Подвиг спасения на водах 28 февраля 1899 г.

Подвиг спасения на водах 28 февраля 1899 г.

Речь на молебне по случаю исполнившегося двадцатипятилетия деятельности Тифлисского Окружного Правления Императорского Российского Общества спасения на водах 28-го февраля 1899 года.

Благословением архипастыря нашего и желанием почтенных представителей Общества, которое сегодня торжествует праздник двадцатипятилетия своей человеколюбивой деятельности, призываюсь я к слову в настоящие знаменательные минуты, в этой необычной обстановке, прямо в виду того места, где не раз проявлялось и исполнялось дело «спасения на водах»...1 Когда я обдумывал, что сказать здесь по долгу служителя слова в назидание одним, в похвалу и благодарность другим, то мне ясно представилось, что лучшим учителем нашим в данном случае может служить многовековой опыт Церкви в связи с живой наличной действительностью.

Перенесемся мыслью на мгновение ко временам глубокой христианской древности. Вот где-нибудь в уединенном частном доме, в подземной катакомбе, или в другом потаенном месте собралась община христиан на свою святую молитву. Вот в молитве разгораются и пламенеют сердца, и возвышенная любовь христианская вспоминает пред Богом о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей... С тоскою озираясь вокруг, богомольцы не видели в своей среде многих братьев: одни взяты на суд и мучение за исповедание веры, другие сосланы уже в дальние края или захвачены в плен врагами; те остались дома ради нужд житейских, те лежат, прикованные к одру болезни, а иные, «прежде отшедшие», покоятся в сырой земле до общего всем восстания... О всех болит сердце христианское, за всех и вся несется молитва к Престолу милосердия, – но какая это мольба упреждает все другие, и о ком из бедствующих прежде всего вспоминает, следуя голосу любви, слово общецерковного «прилежного моления» (ектении, литии)? О плавающих, путешествующих... Господу помолимся!

Да, тяжелы были тогда всякие путешествия, но тяжелее и опаснее всех – плавание по морю. И в мольбе о плавающих виделся христианам Спаситель, утишающий бурю и спасающий апостолов от смерти и кораблекрушения, виделся Спаситель, подающий руку помощи тому апостолу, который взмолился к Нему словами: «Господи, спаси меня, я утопаю!» Молитва веры чего сделать не может? Древние сказания переполнены повестями о том, как в море плывущим и люто страждущим на призыв молитвы являлась небесная помощь, и в этот подвиг человеколюбия облечены были особо избранные святые, среди них Пресвятая Богородица и святитель Христов Николай-Милостивец.

С того далекого времени многое изменилось в жизни. Науки и искусства далеко шагнули вперед по части всестороннего улучшения человеческого быта, по части улучшения и условий путешествия. Но и доселе, верная духу и преданиям глубокой древности, св. Церковь хранит свое моление о плавающих и возглашает его за каждой службой. Ибо как ни велика разница между прежними кораблями и лодками и нынешними огромными пароходами, все же и доныне остается верным и метким присловие нашего народа: «Кто в море не бывал, тот и горя не видал, тот и Богу не маливался»... Слишком уж слаб человек пред грозной водяной стихией в час ее гнева и бешенства: оттого жуткое чувство одиночества и бессилия охватывает всякого непривычного при первом плавании по морю, даже тихому и спокойному; оттого с таким напряженным вниманием и болезненной чуткостью останавливается всякий на известии о том или другом несчастии на реке или на море. И если вообразить себе все ужасы погибели какого-либо судна, в роде «Русалки» 6 лет назад, или «Бургони» прошлым летом; если представить себе эти душу потрясающие вопли о помощи погибающих отцов, матерей, малых детей, весь этот смертельный ужас и смятение и трагическую смерть; если представить себе оставшиеся осиротелые семьи – этих несчастных, которым не дано даже утешение увидеть тела дорогих покойников; если вспомнить, что число гибнущих на водах в одной России, по статистическим данным, простирается до 8000 человек в год, то как не приветствовать благородные сердца и любящие души, что приходят на помощь бедствующим? Как не порадоваться, что число членов Общества спасения на водах достигает почтенной десятитысячной цифры, что Первым Членом записан Государь Император, а покровительство над Обществом приняла на себя Государыня Императрица! Как не благодарить Общество, которое, судя до отчетам его, прославилось поразительными случаями истинно-самоотверженного спасения погибающих, которое предупредило до 900 случаев крушения судов, спасло от гибели более 10000 человек и содержат до 1300 пунктов и учреждений для помощи утопающим!

В районе деятельности местных членов Общества, в Тифлисе и Тифлисской губернии, нет и не может быть таких грандиозных несчастий, какие мы видим на морях; зато на наших водах, на этой, например, реке, что вы видите пред собой, нет и плавания на усовершенствованных судах: опасность здесь непосредственно близка, и гибель плавающих так же возможна и в такой же примитивной – в смысле предохранения от опасности – обстановке совершается, как в дни далекой древности. В последние 12 лет Тифлисское Окружное Правление Общества сосредоточивает свою деятельность исключительно в пределах г. Тифлиса и Тифлисской губернии. Если принять во внимание, сколько помощи оказано было здесь, на Песках, во время бывших наводнений; если принять во внимание, что здесь, на этой самой реке Куре, за последние 12 лет утонуло 203 человека и спасено Обществом 450 человек, – то, полагаем, всякому ясно, что деятельность Общества достойна полного сочувствия и поддержки. О милосердии сказано, что оно изобретательно на добрые дела, что «различен милованья образ и широка заповедь сия» (Златоуст). Дело спасения утопающих говорит само за себя, оно не нуждается в том, чтоб его заносить в нарочитые списки добродетелей или напоминать о нем милосердию христианскому. Что, если бы, братие мои, сейчас здесь вдруг раздались с реки вопли и крики погибающего: «Спасите, спасите, утопаю»! Чье бы сердце не сжалось мучительно и не облилось кровью? Чья бы душа не заныла от горя и жалости? И вдруг бы один из нас, бросившись в воду, на наших глазах вытащил и спас погибающего: сколько бы радости засияло у всех на лицах, сколько бы искренних похвал и горячей благодарности получил великодушный спасатель!

Братья мои! В нравственной оценке деятельности исчезают времена и сроки, места и обстановка. Читая отчеты тифлисского кружка деятелей Общества, видишь много раз и ежегодно эти подвиги спасения, только неприметные и скромные, не кричащие и не картинные... Воздадим же Обществу полной мерой почтительной благодарности, искреннего сочувствия и деятельной материальной помощи. Человеколюбивая деятельность Общества нуждается в расширении и в Тифлисе, и в губернии; везде для нее требуются затраты, постоянные и немалые материальные средства для поддержания и расширения существующих спасательных учреждений, для основания новых, для содержания рабочих лодок, спасательных приборов и проч. Стыдно и позорно будет, если в многолюдном и богатом городе нашем и во всей губернии не найдется достаточно лиц, сочувствующих не только вообще полезному и доброму, но и поистине святому делу помощи гибнущим на водах! Стыдно будет, если это святое дело, за недостатком средств и сочувствия, по необходимости, должно будет сокращаться и постепенно замирать! Где же будет наше христианство, где будут культурные успехи нашего времени и нашего края, где будет наше общественное развитие, – все то, о чем мы любим говорить с таким достоинством и так часто? Правильное общество, развившееся на христианских началах, имеет ту особенность, что среди него всегда находятся люди, которые умеют отдать свою жизнь за жизнь другого. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положить за други своя» (Ин. 15:13), от нас же требуется не пожертвование жизнью, а пожертвование незначительной частью материального достатка ради бедствующих и погибающих. Будем же любить не словом или языком, но делом и истиною (1Ин. 3:18).

Св. Церковь, по Духу любви Христовой, всегда готова сочувствовать и содействовать всякому полезному предприятию, все равно, где бы оно ни происходило, хотя бы это было в области самых простых и ежедневных наших нужд; тем более радостно и усердно, в молитвенном предстательстве, призывает она благословение Человеколюбца-Бога на святое дело спасения погибающих на водах, как на дело человеколюбия по преимуществу. Но «всяко деяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак. 1:17): слово апостола. Вспомним и слово Господа Иисуса: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), Он первый благостный Спасатель утопавших, ставший некогда на корме тонувшего корабля, ставший некогда пред апостолом, утопавшим в пучине водной стихии, – Он да станет ныне между нами и Его небесное благословение да будет на всех деятелях и сотрудниках Общества спасения гибнущих на водах! Аминь.



1 Молебен был совершен под открытым небом, на берегу р. Куры, в самом опасном месте ее течения, где стоит спасательная станция Общества.

Наверх