Празднование Смоленской иконе Божией Матери. О путеводительстве Божией Матери и о Ее нравственном достоинстве. 1963 г.

Празднование Смоленской иконе Божией Матери. О путеводительстве Божией Матери и о Ее нравственном достоинстве. 1963 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся».

Дорогие во Христе братия и сестры! Когда кто-либо отправляется в какую-либо далекую страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда он в спутники себе берет опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря опытному путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям — небесным покровителям.

Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. В своих сердечных нуждах благочестивые христиане особенно прибегают к водительству державной Царицы Небесной, Пречистой Девы Марии, Которой и вручают свою жизнь — от самой юности до последней минуты жизни. Казалось бы, пора детства и юности — самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это самый ответственный период жизни, и мудрые, благочестивые родители вручают своих чад покровительству Богоматери. И история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от неисчислимых опасностей и иссушала ручьи детских слез.

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия. Сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своею тяжестью готовы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь! С годами, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько ею овладевает, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы усердной, развеют окутавший душу мрак и возвратят ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами: называли Ее Скоропослушницей, всех скорбящих Радостью, Взысканием погибших, Нечаянною Радостью. Именовали Ее и Путеводительницею. Праздник в честь иконы, носящей это имя, православные христиане сегодня и совершают.

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницею» (по- гречески «Одигитрия»), по преданию, была написана святым евангелистом Лукою и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда христианская вера восторжествовала, то «Путеводительницу» из Иерусалима перенесли в Царьград, откуда греческие императоры очень часто брали ее с собою в походы против неприятелей и с нею одерживали победы. Когда же в XI веке (1046 г.) греческий император Константин IX Мономах выдавал свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, то он благословил ее списком этой иконы. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. В Смоленске она была поставлена в соборном храме Успения Богоматери и спустя сто с лишним лет явила свою чудесную благодать жителям города.

В то время полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску, намереваясь внезапно овладеть городом и разорить его. Жители Смоленска собрались в собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о заступлении их. В полночь от иконы был голос пономарю: «Пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда Меркурий пришел в храм, то от иконы послышался голос: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своею ратью и с воином-исполином, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его в рабство вражье. Выйди тайно от всех навстречу врагу, и силою Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победою ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал: победил исполина и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величавый лик Которой привел в ужас врагов; сам же пал убитым.

В XIV веке икона была перенесена из Смоленска в Москву, но столетие спустя, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть им икону, и она с торжественным крестным ходом отправилась из Москвы для передачи ее жителям Смоленска. На Девичьем поле, там, где перед иконой совершено было прощальное молебствие, в память этого события был выстроен и поныне существующий Новодевичий монастырь.

Совершая ныне прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить нравственные достоинства Ее, которыми Она угодила Богу. Ведь Пресвятая Дева единственная из всех жен сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего. Она заслужила этой чести по достоинству. Она отличалась беспримерным благочестием, равноангельным целомудрием, необычайною скромностью, величайшим смирением, совершенною преданностью воле Отца Небесного, безропотною покорностью Его велениям, непоколебимым великодушием в несчастиях и нежною любовью ко всем людям.

Пресвятая Дева Мария была целомудренна и телом и духом, соединяя с дивным целомудрием величайшую во всем скромность — первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу. Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, ведь мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо женам заботиться не о привлекательном одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.

Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом, с ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе чести и похвал, а, наоборот, живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.

Она отличалась и искреннею преданностью воле Отца Небесного, великодушно перенося все, что было угодно воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она безропотно переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего возлюбленного Сына на кресте, когда оружие прошло Ее душу (см.: Лк. 2, 35), когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, Она не пала под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла эту величайшую скорбь.

Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же Она была и сострадательна и нежна к ближним, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.

Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая нас любить Господа Иисуса Христа и исполнять Его святые заповеди, и своими молитвами охраняла нас от всякого зла, чтобы, благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же от нас, со Отцем и Святым Духом, да будет слава и похвала во веки веков. Аминь.

28 июля (10 августа) 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх