Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста Господня.1963 год.

Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста Господня.1963 год.

«Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота Церкви, крест — верных утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва» (Служба Воздвижению честного и животворящего креста Господня, светилен).

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет силу животворящего креста Господня, а вместе с тем вспоминает страдания Христовы, принятые на кресте. Поводом к установлению сего праздника послужило необыкновенное событие, чудесно явленное жителям столицы Греческого государства от древа животворящего креста Господня.

В Константинополе разразилась сильная моровая язва, которая ежедневно уносила тысячи человеческих жертв. Тогда жители города обратились с молитвою к Богу и к этому еще присовокупили крестный ход по улицам города с древом животворящего креста Господня, окропляя все дома и улицы святою водою. По окончании крестного хода моровая язва была тотчас же прекращена. В память этого чудесного события и установлено было 1 августа совершать прославление креста Господня. К этому событию присоединились и другие, ознаменованные чудесным явлением силы Божией, — победа греческого войска над сарацинами, а русского — над волжско- камскими болгарами. Эти события также совершились 1 августа (1164 г.) силою животворящего креста и молитвами Пречистой Богородицы (В 1164 г. святой благоверный князь Андрей Боголюбский одержал победу в битве с волжско-камскими болгарами. Перед битвой он молился пред Владимирской иконой Божией Матери и пред честным крестом, а после победы, вернувшись на поле брани, вместе со своею ратью приносил благодарение и хвалы Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. В тот час видимы были всем два огненных луча, исходящие от святынь и озарившие русское войско. В память этого чуда 1 августа установлен праздник Всемилостивому Спасу, по соглашению князя Андрея Боголюбского с византийским императором Мануилом, в тот же день видевшим на небе светящееся знамение креста и победившим сарацин). Вспоминая и прославляя силу животворящего креста Господня, Церковь вместе вспоминает ныне и страдания Христовы.

В Евангелии нынешнего дня вы слышали трогательное повествование о последних часах и минутах земной жизни Христа Спасителя. Святейший святых, Безгрешный шествует к язычнику Пилату, унижаемый и оскорбляемый шумевшею вокруг Него неистовою толпою. С неистовою злобою и ожесточением первосвященники, книжники, старцы людские и весь народ иудейский требуют для Бессмертного смерти позорной: «Распни, распни Его!» (Ин. 19, 6). Пилат, язычник, не знавший божественного учения, движимый чувством справедливости, пытается освободить Его: «Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины» (Ин. 19, 6). Но угрозы — «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин. 19,12) — заставляют Пилата предать Господа в руки врагов для распятия. После многих новых страданий и унижений невинный Господь восходит на Голгофу, неся тяжелый крест, здесь пригвождается ко кресту и испускает дух, вися посреди двух разбойников.

Какое ужасное унижение, какая ужасная смерть! Спрашивается, зачем эта ужасная жертва? «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша ...язвою Его мы изцелехом», — говорит святой пророк Исаия (Ис. 53, 5). Весь род человеческий ко времени пришествия на землю Спасителя пребывал во грехе, люди забыли Бога, забыли Его божественный закон; извратил и забыл закон даже и избранный Богом еврейский народ. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, а потому и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он же и бесконечно правосуден. Правда божественная была возмущена людскою неправдою, людскими грехами. Необходимо было удовлетворить эту святую правду. Но кто же из людей мог принять на себя ходатайство пред правосудием Божиим, когда каждый человек сам заражен грехом? Притом же согрешения людские велики, и жертва за них должна быть величайшею. И вот такою-то высочайшею жертвою сделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестною смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На кресте пролита кровь неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия. Какое неизреченное милосердие, какая благость Божия простирается со креста грешному человеческому роду! Христос умер грех наших ради (1 Кор. 15, 3). Грехи всего мира пригвождены ко кресту.

Вознесшийся на кресте и пролиявший Свою пречистую кровь стал вечным ходатаем за нас пред Богом Отцом. Изъязвленные Его длани теперь с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что раньше отделяло Творца от твари — непокорных сынов человеческих, уничтожено голгофскою жертвою. И крест — позорное орудие смертной казни — соделался для верующих драгоценнейшим, почетнейшим орудием для борьбы с врагами нашей души. Воздвигнутый на Голгофе, он ярко светит над всею землею, согревая своими лучами охладевшие и очерствевшие сердца людские. Приидите, все скорбящие, к этому кресту, воззрите на него, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Как древле воздвигнутый Моисеем медный змей исцелял уязвленных змеями, когда на него взирали, так и крест Христов подает уврачевание душам нашим, когда к нему прибегают и с любовью перед ним молятся.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Крест есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда, благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов. Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Самого Господа и, как щитом, ограждаем себя от козней и сил вражиих». Так, например, в «Духовном луге» повествуется следующее. Один бедный христианин, не имея чем заплатить долг своему заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его, но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменовал сосуд с ядом крестным знамением. Еще примеры: некий пастух овец умирал от змеиного уязвления; когда другой благочестивый старец влил по кресту воду в уста умирающего, с призыванием Святой Троицы и великомученика Георгия, пастух выздоровел. Однажды диавол напал на святого Киприана, стал бить и душить его. Киприан ничем не мог от него защититься, поднял руку и перекрестился. Диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом, как лев, рыкнул и исчез. Такова сила крестного знамения, которое мы должны совершать благоговейно и с живым воспоминанием о распятом на кресте Спасителе мира.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, то облекаемся божественною силою, которая нас осеняет в это время и ограждает от всякого зла. Поэтому-то с крестом мы рождаемся, с крестом на груди и в руках мы переплываем бурное море житейских треволнений, и с крестом нас провожают до последнего места нашего упокоения, когда и на могилке нашей будет поставлен крест — как знамение нашего спасения.

Совершая сегодня поклонение животворящему кресту Господню, будем лобызать его с искреннею любовью и сыновнею преданностью ко Господу, веруя, что распятый на нем Христос — не простой человек, а Богочеловек.

Со страхом и трепетом пусть каждый подходит ко кресту и с умилением устами своими пусть прославляет Господа, взывая из глубины своей души: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» (тропарь на поклонение честному кресту). Аминь.

1 (14) августа 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх