Проповеди на праздники:

Слово на день славного Успения Пресвятой Богородицы, 1900 г.

Слово на день славного Успения Пресвятой Богородицы, 1900 г.

«Предста Царица одесную Тебе» (Псал. 44:10).

Так предрек из глубины минувших веков царь пророк Давид; он видел пророческим Духом величайшее прославление от Бога чудной Царицы, избранной от всех земных родов в Матерь имевшему воплотиться от Духа Святого без семени мужеского Сыну Божию – для искупления и спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти. Он видел тогда как бы настоящим событие, празднуемое ныне вселенскою Церковию, – т.е. предстояние Матери Божией одесную Бога Сына Своего на небесах, предстояния, которого Она удостоилась по честном Своем успении, погребении, воскресении на третий день и вознесении на небо с пречистым Своим Телом. Предста Царица одесную Тебе.

Для чего предстала небесная Царица одесную Сына Своего и Бога, Творца всех тварей, Спасителя мира? Для того, чтобы вечно предстательствовать пред Ним за род христианский, непрестанно Ее умоляющий и блажащий и чтобы принять праведное воздаяние от живоначальной Десницы Сына Своего, за сверхестественное служение воплощению и воспитанию Его, за все скорби и печали, которые Она претерпела при Его страданиях и крестной смерти.

Дивны тайны промышления Божия о роде человеческом! При самом сотворении человек – в лице первой четы – почтен был величайшею почестью: он один из всех земных, одушевленных тварей, отличен был образом и подобием Божиим, получив от Творца душу словесную, свободную, бессмертную, владычественную над всеми земными тварями и над всею землею, – с единственным условием и обязательством – свободно и охотно повиноваться Своему Творцу; при этом имелось в виду – за добровольное послушание и точное исполнение Божией заповеди даровать человекам в награду вечное наслаждение неизреченными благами царствия Божия; вместе с тем было заранее им объявлено, что за неповиновение и преслушание они умрут смертию. Награда за послушание, и наказание за ослушание вполне были достаточны для поощрения к исполнению заповеди и для ограждения от непослушания. Но чего можно было опасаться первой чете, то и вышло: вместо того, чтобы свободу обратить на добро, на послушание Богу, они обратили ее во зло; не покорившись Богу и послушав злого врага, прельстившего первую жену Еву. Произошло дерзновенное, неблагодарное нарушение союза с Богом и безумное, вольное вступление в союз с падшим ангелом и его царством – с духами злобы поднебесными: и вот вместе с первыми человеками, и все человечество, бывшее в чреслах их, отпало от Бога и поработилось врагу и унаследовало зло бесконечно великое, но, так как это зло было в человеках не первоначальное, а происшедшее искусительно от первого виновника и изобретателя зла – диавола, и потому – допускавшее милосердие и сострадание от Бога к падшему человеку, – то Господь сжалился над падшим, немощным Своим созданием, имевшим способность к покаянию; и еще прежде его сотворения, предвидя его падение, положил искупить его чудесным, – одного Бога достойным, – способом: вочеловечением Сына Божия от Пречистой Девы, исполнением чрез Него всей правды Божией, поруганной человеками, научением их вере, покаянию и всякой правде, – страданиями и смертию Его – за человечество, воскресением и вознесением на небо человеческим естеством; основанием на земле Церкви или общества спасаемых, дарованием людям всемощной Ходатаицы за верующих и держащихся искренно основанной Церкви. – И человечество падшее восстановлено; на место непослушания Евы – явилась – смиренная, послушная Дева – Пресвятая Мария: та приняла в себя врага диавола и сочеталась с ним чрез непослушание Богу, а Эта чрез смирение и послушание глаголам Божиим приняла в Себя Самого Бога и на веки сочеталась с Ним и соединила с Ним верующее и послушное Ему человечество: та была виновница греха и смерти; а Эта Виновница правды и вечной жизни. И вот ныне Она предстоит одесную Сына Своего и Бога и ходатайствует пред Ним за христиан день и ночь.

Предста Царица одесную Тебе. Божия Матерь много скорбела и страдала неправедно от беззаконных людей, всячески преследовавших и оскорблявших Сына Ея злобными своими языками и наконец умертвивших Его на кресте, много горьких слез пролила Она, когда видела Его висевшим и страдавшим на кресте и испускающим дыхание.

За все Ея беспримерные скорби, слезы, воздыхания, терпение, как и за все Ея попечения о Сыне Ея, – Она удостоена величайшей славы – Царицы неба и земли и Покровительницы всего христианского рода. В самой смерти Ея уже величайшая слава – в просветлении лица Ея и в блистании необычайным светом храмины, в которой почивало Пречистое Тело Ея, в чудном благоухании небесных ароматов, возблагоухавших в храмине; в явлении Самого Господа с ангелами и архангелами, – взявшего на Свои Пречистые руки пресвятую душу Матери Своей и вознесшего Ее на небеса для соцарствия с Собою, конца не имеющего. При несении к погребению Тела Ея апостолами, принесенными чудесно на облаках из разных стран света, – некто еврей Афоний, по зависти и ненависти к Пресвятой Деве бросился было опрокинуть гроб с Ея телом, но руки его дерзкие были внезапно отсечены невидимым мечем ангела и прилепились к гробу, и только за искреннее покаяние его он был помилован Материю Божиею и исцелен. – Воздух оглашался ангельским пресладким пением. – По погребении, на третий день Сама Матерь Божия явилась в прославленном виде Апостолам в трапезном собрании и преподала им мир и обещание всегда быть с ними и со всеми искренно верующими. И Она всегда была и есть с нами, то в личных явлениях, то в разных чудесных знамениях от Св. Икон во все времена, особенно в годины бедствий и народных молений. Она и ныне с нами, покрывая и заступая нас от праведного гнева Божия; и ныне Она уже явила помощь русскому воинству в Китае, победоносно вступившему в Пекин. О, Владычице, Пресвятая Богородице, буди с нами и с Россией, до скончания века! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх