Параклисис Божией Матери. О предстательстве за христиан Матери Божией и необходимости дорожить Ее любовью

Параклисис Божией Матери. О предстательстве за христиан Матери Божией и необходимости дорожить Ее любовью

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, в одной церковной песни говорится: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче благая сущи веру приими, ибо любовь веси божественную нашу, Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем» (Ирмос 9-й песни канона Богоявления).

В самом деле, какую мы можем воздать достойную похвалу своими грешными и скудными устами чистейшей всех тварей, превысшей ангелов и архангелов, преблагословенной Деве Марии, удостоившейся быть Матерью Бога Вышнего, заступнице рода христианского? Но, чтобы быть достойными христианами, нам необходимо всегда прославлять (и не быть ослушниками воли Божией) Виновницу нашего спасения, взирая на Ее любовь к нам. Пресвятая Дева Мария есть и называется Матерью Божиею и Матерью христиан. Она — Матерь Божия по вышеестественному рождению от Нее Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и Матерь всех христиан по благодати усыновления. Господь наш Иисус Христос назвал всех верующих в Него Своими братьями, и если Он пребывает среди верующих как перворожденный во многих братьях, то, следовательно, мы — сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по Материнскому достоинству Она должна иметь у Бога такую благодать, какую прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу Материнской любви Она должна оказывать христианам такую же милость, какую мать должна оказывать своим детям. Но благодать, которую имеет Всесвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна. Соразмеряя беспредельную благодать, которую Она получает как Матерь Божия от Бога, и беспредельную любовь и милость, которую Она, Матерь христиан, оказывает христианам, необходимо признать, что Пресвятая Дева Мария есть великое море благодатных сил. И действительно, Церковь по достоинству восхваляет и прославляет Пречистую Деву многими составленными в честь Ее духовными песнопениями и похвалами, зная, что иного скорого помощника по Боге мы ни в ком не имеем, кроме Нее. Она, как Матерь Божия, более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Своего Сына, и, как Матерь христиан, Она больше, чем святые и ангелы, оказывает нам, Своим детям, благодеяний. Поэтому Святая Церковь, называя Матерь Божию нашей ходатаицей и заступницей пред Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом, заповедует нам преимущественно обращаться с молитвой к Пресвятой Деве.

Может быть, кто-нибудь спросит, для чего нужно обращаться к Ее ходатайству, когда Христос Спаситель наш искупил нас от греха и принимает моления наши Сам непосредственно. Да, действительно, мы, верующие, имеем дерзновение ко Господу, но только в том случае, если совесть наша не обременена грехами, аще сердце наше не зазрит нам (1 Ин. 3, 21). А кто похвалится, что чистое имеет сердце, кто не сознается, что не только после крещения, но и после неоднократной исповеди он весьма часто прогневляет своего Искупителя нарушением Его заповедей? Мы грешим на всякий день, час и минуту. Пусть скажет это совесть каждого. Горе нам: какими многообразными грехами осквернена наша жизнь! Она представляет собой один сплошной и непрерывный ряд самых тяжких беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько срамословия на нашем языке! Сколько лукавства в наших деяниях видит Сын Божий! Видит и терпит, потому что Он долготерпелив. Но, когда мы, неразумные, остаемся нераскаянными, неисправимыми, упорствуем в своем зле, тогда своею неблагодарностью мы оскорбляем Его и возбуждаем Его праведный гнев на нас. Он не терпит нас более, готов наказать нас, угрожает нам вечным мучением и болезнью, смертью телесною и другими бедами: «...оружие Свое очистит, лук Свой напряже... и в нем уготова сосуды смертныя» (Пс. 7, 13-14). Куда мы, несчастные грешники, убежим от праведного негодования и гнева Сына Божия? Для нас нет иного исхода, как покаяться и припасть к стопам человеколюбца Бога нашего. Но, будучи преступниками своего Спасителя, мы теряем дерзновение к Нему, не смеем по грехам своим сами обращаться к Богу и имеем нужду в другом, стороннем ходатайстве пред Ним. Такое ходатайство мы обретаем в лице Пресвятой Богородицы. Мы просим Ее заступления, и Она умилостивляет за нас Сына Своего предстательством Своим, которое сильнее предстательства всех святых, всех ангелов, потому что Она, как Матерь Божия, выше всех святых, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов. И когда за кого-то просит Пресвятая Богородица Сына Своего и Бога, Господь не отказывает Ей в прошении.

И Матерь Божия с любовью ходатайствует пред Богом за всех верующих во Христа, если они решаются оставить свои беззакония и быть истинными, ревностными христианами. С любовью, говорим, потому что Она, так сказать, нашего роду, Она знает наши немощи, наши искушения и трудность бороться с ними без высшей помощи. Она любит христиан любовью матери и захочет ли не помочь тем, которые, хотя по немощи и согрешают, но каются и желают спастись, несмотря на все препятствия ко спасению? Что же касается до препятствий ко спасению, то их каждый знает, кто когда-либо начинал жить по-христиански, с желанием спасения. С собой мы носим всегда врага христианской жизни — плоть, которая воюет на дух и гнетет нас к земле. Вне себя имеем греховный мир с бесчисленными его соблазнами и самого злейшего противника нашего спасения — диавола, который яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). На людей, которые мало заботятся о своем спасении, он мало нападает своими искушениями, а те, которые желают совершенства христианской жизни, находятся в беспрерывной борьбе с ним, с его хитрыми кознями, которые бесчисленны. И где же нам взять сил для успеха в борьбе с указанными препятствиями? В благодати Божией и в молитвах к Богоматери: «Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед?»

Дорогие братия и сестры, наши предки особенно чтили Божию Матерь, и их надежда и упование никогда не были посрамлены. История нашего Отечества свидетельствует об особой милости Матери Божией, являемой Ею в самые тяжелые минуты испытания православного русского народа. Чудес, которые проистекли от Божией Матери, так много, что их все невозможно перечесть. Вся история русского православного народа полна этих милостей Матери Божией, Которая особенно благоволила к Русской земле за простой добродушный нрав русского человека, за его твердость и чистоту православной веры. В житиях святых повествуется, что наши благочестивые предки имели обычай поручать себя и близких своих покровительству святых и особенно Богородицы. Они являлись непоборимыми заступниками за порученных им.

Один благочестивый человек имел супругу, женщину кроткую и благочестивую, и шестилетнюю дочь, которую воспитывал в благо честии и страхе Божием. Однажды он по своим торговым делам должен был отправиться из дому. Жена, провожая его, спросила: «Кому на руки оставляешь меня и дочь твою?» — «Госпоже нашей Богородице», — отвечал отец и, распростившись с ними, отплыл. Вскоре после этого произошло покушение одного злодея на жизнь жены и дочери. Дело было так. Диавол внушил слуге того благочестивого семейства поднять руку на голову госпожи, чтобы, убив ее, похитить лучшие вещи и бежать. Злодей взял из поварни нож и пошел в горницу, чтобы совершить свое преступное дело. Но едва он только коснулся порога, как вдруг поражен был слепотой и не мог двинуться ни назад, ни вперед. Долго усиливался он войти, но невидимая сила удерживала его. Безумец не познал всемогущего промысла Божия, пекущегося о всем мире, и особенно о человеке. Он хотел во что бы то ни стало осуществить свою мысль, внушенную ему диаволом. Он тогда начинает звать к себе госпожу свою, прося ее подойти к нему. Ничего не подозревая, она удивилась его поступку, не пошла к нему, а приказала, чтобы он сам подошел. Он тогда стал просить, чтобы хотя бы дочь ее подошла к нему, на что она, не зная ничего о его умысле, ответила отказом. И тогда злодей, не образумившись, в отчаянии и злобе своей от того, что не мог исполнить своего намерения, поразил себя ножом. На крик госпожи немедленно собрались соседи и, застав злодея еще в живых, узнали, что и как произошло. Все познали тогда в этом случае неисповедимые пути промысла Божия и прославили Бога и заступницу верных, Богородицу и Приснодеву Марию.

Итак, зная неизреченные милости Матери Божией, будем дорожить любовью Ее к нам и нашей к Ней и будем хранить себя в чистоте от всякого беззакония и порока и с глубокой верой чтить Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, как чтили Его наши благочестивые предки. Будем всегда прибегать к Ней, к чудной заступнице христианского рода. Напасть ли какая или скорбь душевная постигнет нас — поспешим скорее на молитву к Владычице; грехи или страсти мучают нас или привычки недобрые овладевают нами — прибегнем к Споручнице нашего спасения. Горе ли, печаль или болезни постигнут нас — вспомним преблагословенную Деву, стоявшую при кресте Сына Своего, обратим к Ней молитвенные свои вздохи и будем уверены, что Ей понятны наши скорби, Она видит наше горе, Она прольет радость и согреет Своею Материнскою любовью наболевшую нашу душу. Она спасет нас от беды и опасности.

К кому возопием, Владычице? К кому прибегаем в горести своей, если не к Тебе, Царице Небесная? Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором! Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх