получается в некотором смысле совершенно напрасным, не влияет на человека.

Погода – влияет. Каждый человек по нескольку раз в день смотрит по телевизору, какая погода, или по радио слушает, вот это интересно – какая погода. Хотя что… Достаточно зонтик иметь, и всё. Или наоборот. Вот я – наоборот: если мне нужна хорошая погода, я беру зонтик, значит, будет солнце. А если зонтик дома, значит, будет дождь. У меня всё наоборот. Я уже давно это заметил. Как только подумаешь, что на дачу съездить бы неплохо, сразу дождь. И уже туда не проедешь, потому что сами знаете, город-герой Москва, в Московской области нет газу, дороги совсем не везде, танк не у всех есть, а больше ни на чём, кроме как на танке, в Московской области во многих углах не проедешь. Газпром-то, конечно, Газпромом, но газа нет. Мы же не поляки, не чехи, не французы, это всё им… А нам – и так нормально, дровишки поколешь, всё хорошо и полезно, и лесов станет меньше, в общем, много пользы от этого.

Протянул руку, а парень не внял. Господь увидел, что он это пропустил мимо ушей. Так, очень важные вещи у людей, к сожалению, проходят мимо сознания, я уж не говорю о том, чтобы это принять сердцем. Дальше Он продолжает, потому что этот молодой человек Ему очень понравился, раз он ищет спасения, и говорит ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). Заповеди как раз даны для абсолютно отупевших людей или абсолютно неразвитых с религиозной точки зрения. Для таких, как человеческие дети, которых с детства учат в воскресных школах, и там заставляют наизусть выучить заповеди. Почему наизусть? Иначе они не могут это воспринять. А потом, когда будут взрослые, может быть, это выученное, как стихи, некоторых из них от чего-то сохранит. Потому что заповеди, конечно, ну очень странные, например: «не укради». Но ты человек, неужели не понимаешь, что воровать – это плохо. Или там заповедь: «почитай отца и мать». Это возведено в ранг божественного закона. Почему? Потому что человек не понимает.

Высший авторитет, который только существует во вселенной – это авторитет Божества, и от имени Бога говорится, что язычество – это мерзость, человек должен почитать Единого Бога Творца Вселенной, Ему одному поклоняться, Ему одному служить. Человек – нет. Упорно. Я даже недавно ездил в Волоколамский монастырь, сидит дама лет за 60-ти, ну до 70-ти, на лавочке, подходит ко мне и спрашивает: «Как вы относитесь к язычеству»? Я отвечаю: «Как к мерзости, как и написано в Священном Писании», – «Ну как же? Язычество на Руси сколько было тысяч лет? А христианство всего две». Я говорю: «Ну и что, а если человек 40 лет жил впроголодь и питался из контейнеров с мусором, а потом последние 5 лет нашёл клад и живёт теперь хорошо. Что лучше: предыдущая жизнь, когда он питался тухлятиной, которую не доели другие люди, или теперешняя, когда он ест более или менее здоровую пищу, приготовленную по санитарным нормам?» Почему, количество лет, когда человек был дураком, это важнее, чем то количество лет, когда он вдруг стал поумнее? Ну никак, ну никаким образом эта древность не может быть никаким аргументом. Даже в сказке Андерсона это описано. Идёт солдат, встречает сундук с серебром, он медь высыпает, серебро насыпает. Ну как же? Ты ведь медь дольше нёс. Так с медью и ходи. Если у тебя голова на плечах, ты высыпаешь медь, сыпешь серебро, а когда до золота дошёл, высыпаешь серебро и насыпаешь золото. Хотя и потяжелей, но подороже. Но это же совершенно нормально. Но у людей это не связывается. Они нашли, вернее, кто-то им нашёл какой-то аргумент, который не является аргументом, они к нему припадают. Ну это уже странно. Видишь, священник в рясе, ты к нему подходишь, что ты хочешь спросить? Что священник тебе может сказать, ну если он трезвый? Если он совсем уже, так сказать, отдыхал долго, то он может, что хочешь, сказать. Странно… Странно. Вот люди и читают и не разумеют. А если хотят узнать, не надо бабьи всякие сказки собирать, потому что о том, как существовала жизнь во времена язычества, не известно ровным счетом ничего, кроме летописей, которые немножко об этом говорят, и которые написаны христианами. Вот, собственно, и всё. Поэтому все остальное – это сказки такие, которые никак не связаны с языческой жизнью. Ничего, кроме черепков, от этого периода не осталось в истории, ничего. Поэтому можно фантазировать, как академик Рыбаков, сколько угодно, и такие книги писать толстые, и будешь академик, институт можешь возглавлять, но это научно абсолютно не достоверно. Без письменной истории что можно о ней сказать? Но зато всякие проходимцы устраивают всякие языческие секты. У каждого свой бизнес, пожалуйста. Пока существуют люди, которые не умеют читать и писать, всегда можно секту организовать и жить если не богато, то вполне неплохо, на хорошую машинку наскрести можно.

Предлагается учение, и не только учение, потому что спасение не в учении, а спасение во Христе. Если человек Иисуса Христа почитает за Бога, из этого всё вытекает. Христианство начинается с этого, поэтому Христос у Своих учеников спрашивал: «За кого почитают Меня люди?» (Мк. 8, 27). А потом спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мк. 8, 28). Это, собственно, и отличает христианина от не христианина. Все люди веруют. Советские люди даже придумали присловье: надо во что-то веровать. Пожалуйста, хоть в стеариновую свечку, хоть в разбитую бутылку, раз во что-то, ну пожалуйста, хоть в использованную туалетную бумагу, верь, на здоровье, все свободные люди. Но христианская вера – это вера в то, что Иисус по прозванию Христос это Бог, сошедый с Небес. И в зависимости от этого человек строит свою жизнь, тогда для него становятся важны Его слова, действия, беседа с этим юношей, что Он ему сказал. Вот что становятся важным, причём, по важности – чрезвычайно, потому что выше этой чрезвычайности, чем слова Самого Бога, ничего нет и быть не может.

И вот Он ему говорит: «Соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). Юноша спрашивает: «Какие»? Вопрос, конечно, провокационный, с одной стороны. А с другой стороны, так часто бывает у людей, которые не понимают, что такое христианство, таких у нас в Церкви полно, гораздо больше, чем половина, гораздо больше, чем 80 процентов, понятно, что это сосчитать невозможно, но больше. Ну не понимают, что такое христианство. И даже 30 лет объясняешь, и всё равно, даже по глазам видно, что, как в русской пословице сказано, как об стену горох. Что-то там в душе должно произойти, сердечное должно быть открытие, чтоб человек вдруг стал христианином. Это, к сожалению, не со всеми происходит, можно человеку 40 лет в церковь ходить и оставаться и язычником, и фарисеем, и кем угодно, но не христианином. Устав можно Церковный наизусть знать, даже очень можно его любить, можно даже священником стать. Я сколько угодно встречал священников, которые вообще не понимают, что такое христианство. В принципе. Вот, к сожалению, так. Так, конечно, он на этом пути, служит, молится, когда-то и откроется. Но сколь угодно такое можно встретить. Вот так же и этот юноша говорит: «Каких заповедей?» Почему он задаёт такой вопрос? А он надеется, а может, этот Учитель ему скажет ещё что-то. Как люди приходят: «А вот какую молитву читать надо, чтобы мой сын вернулся к жене»? Я на все эти вопросы отвечаю только так: «Господи, помилуй!» Потому что все остальные молитвы вытекают из неё. Кто может изменить нашу жизнь, меня самого, сознание моего бедного сына? Кто? Только Бог. Я могу к Нему обращаться. А как? «Господи, помилуй!», имея в виду его, ну и меня, потому что я страдаю от его заблуждений. Что ещё надо? Нет, а у человека магическое сознание, он думает: «Я сейчас произнесу какой-то текст, и само всё произойдёт». Но можно человека, который к молитве относится как к магическому действию, считать христианином? Ну, конечно, нет… Конечно, нет. Но для большинства людей очень важно, чтобы была соблюдена некая формула.

Вот этот юноша тоже подумал, что существует какая-то, может, ещё заповедь. И Господь ему говорит, оказывается, то же самое: «Не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, не ври, почитай папу с мамой, люби ближнего как самого себя». Юноша, наверное, так пожал плечами и говорит: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне» (Мф. 19, 20). А почему он чувствует, что недостаёт? А спасения нет. Он это чувствует, его душа. И нет никаких ещё заповедей. Потому что каждая заповедь просто сохраняет человека от каких-то таких поступков, на которые все млекопитающие обязательно падки. Бесполезно кота уговаривать, чтобы он не воровал. Это бессмысленное дело. Единственный способ – это кормить его так, чтобы он уже не встал, тогда он больше уже у тебя ничего не украдёт. И так далее. И большинство людей – как животные, а их сохраняет только закон по формуле «люблю блатную жизнь, а воровать боюсь». То есть он бы и рад украсть. Начнётся когда революция, он обязательно будет воровать, потому что он внутри вор. Но есть люди, которые никак не могут украсть, потому что это противно их совести. У них есть внутри религиозный запрет к тому, чтобы взять чужое. Вот уже с этого момента начинается религиозная жизнь. А для большинства – уголовный кодекс. Так сказать, под страхом. Ну не для всех. Некоторые сознательно идут на это, их миллион человек у нас в тюрьме сидит. Время от времени объявляют амнистию, чтобы разгрузить тюрьмы. Но они потом второй раз преступают закон, третий и так далее.

И вот юноша, он обескуражен: как же так, что же мне недостаёт? И Господь опять ему протягивает руку и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 21-24). Представьте себе, мы даже не знаем, как этого парня зовут. А если бы он пошёл и продал, мы бы знали, как зовут. Он бы стал апостолом. В честь него на планете совершались храмы, в день его кончины мы служили бы всенощную и Божественную литургию, а в тех храмах, которые в честь него, были бы крестные ходы, его мощи бы почитались, на его примере учили бы молодежь. В честь него, мы не знаем, как его звали, называли бы детей. За две тысячи лет его никто бы не забыл. А теперь – а где его богатство? Он променял Славу Божественную на какие-то там монетки. Вот как бывает в жизни. Ему предлагалось стать учеником Христовым, ему предлагалось духовное совершенство. Так и большинство людей духовное совершенство меняют за временное, очень краткое благополучие, потому что любое благополучие кончается болезнью, а потом смертью. И потом, на самом деле неизвестно, часто бывает, что человек, когда раздаёт, он становится ещё более богатым, Господь ему прибавляет, видя, что он щедр, а Господь многих хотел бы одарить. А через кого? Набрать таких как Иуда? Ну, они упрут половину. Поэтому Он ищет людей, которые готовы ради Самого Господа делать то, что и Он делал при жизни: пять тысяч человек накормить очень малым количеством. Для этого нужны делатели, а «делателей мало» (Мф. 9, 37). Да, богатому войти в Царство Небесное не невозможно, но трудно, потому что это очень человека притягивает, очень много попечений всяких.

И вот этот юноша, не смотря на то, что был прекрасный человек, замечательно воспитанный своими родителями, во всём был образцом, преткнулся о своё богатство. Многие говорят: «Ну как же? Хороший человек, неужели он не спасётся»? Конечно, не спасётся. Потому что спасается только тот, кто идёт за Христом, а не тот, кто хороший человек. Хороших людей много, и их вне Церкви, хороших, гораздо больше, чем внутри Церкви, и ни один из них не спасётся со всей их хорошестью. Почему? Потому что спасение не от хорошести зависит, этого недостаточно. Нужно самого себя, всю свою жизнь предать Христу Богу, даже если ты плохой. Если ты предашь, то благодать Христова из тебя из плохого соделает хорошего. Нужна благодатная жизнь во Христе. Потому что спасает человека не его хорошесть, не его воспитание, не его образование, не его внешний вид, не спортивная осанка, не три диплома – ничто из этого не спасает. Спасает только благодать. Вот в поисках благодати – смысл христианской жизни. В этом замечательном эпизоде, который звучит, как притча, как раз это всё нам и объясняется. Не знаю, сумеем ли это, в тридцатый раз слыша, усвоить, это мне неведомо, думаю, скорее всего, нет, но это не значит, что я по должности не должен каждый раз, когда мы это Евангелие читаем, об этом рассказывать.

И дальше, в самом завершении этого эпизода «ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф. 19, 25). Сакраментальная фраза. Потому что даже эта женщина замечательная, которая ко мне подошла, поразив меня в самое сердце своим желанием спасения, сказала неправильно, потому что спастись-то нельзя. И Господь так и ответил. «Воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26). Человек не может спастись. Человека может спасти Бог. При условии, если человек своей жизнью, своими мыслями, чувствами, своими словами, своими поступками убедит Бога, что он этого спасения хочет. Тогда Бог его спасёт Своею благодатью. А самому, сколько ни тужься, это невозможно. « Вот, батюшка, я читаю правило, вот у меня не получается, вот я в церковь опоздал, вот я не то съел». Да. Я, я, я. Ну и якай хоть до 90 лет, от этого ничего не произойдёт. Спасти человека может не его усилия, а только Сам Бог. А усилия должны быть у человека только для того, чтобы явить Богу своё желание. Тогда Сам Спаситель, глядя на усилия человека, его и спасёт. А человек должен всё то, что Господь предпримет для его спасения, принять с радостью, полностью доверяя Богу, что раз Господь так рассудил, то я это приму ради своего спасения. Потому что Господь даёт лекарства не только сладкие, но и горькие, но все они нужны для спасения. Вот если человек это принимает, и спасение приходит, повторюсь, не поленюсь, с благодатью Божией. Только она спасает.

Наверх