Празднование Казанской иконе Божией Матери. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Сегодня мы с вами молитвенно вспоминаем и торжественно прославляем покров Божией Матери над нашей Русскою православною страной, выразившийся в чудесном избавлении нашего дорогого православного Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников. Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и всегда обращались к Ней с усердною молитвою в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Ее своею покровительницею и почитали, но на нашей Русской земле имя Матери Божией было окружено особым почитанием, большим, чем в какой бы то ни было другой стране, и Богоматерь ни на какуюдругую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Русскую землю. Во всяком русском городе есть непременно источник благодати Богоматери — Ее чудотворные иконы, через которые Она восхотела дать людям небесный залог Своей любви и быть утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной эту веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и в целом нашему Отечеству.

Особенно памятно избавление нашей земли, милостью Матери Божией, в 1612 году помощью Казанской иконы Божией Матери. В 1612 году, когда царский род наш совсем, было, пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки и появилось полное безначалие. Поляки воспользовались этим и захватили в свои руки Москву и с нею до половины царства Русского. Опасаясь быть под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отечества, возложив упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собою икону Божией Матери, именуемую Казанскою, и, предводительствуемые ею, приблизились к Москве, и был объявлен пост, когда весь наш народ и воины три дня постились и пред Казанскою иконою Божией Матери молились о даровании им победы. И Царица Небесная услышала молитву их и Своим предстательством испросила победу. Явившийся в следующую ночь в сонном видении томившемуся в заточении у поляков митрополиту Арсению преподобный Сергий сказал: «Господь по молитвам Матери Божией и святителей московских Петра, Алексия и Ионы в следующий день низложит врагов и первопрестольный град российский возвратит в руки соотечественников». Ободренные этим известием, воины наши 22 октября с Казанскою иконою Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили наше Отечество от  иноплеменников. Таким образом, и Отечество и Церковь были освобождены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное русское воинство в следующий воскресный день совершило молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей Русское государство, и вошло в освобожденную столицу. Чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы не ослабела от времени, положено единодушно совершать ежегодно торжественное воспоминание его в настоящий день.

Как видим, дорогие братия и сестры, основною причиною спасения нашей страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда уже надежды на человеческие силы не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молитву к Богоматери пред чудотворным Ее образом — Казанскою иконою Божией Матери, и молитва их была услышана. С самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью ко Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии кроется причина особенной к нам милости Матери Божией. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, несомненно, и на небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. А отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на тех, кто издревле свято чтит, благоговейно поклоняется и исповедует Господа Иисуса Христа и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее является к нам Матерь Божия, тем осторожнее надо относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас. Кто, как не народ Божий — народ еврейский, — больше видел над собой самой явной, самой чудесной помощи Божией? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого закона. «Уйдем отсюда», — раздалось в самом святилище еврейского храма (См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. VI, 5, 3.), и вскоре мерзость запустения явилась на месте святе и останется, по слову Божию, до конца века, после того как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие братия и сестры, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжкого испытания единственно десницею Божией. Будем же дорожить, дорогие братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Его Матерь ревнуют о нас любовью. Будем же помнить, дорогие, Кто наша заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза верою, жизнью своею и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не забывая вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том, собственно, и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и без конца любить Его как единственного нашего Спасителя, надо держаться крепко того пути, каким шли наши православные предки, какой указал нам Иисус Христос, какой указывает и Святая Церковь. Этот путь указал нам Господь в Своем святом Евангелии, и его нам необходимо крепко хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом — отступит от нас и наша Заступница Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его кровь заветную, быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути. Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплою и усердною молитвою, с твердою верою и упованием. И тогда Она Сама не отступит от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем же Ей все горячие молитвы от всего сердца, с умилением воззовем к Ней: «Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!» 

22 октября (4 ноября) 1960 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх