Слово на день Сретения Господня. 1905 г.

Слово на день Сретения Господня. 1905 г.

«Радуйся Благодатная Богородице Дево: из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме, веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующaго нам воскресение» (Тропарь праздника).

Так радостно приветствует ныне церковь Матерь сорокодневного – по человеческому естеству – Младенца, Иисуса Христа, и безначального по Божеству Сына Божия, Творца веков и вседержавного Правителя всех царств земных, праведного, нелицеприятного Судии всего рода человеческого.

По закону очищения, непреложного для всех матерей избранного народа Божия, и для принесения определенной выкупной жертвы Богу Израилеву за всякого первенца мужеского пола, Матерь Его приходит в церковь, имея на руках Первенца Своего, приносит законную жертву за Него священнику и вручает Его Симеону – праведному старцу, которому обещано было Духом Святым видеть Его прежде смерти. Со страхом и радостию принял старец на руки Младенца Бога и воспел себе песнь отпущения, а всем людям и Израилю – просвещения и спасения. Замечательны пророчественные слова Симеона Матери Иисуса: се, лежит Сей на падение и на востание многих во Израиле, и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34–35). Пророчество Симеоново в точности исполнилось как относительно Бого-Младенца, так и пречистой Его Матери.

Какое смирение, какое снисхождение безначального Царя славы, пред Которым благоговеют небесныe силы, от взора Которого трепещут небо и земля; какое точное исполнение закона за нас, живущих во всяком беззаконии; ибо Он всеми Своими деяниями и словами научает нас точному исполнению заповедей Божиих. Как Он приближился к нам недостойным, Праведный – к неправедным. Безгрешный – к лукавым и злым, Пречистый – к оскверненным всякими нечистотами грехов, Благий и Кроткий к мятежным и непокорным, Безстрастный к всестрастным. Для чего? Для того, чтобы нас примирить с Отцем, отторгнутых от Него дыханием змия бездны, – соединить с Ним грешных и дать прощение грехов, умерщвленных оживить, гордых научить смирению, непокорных – повиновению, потому что и Сам был послушлив Отцу небесному ради нас – до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8).

Обратим внимание на пророчественныe слова Симеона относительно Бого-Младенца и Его пречистой Матери: се, лежит Сей на падение и на востание многих во Израиле, и в предмет пререканий (Лк. 2:34). Наблюдайте умственным взором за точным исполнением пророчества. Кому Христос был на падение? Прежде всего на ужасное падение властолюбивому и кровожадному царю Ироду, который из призрака опасности для своего престола от новорожденного Царя Иудейского решился погубить Его и с Ним – четырнадцать тысяч младенцев; затем Бого-Младенец сделался поводом к падению второго Ирода, жившего в незаконной связи с женою Филиппа, брата своего, обличенного в кровосмешении Иоанном Предтечею – и Иродиады матери с дочерью плясавицей; потом сделался поводом к падению лицемеров фарисеев и саддукеев, первосвященников и книжников, предавших Его на смерть; поводом к падению лукавого ученика Своего Иуды предателя и многих в Израиле; поводом к падению Пилата, властию своею предавшего на смерть праведника и многих, многих других.

А для кого Иисус был причиною обновления, возрождения, утверждения и спасения? Для всех праведников, для всех верующих и преданных Ему душ: предтечи, апостолов, праведных мужей и жен – для всех Закхеев, мытарей и грешников и грешниц покаявшихся, даже для разбойника благоразумного, – для бывшего Савла гонителя, а потом апостола; а потом в течении веков даже до нашего времени для какого множества людей Христос был виною спасения за веру и терпение до конца жизни, а с другой – погибели за неверие, ожесточение и нераскаянность?

И теперь, в наши дни – Христос Господь служит для множества людей причиною – с одной стороны, всякого блага, духовного обновления, преспеяния во всякой добродетели, кротости, милосердия, послушания, терпения, а для неверных и лукавых – причиною погибели. Но что означают слова Симеона, обращенные к Пречистой Деве Марии: «и Тебе Самой душу пройдет оружие, да откроются помышления многих сердец?» (Лк. 2:34). Действительно, сердце Марии прошло лютое оружие скорби, когда Она видела Сына Своего постоянно наветуемым от начальников и учеников иудейских и, наконец, беcчеловечно распятым на кресте и проливающим Кровь Свою за грехи мира; да и раньше страданий крестных Ея сердце пронизало оружие печали при избиении младенцев от Ирода и при виде разных опасностей для жизни Сына Ея со стороны врагов. Все сокровенные помыслы и чувства врагов Иисусовых обнаружились тогда пред всем миром. В наши дни Христос сделался особенно камнем преткновения (1Пет. 2:7) для многих, многих, неверующих в Него, как и некогда фарисеев и книжников. Да, страшно сказать, Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, пришедый в мир грешников спасти (1Тим. 1:15), и призвать грешников на покаяние, сделался причиною погибели многих по неверию, гордости и лукавству погибающих. В заключение присовокуплю, что Христос, Который, по беcконечной благости и всемогуществу Своему, мог бы спасти нас от настоящей, истребительной войны, – доселе не простирает нам всепобеждающей Десницы Своей, потому что не видит веры и покаяния в людях, вызвавших настоящую войну неверием, богохульством, непокорностию и прочими тяжкими грехами своими, тогда как за смирение, веру, покаяние нелицемерное мог бы давно прогнать всех врагов наших и нас сделать скорыми и славными победителями. В самом деле, странно – как доселе стоит твердо язычество против Христа, – Коего взор один мог бы обратить в бегство всех врагов наших?

Как ни странно, но достойно и праведно мы терпели поражения, по причине совершенной неготовности нашей к войне, как гром ударившей нас, и по причине упадка веры и нравов русского народа. Аминь.

Наверх