Привет прощальный. Слово при прощания с учениками Ставропольской мужской гимназии 6 ноября 1894 года.

Привет прощальный. Слово при прощания с учениками Ставропольской мужской гимназии 6 ноября 1894 года.

Последней раз я молился сегодня с вами, братья и дети, в этом св. храме, в той семейной обстановке, в которой мы сходились сюда каждый праздник более четырёх лет сряду. Четыре года – время само по себе небольшое. Но эти годы и в вашей и в моей жизни падают на то время, которое остается навсегда памятным: для вас это было время беззаботного детства, светлого отрочества, расцветающей юности; для меня это были первые годы мужества, почти первые шаги общественной деятельности, – время, вероятно, самой напряженной деятельности. В эти памятные для меня и для вас годы вступили мы с вами в общение веры и молитвы, к которому присоединилось общение науки, – и все это должно было возрасти в прекрасное общение любви. Не знаю, как вы, – хотя и могу судить по тем слезам, с которыми вы слушаете меня, – но я сроднился с вами, милые дети, сроднился с этим храмом и братьями его. Вот почему в настоящие минуты сердце мое полно скорби, слезы застилают мне очи, вся душа моя трепещет во мне. Вот почему, прощаясь с вами, я не знаю, что сказать вам, какой вам оставить прощальный завет: так переполнено все существо мое, так подавлен я множеством мыслей и чувств. Но голос любви и долга заставляет меня остановиться на чем-либо одном, и я уверен, что сказанное при таких исключительных обстоятельствах западет вам глубоко в душу. Я помню, каким вниманием подарили вы мое первое здесь учительное слово. К нему невольно переношусь я мыслью. Четыре года назад, в воскресный день, когда Церковью положено читать евангельское повествование об исцелении Гагаринского бесноватого, я в первый раз говорил вам с этого святого места. Теперь последним наставлением пусть будет то, которое было первым. Тогда я обратил внимание ваше на то, как гадаряне, испуганные потерею своих свиней, просили Учителя и Божественного Чудотворца уйти из пределов их; так свиньи были поставлены ими выше великого и спасительного учителя. Вот вам вековечный образ того, к чему приводит увлечение миром и тем, что в мире. Не говоря ни слова, Иисус немедленно удалился от неблагодарных и злых и погрязших в свои расчеты и страсти. Так, выбора нет: или оставайся со свиньями, в состоянии скотоподобия, или будь со Христом, слушай Его учение, им живи, ему следуй. Нет общения у света и тьмы. Развивайте же в себе от юных лет стремление ко всему доброму и прекрасному, верою и добродетелью восходите ко Христу, чтобы не очутиться в состоянии гадарян. Пользуйтесь драгоценным временем детства и юности, когда любви ко Христу не заглушают еще заботы о пропитании, которое дается вам по дару трудами других. Памятуйте слова апостола, который вы не раз здесь слышали: духа не угашайте, вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная; елика суть истина, елика честна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, только то, что добродетель и достойно похвалы, – сие помышляйте (1Сол. 5:12Кол. 1:3, 3:1–2Флп. 4:8). Будьте тщатем не лениви, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12:11). Помните, что вера Христова есть единственная отрада жизни: не заменит ее ничто на свете; помните, что Церковь Христова есть единственный путеводный светоч жизни: для кого он погаснет, тот останется во тьме и неудержимо повлечется к погибели. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец; кто не имеет веры, кто не стремится духом к Богу, кто жизнь свою не располагает по завету Христову, кто все интересы, и заботы, и помыслы свои держит вдали от Бога и Его закона, – тот не человек, тот называется человеком только по недоразумению, его место – в числе скотов гадаринских. И не только тот, кто творить зло, но и тот, кто, не вредя существенно никому, однако, не делает и добра, хотя имеет к тому все средства, и тот погибнет. Таков богач, о котором вы слышали сегодня в евангелии. Кто не творит добра, тот уже сторонник зла, кто остановился на пути нравственного восхождения, тот неизбежно пошел назад. Верно слово Господа: Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30). Итак, горé имея сердца, непрестанно стремитесь к почести вышнего звания во Христе Иисусе, имея пред собою один идеал, одну задачу: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован. Вот вам последнее наставление.

А теперь простите. В эту минуту я помню только то доброе, светлое и чистое, что я видел здесь за 4 года службы. Незабвен буди этот святой храм и в нем таинственный престол благодати, которому я предстоял недостойный. Незабвенны будут те святые минуты, когда ваших душ касался ангел молитвы, и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать, как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили вы ко святой чаше. Памятны будут мне минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповеданное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний после полуночный час, я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на вас благословение Неба...

Да, я видел детские молитвенные слезы – и вижу теперь ваши слезы разлуки; я слышал детские молитвенные вздохи – и слышу теперь вздохи при мысли о расставании.

Довольно! Живы христианские души, сильна вера, есть любовь, возрастет на этой ниве благочестие! Выше счастья для меня нет, как сознавать это...

Теперь я отхожу на новую ниву. Но неужели мы теперь будем друг другу чужими? Нет, не могут быть чужими те, которые соединились в общении молитвы к Богу мира и любви. В этом мире и любви нуждается уходящий. Мира и любви я прошу у вас. То правда, что на служении здесь я положил и приложил всю энергию молодости, всю горячность верующего и ревнующего сердца... Но в этом самом кроется источник и моих недостатков, источник страстности, которая должна быть чужда великому и вечному делу, к которому я был приставлен как рядовой работник. Простите же отходящему от вас пастырю, если я кого обидел чем-либо, если кому чего не воздал по лености и косности, особенно же, если кого соблазнил небрежностью, дурным делом или легкомысленным словом. Простите и помолитесь обо мне грешном.

Бог же мира, возведый от мертвых Пастыря овцам Великого кровию завета вечного Господа нашего Иисуса Христа да совершит вы во всяком деле блазе! Мир вам и Божие благословение! Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-1/6_1#note38_return

Наверх