Проповедь в неделю о Фоме

Вот и праздник праздников у нас прошел: и царские врата в храмах Господних затворены, и служба стала не так торжественна, как она была торжественна на светлой неделе. Что же, братия, оставил этот праздник в душах наших? Ведь праздники христианские не для того проходят своею чередою перед нами, чтобы оставлять наши души праздными, а для того, чтобы упразднять, освобождать нас от забот и дел житейской суеты, иначе сказать: праздники для того Господь дает нам, чтобы мы на время бросили думать, заботиться, радоваться или скорбеть о житейском, о земном, скоропреходящем, а подумали, позаботились, порадовались о небесном, вечном. Для этого, именно, дан нам был и прошедший праздник.

Всесветлый праздник Воскресения Христова для того Господь сподобил нас узреть, чтобы нам увидеть в нем начаток общего воскресения всего рода человеческого в последний день мира: Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (1Кор. 15:20), говорит Слово Божие. Для нас ведь Господь страдал, умер, погребен и воскрес: и Его смерть, погребение и воскресение есть как бы собственная наша смерть, погребение и воскресение. Оттого мы и пели на утренях в светлую седмицу: вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе 2. Да, мы непременно все воскреснем и все мы чаем, т.е. ожидаем воскресения мертвых. Это так же несомненно, как несомненно то, что завтра будет день. Приходило ли вам это в голову, думали ли вы об этом в праздник? А надобно было об этом подумать непременно. Все великие праздники церковные, а праздник Пасхи особенно напоминает нам о нашем искуплении чрез Иисуса Христа от вечной смерти и о нашем воскресении для жизни будущего века.

Но кто верует в свое воскресение из мертвых, тот готовится здесь к будущей жизни, старается жить по заповедям Господним, праздники Господни почитает и крайне остерегается оскорбить святость их делами плотской нечистоты. А у нас что делалось в светлый праздник, у нас православных христиан? И говорить срамно; но говорить надобно. Из светлых дней пасхальной недели христиане сделали, к величайшей скорби святой матери Церкви, – дни мрачные, дни достойные слез и сетования. Весьма многие праздновали не праздник Воскресения Христова и нашего собственного воскресения от мертвых дел, а праздник бесовского воскресения в своих душах. Великий пост для диавола был поражением, смертью, потому что из многих душ он убежал и как бы умер для них после сердечного раскаяния и причащения святых Таин; а в праздник Пасхи он воскрес опять в весьма многих душах. Как воскрес? Чрез пресыщение, пьянство, буйство и другие пороки, до которых доводит пьянство и которым предавались многие из христиан. Так-то христиане любят Христа; так-то праздновали они самый великий в году праздник! Что и пользы таким людям от имени христиан? Многие язычники лучше их живут и, без сомнения, достойнее их в очах Божиих. Иноверцы и неправославные, живущие в нашем городе, удивляются их поведению в такой великий праздник и говорят: вот вам и христиане, вот вам и православные! Они празднуют, как истые язычники, да еще какой праздник! Так говорят об нас иноверцы и неправославные. Но что говорит Сам Господь о наших праздниках или точнее – о нашем праздновании? Праздников ваших, ненавидит душа Моя, и дне великого не потерплю, говорит Господь, бысте Ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших (Ис. 1:14).

Братия! на кого мы стали похожи? до чего мы забылись? И на нас исполняется во всей силе слово Писания: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:13, 21). Христос Господь почтил нас Своим именем, омыл нас Своею кровию, сделал нас людьми избранными, языком святым (1Пет. 2:9); а мы дерзко, безумно пренебрегли милостью Божиею и сами бесчестим себя разными непотребными делами. Не льстите себе, братия, ни пияницы, ни татие, ни досадители, ни блудницы, ни прелюбодеи, царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9–10). Да, если не перестанете так вести себя, особенно в праздники, которые по заповеди Господней нужно святить, то не увидите царствия Божия.

Братия! нам крайне необходимо в праздники Господни держать себя благоразумнее и внимательнее к самим себе. С нас строго взыщет Господь за неблагоразумное празднование. Не по плоти, как идолопоклонники, а по духу должно нам праздновать свои праздники, хотя и телесное празднование, если оно бывает вместе с духовным, позволено и не противно Господу, но в этом случае оно никогда не должно выходить из границ умеренности. Бог есть Дух (Ин. 4:24; 2Кор. 3:17); душа наша, искупленная Спасителем, есть дух: потому и праздники у нас должны быть больше духовные, чем плотские. Кто празднует только по плоти, тот празднует не Богу, а своему идолу, чреву, или, что все равно, – бесу невоздержания. Избави Бог всякого от таких праздников! Обилие плотских брашен разрешено христианам в праздники во славу Божию для того, т.е., чтобы мы ели и пили с умеренностью, благодаря Бога, Который с радостию духовною посылает нам и утешение телесное в различии и сладости брашен и питий, чтобы радость наша не имела недостатка. Но радость духовная в праздник должна быть всегда выше телесной; а у нас – наоборот.

Сказано в заповеди Божией: помни день субботный, еже святити его (Исх. 20:8); на нашем новозаветном языке это значит: помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми делами старайся и сам освящать его.

Господи! даруй нам помнить всегда заповедь Твою о праздновании праздников, свято хранить ее и благоугождать Тебе празднованием духовным. Аминь. 

Наверх