Проповеди на праздники:

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Параклисис Божией Матери.  О радости Рождества Пресвятой Богородицы — первой заступницы нашей пред Господом. 1960 г.

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Параклисис Божией Матери.  О радости Рождества Пресвятой Богородицы — первой заступницы нашей пред Господом. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, в эти дни Святая Церковь Христова, а вместе с ней и мы светло празднуем святые и всерадостные дни попразднства Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь вещает нам: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш». По словам Христа Спасителя, жена, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). Рождение всякого человека в мир доставляет радость и утешение родителям новорожденного и всем родным и близким. И не только рождение, но и самая память о рождении члена семейства, день его рождения почти всегда бывает для семейства днем особенной радости и часто особого нарочитого празднования. А что касается людей великих, прославивших себя благотворной деятельностию среди своего общества, отечества, то дни их рождения всегда радостно празднуются в установленное время даже и после их смерти. Понятна причина этой радости. Рождение человека есть всегда важное событие, как торжество бытия и жизни над небытием. Но если люди радуются даже рождению обыкновенных людей, почему-либо для них близких, а тем более рождению великих людей в их стране, то сколь же велика должна быть радость общая, когда мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы, от Которой родился не простой и даже не просто великий человек, но родился Христос Бог наш — Солнце правды, — Который избавил нас от греха и рабства владыке греха диаволу и Который дарует нам вечное спасение, вечную жизнь. Радоваться рождению людей естественно, а тем более и естественно, и должно радоваться, воспоминая Рождество Богородицы. Представьте себе путника, которого застала ночь. Ночь темная, непроглядная застигает его в пути, он сбивается с дороги, не знает, куда идти, и поднимается буря, идет дождь, холод пронизывает его насквозь, он изнемогает и в отчаянии падает на землю, в страхе и трепете взывая о помощи к Всевышнему Богу, ожидая уже себе смерти. И понятно, с каким неописуемым чувством радости он встретит появление утреннего рассвета, предвозвещающего восход солнца. Вот подобное бедствие несчастного путника испытывал весь род человеческий, когда окружала его в течение почти пяти тысяч лет духовная ночь блуждания и неразумного деяния. А что это были за дела, об этом убедительно говорит святой апостол Павел во второй главе Послания к Римлянам. После обольщения лукавым искусителем праотцев, когда грех, а через грех и смерть вошли в мир, человеческий род заблудился, и отчуждился от жизни Божией, и погибал. Господь предвидел эту погибель, и, не до конца гневающийся, Он изрек для человеческого рода по грехопадении радостное обетование, а для искусителя-диавола смертельное определение: еще в предвечном совете Божием предопределено было Единородному Сыну Божию явиться во плоти человеческой, затем во времени возвещено и не однажды было повторено, что этот Сын Божий воспримет плоть человеческую чрез рождение от Девы. И вот почему через пять тысяч лет у престарелых праведных Иоакима и Анны чудесным образом рождается единородная Дщерь Мария, Которая, будучи рождена по особенному действию благодати Божией, воспитана с детства во святом храме Божием и всецело предана Господу, соделывается столь чистой и святой, что является способной восприять в святое чрево Бога Пречистого и Всесвятого. Она первая из всех людей удостаивается от небесного вестника слышать слово «Радуйся», ибо из Нее должен воссиять источник радости — Солнце правды, Христос Бог наш. Итак, день Рождества Пресвятой Девы Марии должен быть радостен для всего мира, потому что эта Дева рождена для всего мира как Мать Царя всего мира, как Мать Источника радости для всех людей. Но Пресвятая Дева Мария соделалась вместе Матерью и всех тех, которых Сын Ее не стыдится называть братиями Своими. Родивши Господа Иисуса Христа, единого посредника между Богом и человеками, Она Сама явилась первой Ходатаицей за них пред этим Ходатаем. Хотя крестом Христовым исходатайствованы и поданы нам все божественные силы и средства к тому, чтобы прийти к Источнику истинной радости и навеки соединиться с Ним, мы, грешные, так слабы и немощны, что сами по себе не всегда можем воспользоваться этими данными нам силами и средствами и, имея единого Ходатая пред Богом, нуждаемся, однако же, в других руководителях и ходатаях о своем спасении. Таковыми руководителями и ходатаями нашими являются святые ангелы и все святые угодники Божии. Но самая могущественная руководительница наша в деле спасения, самая первая заступница наша пред Господом есть Пресвятая Дева Мария, как честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов, как имеющая пред Богом Сыном Матернее дерзновение. Она, конечно, сильнее всех святых угодников Божиих и ангелов может предстательствовать пред Всевышним за род человеческий. Все святые на небе в отношении к нам, странникам на земле, суть как бы незаходимые звезды без облаков, а Пресвятая Дева Мария есть как бы луна, полная во днях, всегда светящая нам в нощи греховней, чтобы мы, подобно израильтянам, не заблудили от пути земли обетованной в пустыню вечной погибели. Как луна, заимствуя от солнца более света, чем звезды, озаряет землю большим в сравнении с ними светом, так и Богоматерь, восприяв от Солнца правды божественный свет несравненно в большем обилии, чем все святые, изливает от Себя и большие, сравнительно с ними, потоки благодатного света на Святую Церковь, ниспосылая ей Своим мощным заступлением утешение и помощь во всех скорбях и бедствиях и прогоняя от нее мрак нечестия, объемлющий народы, чуждающиеся света истины. Возрадуемся же радостью духовной преславному Рождеству Богоматери, радостью, которая была бы достойна и благоугодна Виновнице нашей радости. А такой радостью может быть только радость о Господе, которою любила радоваться Сама Пресвятая Дева, то есть радуемся, услаждаясь псалмами, пением и песнями духовными, поучением о законе Господнем, назидаясь беседами душеспасительными, относящимися к нашему спасению, упражнением в делах милосердия. Аминь.

10 (23) сентября 1960 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Проповеди на праздники:

Наверх