Проповедь на неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 2015 г.

Проповедь на неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 2015 г.

Сегодняшнее воскресенье – первое Великим постом – посвящено событию, которое именуется Торжество Православия. Это событие связано с восстановлением почитания святых икон – последний, VII Вселенский Собор восстановил это почитание, а до этого вся Церковь сотрясалась от ересей целую эпоху Вселенских Соборов. И вот, последняя ересь получила название иконоборчество. Даже некоторые императоры законодательно боролись с почитанием святых икон, и огромное количество икон VII-VIII века и более древних были уничтожены; не хуже, чем при советской власти. Поэтому эти памятники древней христианской живописи чрезвычайно редки сейчас.

Поэтому Церковь понимает Торжество Православия расширенно, как победу над всеми ересями, которые вообще существовали и существуют и, наверное, будут существовать.

Всякая ересь возникает из двух вещей. Первая – это творческая работа ума человека. Человек размышляет, думает, и возникают какие-то разные мысли, идеи. Некоторые эти идеи непосредственно нашептываются самим дьяволом. Очень многие идеи, которые, как человек думает, рождаются в его голове, на самом деле являются, как бы сейчас сказали, дьявольским проектом. Например, коммунизм. Или фашизм. Или феминизм. Или либерализм. И все это разрушительно. Феминизм разрушает семью. Прямо вот конкретно. У людей сворачиваются мозги, семей становится меньше, результат – вымирание человечества.

А второе, из чего возникает ересь, это гордость ума. Потому что когда человек горд, он начинает любые мысли, которые заводятся у него в голове, считать правдой. Ему говоришь: «это от дьявола», а он: «нет, это от Бога». Можно и разоблачать, и убеждать, и писать статьи. Бесполезно, пока человек сам не покается. Но если есть гордость, то, как это хорошо известно, сам человек ее не видит. И упорно отстаивает свою ересь.

То, что уничтожили десятки тысяч икон, фресок – это еще не вся беда. Сколько убито людей только за то, что они почитали святые иконы, сколько пошли в ссылку, в тюрьмы, сколько было казнено! Тысячи и тысячи. Результат ереси как дьявольского проекта всегда – неисчислимые страдания людей. Всякая такая идея, начиная еще от древних социальных утопий и заканчивая современными всякими учениями, приводит к страданию.

То есть с одной стороны, творческая сила человеческого ума – это дар Божий, но если она связана с гордостью, это всегда приводит к трагедии. Ибо гордость – сатанинское свойство, потому что первый во вселенной возгордился дьявол, сатана. И с неба он ниспал, потому что гордость и смирение (а Бог смирен) противоположны, они отталкиваются друг от друга.

И в связи с этим сегодня Святая Церковь избирает также чтение из Евангелия от Иоанна, из первой главы, где повествуется, как Господь восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 43-45). Вообще не сказано ничего о том, как Господь призвал Филиппа. Сказано, что Филипп уже пошел за Ним. Почему же он пошел, почему не сказал: «а что это я должен за тобой идти? ты вообще кто такой?». Но вот по такому принципу Господь избирал себе учеников – есть ли в человеке гордыня или нет. Потому что если есть, его ничему духовному научить нельзя, он может только в прелести находиться. Чтобы понять что-то в духовной жизни необходимо, наоборот, смирение. И вот, Господь из таких людей и отбирал себе будущих учеников, которые и соделались апостолами.

А что Нафанаил? А Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 45-46). Филипп же ответил просто: пойди и посмотри. В надежде, что тот убедится не формально на основании каких-то, может быть, важных и правильных цитат, а увидит воочию и сердцем убедится. Человек может не знать, что Иисус вовсе не из Назарета. Он туда попал еще Младенцем по известным причинам. А родом Он был из Вифлеема, как истинный Мессия. То есть Нафанаил возразил формально – раз из Назарета, значит не Он. И Филипп говорит: «пойди и посмотри».

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 46-47). Господь в нем это увидел. Подлинный израильтянин – это не тот, который по крови израильтянин, не тот, который может цитировать Священное Писание. Нет, подлинный – это совсем другое.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. И тут же, моментально Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев (Ин. 1, 48-49). Как он быстро и просто уверовал. Потому что Христос Нафанаилу показал, что он для Него абсолютно прозрачен, Господь даже знал, о чем думал Нафанаил, когда сидел под смоковницей. А он думал о пришествии Мессии, и Господь ему очень нежно намекнул: Я тебя видел еще до того, как ты обо Мне подумал. И Нафанаил убедился и уверовал и исповедовал Его.

И ведь Господь не говорил: «Давай, пойдем, будешь моим учеником, придется тебе, конечно, и пострадать, но потом в честь тебя будут храмы строить, напишут иконы, посвященные тебе, все будут знать, где ты пострадал, как ты жил, будут писать твое житие, дети будут в своих блокнотиках рисовать тебя. Ты – Нафанаил, которого Господь назвал истинным израильтянином!! Пойдем за Мной!». Нет, Господь не так, Он только исподволь, очень легко коснулся его души, и сердце его загорелось.

Вот так Господь всегда касается сердца человека, и каждый из нас может засвидетельствовать, что и моего сердца Господь так касался. И вот это прикосновение божественное, это есть главное. Если жива память об этом прикосновении, которое может вообще совершаться при каждой нашей молитве Богу, если мы своей гордостью не будем отталкивать благодать Божию, то наша жизнь может превратиться в постоянное общение с Самим Богом. И вот это-то и называется Торжеством Православия.

Наверх