Проповедь на Благовещение, 1860 г.

Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу.

Какую это радость заповедуется земле благовествовать? – Радость спасения в Господе Иисусе Христе. – Вся земля была в глубоком трауре; и хотя с уверенностью чаяла, но долго не видела избавления. Наконец благая весть принесена с неба, возвещена по всей земле, и радостно принята. – Благовествуй же земле сию радость твою великую.

Небеса, приникая к земле, видели только плач, стенание и горе. Но вот просветлел лик сетующей земли, – и как образ совершения сего явил во всей полноте беспредельные Божественные совершенства; то как удержаться и небесам от того, чтоб не хвалить сию Божию славу? Хвалите же небеса Божию славу.

Небеса, кои приглашаются хвалить славу Божию – это мир ангельский; а земля, коей повелевается благовествовать радость велию – это люди... Ангелам – что напоминать о Богохвалении, когда они и так непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят – Господь Бог Саваоф! – А людям, может быть, неизлишне напоминать: не забывайте, други, о великой радости, единственно-истинной радости, принесенной вам с неба в час благовещения пресвятой Деве Марии.

Когда Архангел в первый раз возвестил преблагословенной Деве: радуйся; тогда, можно сказать, только занималась заря радостного дня, имевшего воссиять в последствии... Но и тогда у пресвятой Девы, уразумевшей силу слов приветственных, сама собой исторглась песнь: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем (Лк.1:46–47). В каких ныне восторженных песнях должна изливать радость свою душа, когда знает, – и Воскресение, и Вознесение, и Сошествие Св. Духа, основание и прославление Церкви Божией на земле, и водворение на небесах Церкви первородных! – Судя по сему, у нас не должно быть не радующихся; а если так, то что и говорить нам: радуйтесь. – Радующийся радуется – напоминай ему или не напоминай о радости; равно как не имеющий на сердце радости не будет радоваться, сколько ни тверди ему: радуйся – радуйся! – Благодарение Господу! и мы введены в сокровищницу благ небесных и стоим у источника всех радостей и утешений. Если причастились сих благ, то пьем утешения и радуемся; а если не причастились, не можем радоваться, сколько б ни напрягались на то, пока не вкусим тех благ обвеселяющих. Итак смысл воззвания: благовествуй земле радость велию – однозначителен с приглашением: вкусите людие благ, принесенных Господом на землю, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто уже не возьмет от вас.

Кто сидел во тьме, томился сей темнотой, и потом изведен на свет: тот не может не чувствовать утешения, что видит свет дневной, радостное солнце и все освещаемое им разнообразие тварей. Он не забудет никогда прежнего томления и минуты, в которую избавлен от него. – И мы по естеству – во тьме: воссиял ли свет Христов в сердцах наших? Созерцает ли око ума нашего Бога в Троице покланяемого – сие умное Солнце и все открытые нам тайны Божественного мироправления и искупления, – сей Свет, освещающий все сущее и бывающее!? Помним ли минуту, когда прогнана тьма, и облистал нас свет умный? – Кто может сказать сие, тот радуется... Кто не может: изыди прежде из тьмы, и возрадуешься.

Кто томился в узах, и освобожден: тот помнит хорошо, как пришла к нему весть о свободе, – как отворили узилище, разбили оковы, – и извели его на свободу... и не может не радоваться, потому что вкушает свободу. – Лежат и на нас узы греха, злых обычаев мира и тиранства сатаны. – Помним ли в жизни своей такую минуту, когда, как Ангел, слетало в душу чаяние и желание свободы, – когда вливалась в душу необычайная некая сила, – и с ней спадали одни за другими узы греха, мира и диавола? – С кем было это, тот в области радостной свободы чад Божиих – радуется и веселится... С кем не было... взыщи прежде сей свободы, и начнешь радоваться... и все святые Ангелы возрадуются с тобой.

Кто лежал в расслаблении покрытый ранами, – и потом исцелен: может ли тот не иметь чувства здравия и ходить не радуясь в крепости и бодрости от присутствия новых сил? – И мы в расслаблении от нерадения, и в ранах от страстей. – Приходил ли к нам Врач душ и телес, и душа наша внимала ли слову Его, как расслабленный: возьми одр твой, – и как больной: се здрав еси... Кто сподобился сего, тот не может не петь песней радости, скача и играя; а кто нет, – взыщи прежде Врача – уврачуйся и будешь радоваться.

Кто был в изгнании, или самовольно убегал из дома, – а потом воротился и благосклонно принят; забудет ли тот, как навстречу ему вышел отец его, пал на выю его и облобызал, – как потом обмыли его, одели и учредили пир о возвращении его?.. А помня сие, может ли не утешаться тем непрестанно, пребывая в доме отца своего милостивого?!.. Бегали и мы из дома Отчего. Помним ли тоску разлучения, – побежденную робость и прогнанный страх возвращения – в покаянии, – милостивое объятие Отчее – в разрешении, – пир – в причащении... и главное – носим ли в глубине сердца своего то убеждение, что мы в доме Отца, – а не в изгнании, – в милости и любви, а не под гневом и клятвой? Если так, дух наш не может не радоваться, хотя бы тело терзали ногтьми железными; а если нет, – нет нам радости, хотя бы мы окружили себя всеми утехами мира...

Так, братие, кто вкусил блага, принесенные Господом на землю – т. е. и этот свет ведения, – и сию свободу от уз греха и силу на добро, – и это исцеление ран сердца, и это сыновство Богу: – тот пребывает постоянно в небесной непритворной радости. – Ублажим таковых, а тем, кои чужды сего состояния, – пожелаем внити в радость Господа прямым путем вкушения благ, приносящих истинную радость.

Не льститесь, братие!.. Духовная радость не есть минутное, случайное, принужденное увлечение сердца, а есть отражение постоянного радостного состояния всего существа, преимущественно из отношения его к Богу, – и восприятия от Него помянутых благ. – Можно насильно напрягать свое сердце на радость; но радость будет извергаема из него тотчас, как палка вертикально погружаемая в воду. – Можно на минуту обмануть сердце представлением ему мнимых благ, но это будет не обрадование, а опьянение, кончающееся обычно большим томлением. Блюдитесь же и не обманитесь. – Можете встречать много светов – светов суемудрия, – кои не суть светы ведения, а блуждающие огоньки, подобные тем, кои всегда почти вьются над трупом мертвого... Смотрите и не обманывайтесь. – Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в не ограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети. – Не увлекайтесь примером их. Мало ли предлагал мир утех, – будто целений ран сердечных, – но кои больше еще томят и разъедают раны, как миражи водные в пустыне, или соленая вода, разжигающая жажду! Отчуждите себя от них. И князь мира, – дышащий злобой на нас в сердце, всегда с сладкой будто отеческой речью до времени обращается к нам, предлагая довольство и покой. Отриньте обаяния и сего льстеца, обаявающего нас.

Пусть не знает сердце ваше другой радости, кроме радости спасения в Господе Иисусе Христе. – Пречистая Владычица Богородица, – первое радости приятелище, да обрадует всех нас сей радостью, – кого в чувстве действительного спасения, кого в верной надежде получения его, – да воспоет каждый ныне с ней: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем. Аминь.

1860.

Наверх