День памяти Преподобного Паисия Великого. Православная энциклопедия

День памяти Преподобного Паисия Великого. Православная энциклопедия

Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас

[Греч. Παΐσιος ὁ Μέγας; копт. pi1wi и др.; араб.   и др.] (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник. Греч. Житие П. В. (BHG, N 1402-1403), согласно его тексту, было написано Иоанном Коловом. Если имеется в виду прп. Иоанн Колов (пам. 9 нояб.), вместе с к-рым подвизался П. В., то эта атрибуция ошибочна, т. к. прп. Иоанн скончался раньше своего сподвижника (Evelyn-White. 1932. P. 111. Not. 3). Речь также может идти об Иоанне Колове, ученике прп. Евфимия Нового Фессалоникийского (кон. IX в.), но и это маловероятно. По мнению Х. Дж. Эвелин-Уайта, оригинал Жития предположительно был написан в VII в. или раньше, но вопрос датировки требует дальнейшего прояснения (Ibid. P. 111). Греч. версия была издана в 1803 г. прп. Никодимом Святогорцем в составе «Нового Эклогиона» (Νικόδημος ῾Αγιορείτης. Νέον ᾿Εκλόγιον. ᾿Αθῆναι, 1975r. Σ. 111-131), затем - И. В. Помяловским (Помяловский. 1902 (с рус. пер.)). Известна араб. версия (или версии (?); не изд., о рукописях см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 539; Эвелин-Уайт опирался на содержание рукописи Paris. arab. 4796. Fol. 119-169v, XIX в.). От араб. версии (или лежавшей, возможно, в ее основе коптской), очевидно, происходит сказание о П. В., вошедшее в копто-арабский Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. В копто-арабской традиции П. В. отождествляется с основателем мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Некий авва Паисий фигурирует в нескольких апофтегмах как брат прп. Пимена Великого (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 317), однако Ж. К. Ги предлагает отличать его от П. В., как и Паисия, брата Исаии, о котором пишет в «Лавсаике» Палладий, еп. Еленопольский (Pallad. Lausiac. 14; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. Р. 53).
П. В. род. в егип. дер. Шанша (совр. мухафаза Дакахлия к северо-востоку от Каира). После того как его мать овдовела, ей явился ангел и повелел посвятить Богу младшего сына. Всего у П. В. было 6 братьев. Из послания Аммония известны имена 2 из них - Павел и Псой (Ammonis Epistola // Sancti Pachomii Vitae graecae / Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). П. В. был зачислен в клир, позже удалился в Скитскую пустыню, где стал учеником аввы Амоя (в арабской версии; в греческой - прп. Памвы Нитрийского (пам. 18 июля)) и подвизался у него вместе с прп. Иоанном Коловом (пам. 9 нояб.). Главными добродетелями П. В. на раннем этапе монашеской жизни были послушание и смирение. Однажды, услышав слова наставника о том, что новоначальный инок не должен поднимать глаз на собеседника, он в течение 3 лет ни на кого не смотрел.

После смерти аввы Амоя П. В. и Иоанн Колов нек-рое время жили вместе. Затем П. В. решил, что ему необходим еще более суровый образ жизни. Иоанн, узнав об этом, понял, что не сможет выдержать такую строгую аскезу и им предстоит расставание. Однако окончательное решение подвижники договорились принять, положившись на Божию волю. После продолжительной молитвы явившийся ангел повелел Иоанну Колову остаться в Скитской пустыне, а П. В. устроить келлию в 2 милях к северу (в греч. Житии - к западу). В новой келлии П. В. стал молиться с небывалым усердием, пищу вкушал, как правило, раз в неделю и ел только хлеб с солью. Иногда после причащения Св. Таин П. В. оставался без пищи в течение 70 дней. Не раз ему являлся Сам Христос и беседовал с ним. За мужественное противостояние искушениям и духовную ревность Господь обещал П. В., что исполнит любую его просьбу. Это обещание не раз спасало души грешников, на покаяние к-рых, казалось, не было никакой надежды. Так, по молитвам П. В. раскаялся инок, к-рый нарушил монашеские обеты, женился на иудейке, отрекся от христианства и богохульствовал.

Вскоре после начала уединенной жизни к П. В. стали приходить желавшие подвизаться под его руководством. Они составили братию буд. мон-ря Дейр-Анба-Бишой. Этот мон-рь, расположенный к северо-западу от руин мон-ря Иоанна Колова, был основан позже, чем Дейр-эль-Барамус и Дейр-Абу-Макар, но до смерти основателя Скита прп. Макария Великого (Египетского) (ок. 390) (Cody. 1991. P. 734; Evelyn-White. 1932. P. 113).

Прп. Паисий, с житием. Икона. Сер. XIX в. (ЦМиАР)
Главное наставление, к-рое П. В. давал ученикам,- ничего не делать по своей воле, полагаться только на усмотрение духовника и опытных старцев. Через нек-рое время П. В. удалился вглубь пустыни, чтобы обрести дар непрестанной молитвы, поэтому привязывал себя за волосы к колышку, вбитому в потолок пещеры, и, когда его охватывал сон, моментально просыпался. Вскоре ему явился Спаситель и повелел вернуться к братии для ее окормления. Автор Жития пишет, что однажды слышал из-за двери беседу старца с неким посетителем. П. В. сказал ему, что это был имп. св. Константин I Великий, который восхищался подвигом иноческой жизни. П. В. имел дар прозорливости.
Несмотря на постоянное стремление к отшельничеству, П. В. не оставался в стороне от событий, происходивших вокруг. Так, он услышал, что в одном селении есть весьма уважаемый человек, к-рый по своему невежеству не почитает третье Лицо Св. Троицы - Св. Духа и других склоняет к ереси. П. В. сплел корзины с 3 ручками по образу трех Лиц Св. Троицы и отправился с ними в это селение. На примере корзин он рассказал людям о Св. Троице так, что смог убедить их оставить еретические взгляды.

Согласно араб. версии Жития, после нашествия берберов (вероятно, в 407) П. В. переселился в окрестности Антинои, а когда умер, его тело было перенесено в этот город и покоилось там 4 столетия. Однако в греч. Житии говорится, что мощи П. В. были перенесены прп. Исидором Пелусиотом в Писидию. В греч. тексте упоминается духовный друг П. В. по имени Павел, к-рого последующая традиция отождествляет с прп. Павлом Фивейским. Проплывая мимо того места, где был похоронен Павел, корабль с мощами П. В. вдруг остановился, и никакими силами его нельзя было сдвинуть с места. Тогда один прозорливый монах понял, что это знамение и нужно перенести на борт мощи прп. Павла. Как только это было сделано, корабль поплыл в нужном направлении, и вскоре 2 подвижника были похоронены в Писидии - на родине прп. Исидора. Однако, если речь действительно идет об Исидоре Пелусиоте, то он род. в Египте, а не в Писидии; в Житии же Павла Фивейского нет сведений ни о его знакомстве с П. В., ни о перенесении их мощей.

В наст. время не установлено, как соотносится с агиографической традицией П. В. сир. Житие егип. подвижника Бишоя (BHO, N 181-182; Bedjan. Acta. T. 3. P. 572-620), память к-рого отмечается в средневек. сиро-яковитских Минологиях 2 июля и 30 нояб. (PO. T. 10. Fasc. 1 (по указ.)). По мнению нек-рых исследователей, эти даты памяти могли перейти в сир. календарь вслед. близости основанного Бишоем мон-ря к мон-рю Сирийцев в Вади-эн-Натрун (см.: Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 56-57).

Житие П. В. в переводе на слав. язык вошло в Соборник прп. Нила Сорского (Житие прп. отца нашего, Паисиа Великаго, списано бысть прп. отцем нашим Иоанном Коловом // Лённгрен Т. П. Сб. Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1. С. 391-466) и в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231. 2-я паг.).
Наверх