Параклисис Божией Матери. О подражании добродетелям Божией Матери. 1964 г.

Параклисис Божией Матери. О подражании добродетелям Божией Матери. 1964 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28), — такими словами приветствовал небесный вестник Пресвятую Деву, возвещая Ей благодатную весть о рождении от Нее Спаса мира. В ответ на это архангельское приветствие мы слышим пророческие слова, которые Она, Пресвятая Дева Мария, возвестила Своей родственнице, праведной Елисавете. Слова эти были произнесены не под влиянием воодушевления Ее в тот момент, а под воздействием осенения благодати Духа Святаго. «Се бо, отныне ублажат Мя еcu роди» (Лк. 1, 48), — вот пророческие слова, которые оправдываются вот уже на протяжении двух тысячелетий, когда все концы мира прославляют Пресвятую Деву как Матерь Божию, превозносят Ее как честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим и ублажают Ее как Заступницу рода христианского.

Мы с вами, верующие во Христа, должны считать себя счастливыми и духовно радоваться, что имеем у себя такое великое духовное сокровище, и должны бережно хранить у себя это сокровище, чтобы его не похитил у нас враг. Мы должны любить Божию Матерь, должны Ее чтить, должны Ей повиноваться и всемерно прославлять Ее своими добрыми делами и примерами своей доброй благочестивой христианской жизни. Самым лучшим прославлением Божией Матери с нашей стороны будет, если мы будем стараться подражать Ее богоугодному житию, Ее добродетелям, а для этого нам необходимо в совершенстве познакомиться с Ее земной жизнью и Ее добродетелями, которыми Она была украшена во время Своей земной жизни и благодаря которым Она удостоилась такой высокой чести — стать Матерью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы, взирая на Ее житие, и нам посильно подражать Ей и заимствовать для себя уроки христианского благочестия. А поучиться нам у Нее есть чему.

Прежде всего, если начать с Ее рождения, то заметим, что оно не было обыкновенным, подобным многим рождениям от плотских супругов. Ее рождение было плодом горячих слезных прошений неплодных родителей, когда они, после скорбей и молитв, просили себе дитя и обещали посвятить его Богу. И в ответ на их молитву Господь даровал им благословенное Дитя, Которое явилось не только утешением для них, но и радостью всему миру. Вот какова сила родительских молитв, научающая и нас чаще прибегать к молитве во всех обстоятельствах нашей жизни. Дщери праведных Иоакима и Анны, Пресвятой Деве Марии, провидением Божиим предопределено было соделаться Матерью воплотившегося Сына Божия. Это было предопределено и по причине беспримерной благости Божией, и в силу беспримерного достоинства и чистоты Самой избираемой на это высокое служение Девы.

Спрашивается, как и где могла Она воспитать и сохранить такую чистоту, которая оказалась выше ангельской, и достичь достоинства, превышающего славу небесных сил? Отвечаем: этого Она достигла путем воспитания и пребывания в храме, в котором Она находилась почти до самого Благовещения. Храм был Ее воспитателем, хранителем и украсителем Ее чистоты и девства. В храме Она научилась безмолвию, уединению и богомыслию, а отсюда — и высокой созерцательной молитве. Научитесь же все, пристрастные к сообществу и к суете мирских дел, от примера Пресвятой Девы, что не в суете попечений века сего, не в развлечении многолюдством, не в шуме праздных бесед посещает душу небесная благодать и обильно сеется в сердце слово Божие!

Церковное предание повествует нам, что во время пребывания Пресвятой Девы в Иерусалимском храме ангел Господень носил Ей пищу. О чем это говорит? О том, что Она постилась, ибо непостящийся не нуждается в помощи свыше, он сам для себя позаботится о пище — о такой, какой желает. Но только тем, кто, стремясь к духовной жизни, пренебрегает потребностями телесными, только таким боголюбцам посылается с неба ангел, чтобы чрезмерным воздержанием не разрушить им телесной своей природы. Таким образом, Пресвятая Дева упражнялась в посте.

Блаженный Иероним подробно передает церковное предание о том, как Пресвятая Дева проводила дни во время Своего пребывания в храме. С раннего утра до третьего часа (по-нашему до девяти часов утра) Она упражнялась в молитве, с третьего часа до девятого (то есть до трех часов пополудни) она занималась рукоделием и упражнялась в чтении слова Божия. С десятого часа Она опять становилась на молитву и пребывала в ней до тех пор, пока ангел не приносил Ей пищу, и Она принимала ее из его рук.

Для чего, спрашивается, так постилась ежедневно Пресвятая Дева? Нельзя сказать, чтобы Она делала это, сознательно готовя Себя к великому служению, ибо эта тайна до архангельского благовещения была от Нее сокрыта. Сама ли Она по стремлению к духовной жизни избрала этот подвиг или от ангела свыше было Ей внушение упражняться в этой добродетели? Не случайно было таковое Ее избрание, а по особенному усмотрению для приготовления Ее к этому великому служению. Пример Ее в этом случае для нас неподражателен и недостижим. Однако все же и мы для своего назидания и посильного подражания должны извлечь уверенность: если совершенный пост Пресвятой Девы был д ля Нее необходим и полезен, то и для нас наш, хотя и несовершенный пост будет необходим и полезен на пути нравственного христианского совершенствования.

Предание также повествует, что Пресвятая Дева Мария любила читать книги Священного Писания; в частности, Она читала с глубоким размышлением и пророчество Исаии о том, что Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7 , 14). Этот пример, а также и самое Евангелие дают разуметь, что дух Ее был напитан чтением божественных словес, а ум Ее был просвещен божественною премудростью. И всякий из нас, дорогие мои, должен заботиться о христианском любомудрии и не слушать никого, кто отклоняет от чтения Священных книг, говоря, что «тебе это не нужно и бесполезно». Взирайте на пример Пресвятой Девы и поучай- тесь ежедневно в духовном чтении, чтобы возросли благодатные плоды вашей веры! Дух Святой через пророка Давида говорит: «Блажен муж, чья воля в законе Господни и который в законе Его поучится день и нощь. Ибо он будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, древо, приносящее обильные плоды» (Пс. 1 , 1—3). И святой апостол Павел пишет: «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости» (Кол. 3, 16).

На этих трех добродетелях Богоматери — посте, чтении слова Божия и молитве — мы сегодня и остановимся. Постараемся в своей жизни подражать Ей в этих добродетелях, ибо как Она достигла беспримерной славы, так непременно и всякая стремящаяся к добродетели душа христианская, хотя не достигнет совершенства Царицы Небесной, но озарится благодатью Духа Святаго и приуготовит себе славу в будущей вечной жизни, чего да сподобит нас Господь по молитвам Своей преблагословенной Матери.

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» Аминь.

1964 г. 

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх