Параклисис Божией Матери. Божия Матерь — Утренняя Звезда, предвозвестившая явление Солнца правды Христа Спасителя. 1961 г.

Параклисис Божией Матери. Божия Матерь — Утренняя Звезда, предвозвестившая явление Солнца правды Христа Спасителя. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Собираясь всегда по пятницам в храм Господень и совершая совместное прославление Матери Божией, мы привлекаем на себя милость Матери Божией и подтверждаем непреложность Ее пророческого проречения: «Се бо отныне ублажат Мя ecu роди» (Лк. 1, 48). Святая Церковь Христова в ответ на это проречение возносит Божией Матери хвалебные гимны, воспевая: «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества!» Ибо из Тебя произошел Избавитель мира, Солнце правды Христос Бог наш.

Природа первых людей помрачила врожденное ей достоинство, лишившись благодати через грех преслушания. Вследствие этого мы изгнаны из страны жизни и вместо раиских наслаждении получили временную жизнь, а вместе с нею смерть и растление нашего рода. Все стали предпочитать землю небу, и не оставалось никакой надежды на спасение, кроме как с высшей помощью. Человечество, лишив себя благодатного общения с Богом, в течение пяти тысяч лет блуждало по темноте ночной, ожидая, как сбившийся с пути во мраке темной ночи путник, солнечного восхождения. Чем дальше шло время, тем все глубже нравственно падало человечество, покрываемое мраком духовной ночи, помрачаясь разумом и совершая непотребные, неразумные деяния и поступки. Древние пророки, описывая нравственное состояние человечества того времени, писали: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3 ,10 -18).

Никто не знал, как исправить природу человека и возвести ее в первоначальное достоинство. Ни естественный закон, ни писаный, ни вещания посланников Божиих не в силах были уврачевать язву человеческую. Болезнь человеческого рода мог уврачевать лишь только Тот, Кто сотворил человека и Кем всё существует — Господь Бог. Но для этого надо было Богу воплотиться и прославить обесславленное в Адаме наше естество. И для этого премудрый и милостивый Бог избирает сосуд из нашего естества, украшает его в великолепный храм и Сам в него вселяется, чтобы примирить с Отцом наше естество. Вот этому-то величайшему таинству соединения Слова с нашею плотью и послужила Пречистая Дева Мария, Которая вместила в Себя Невместимого и родила Искупителя мира, Спасителя и Бога, Господа Иисуса Христа. Творец Адама сделался новым Адамом, чтобы спасти древнего.

Эта Преславная Дева, избранная Богом послужить таинству воплощения Сына Божия, предуказана была еще в Ветхом Завете. Святое Писание именует Ее многими именами, указуя на Ее добродетели и на ту радость, какую Она принесет вселенной. При внимательном чтении Святого Писания можно найти повсюду рассеянные места с указанием на Пресвятую Богородицу, и если их собрать воедино, то можно ясно понять, какую славу от Бога Пречистая Дева вместила. Патриарх Иаков указал Ее в леторосли, от которой должен произойти его славный Потомок. Святой пророк Исаия, провидя Ее, называет Ее садом, девою, главою книги, и притом запечатленной. Святой пророк Иезекииль называет Ее востоком, вратами затворенными, которыми пройдет только один Бог. Святой пророк Даниил называет Ее горою великою, а святой пророк Аввакум — горою приосененною. Святой пророк Давид называет Ее горою тучною, горою преусыренною, в которую благоволил вселиться Бог. Святой пророк Захария называет Ее златым светильником, украшенным семью лампадами. В других местах Святого Писания она называется лествицею Иакова, жезлом Аарона, корнем Иессея, купиною неопалимою, святою трапезою, жертвенником, златою кадильницею, святая святых, скрижалями завета, херувимом славы. Через эту-то Святую Деву и принесена была в мир радость. Эта Дева соделалась посредницей между величием Божиим и нашим ничтожеством, послужив началом светлого снисхождения Божия к людям.

После Своего преславного успения Она, окруженная небесною славою, с ликами святых ангелов предстала пред учениками Господними как всесильная Помощница и Молитвенница пред престолом Сына Своего и Бога за всех, с верою и любовию к Ней прибегающих и требующих Ее помощи. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды»,— взывает к Ней Церковь Христова во все времена, прося Ее покрова и заступления. Она теперь соделалась надежным пристанищем для всех ищущих спасения. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Когда праведнейший Мздовоздатель восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил для всех видов животных одно средство спасения — Ноев ковчег. Кто не находился в нем, погиб в водах, а все, что вошло в него к патриарху Ною, спаслось от смерти. Равным образом, тот же нелицеприятный Судия, определив по кончине мира наказать грешных огненным потоком, дал всему человеческому роду одно надежное и спасительное прибежище — Пречистую Деву Марию, ныне над нами простирающую омофор милосердия. Всякий, притекающий под покров Ее, удобно может спастись, а нежелающий прибегнуть под этот покров непременно будет погружен с диаволом в вечно огненное озеро».

Господь даровал Ее Своей Церкви главною охраною верующих. Все земные цари для защиты своих подчиненных от нашествия иноплеменников строят города, защищая их высокими стенами. Так и Небесный Царь устроил для Своих людей великий город — соборную  апостольскую Церковь, чтобы в этом городе, защищенном крепкою стеною, могли укрываться Его рабы от нападений злобного демона. Стена этого города есть Пресвятая Дева Богородица. Господь, утвердивший вселенную, утвердил в ней и город Церкви, который не могут одолеть врата ада, потому что этот город утвержден на краеугольном камне, который есть Сам Христос Бог; точно так же стена этого города есть Преблагословенная Дева Мария, не сокрушимая никакими адскими силами. Она есть стена для христиан от всех враг невидимых и видимых. Темные силы от Ее крепости и силы исчезают, как дым от огня, а видимые враги от Ее силы обращаются в бегство, или смиряются, или совершенно побеждаются. Кроме всего этого, Она есть стена и от гнева Божия, ибо удерживает Своими молитвами праведный гнев Божий и пременяет его на милость. Такова милость и любовь Матери Божией к человеческому роду.

По свидетельству церковной истории, Преблагословенная Дева Мария на протяжении двадцати веков существования христианской Церкви принимает самое близкое участие в судьбах Церкви и каждого верующего. Она являлась верующим наяву, являлась и во сне, давая им нравственные наставления, предуказывая им будущие события, указывая им места подвигов. Так, например, преподобные Сергий Радонежский, Афанасий Афонский сами слышали от Нее предсказания светлого будущего основанных ими монастырей. Преподобному Сергию Радонежскому Божия Матерь возвестила: «Твоя молитва об учениках и обители твоей услышана. Не скорби, потому что отныне она будет всем изобиловать. Я буду неотступно в обители твоей, сохраняя и покрывая ее». Преподобный Афанасий Афонский принял от Нее такую заповедь: «Не оставляй своего уединения. Я тебе помогу. Все нужное будет тебе даровано с изобилием. Твоя лавра прославится между всеми обителями Афона». Некоторым подвижникам Она указывала места их подвигов. Так, например, преподобному Кириллу Белозерскому Она сказала: «У Белого озера уготовано тебе место спасения». Преподобной Марии Египетской Она сказала: «Иди за Иордан, там обретешь себе покой». Преподобному Петру Афонскому Пресвятая Дева сказала: «Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, чем гора Афон. Ее Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе. Отныне эта гора будет называться Моим садом. Много люблю Я это место. Придет время, когда оно от края и до края наполнится иноками. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять Его заповеди, то великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего. Еще здесь, на земле, Я облегчу болезни и труды их. Дам им возможность при малых средствах иметь довольство в жизни, ослаблю вражескую брань против них и сделаю имя их славным по всей поднебесной». Однажды преподобный Косма Зографский, ища личного пути спасения, пред иконою Божией Матери воззвал: «Пресвятая Богородица, помолись Сыну Твоему, да наставит меня на путь спасения», — и тотчас слышит от иконы голос Богоматери: «Сыне и Боже мой, научи этого раба Твоего, как ему спастись». В ответ на молитву Царицы Небесной до слуха преподобного Космы доносится возглас Христа Спасителя: «Пусть удалится из монастыря на безмолвие».

Матерь Божия заботится о христианском роде и вникает в людские нужды даже до самого малейшего — так Она возлюбила усыновленных Ею христиан. Любя верующих, Она не оставила их без Своего утешения и благодатной помощи, для чего оставила на земле православному народу Свои иконы, через которые Сама утешает и исцеляет всех скорбящих и несчастных, с верою к Ней прибегающих. Более двухсот чудотворных Своих икон послала Она на землю страждущим людям, через них врачует Она все болезни и изливает токи Своей милости. Среди великих святынь, которые прославлены на нашей Русской земле, находится и чудотворная икона Почаевской Божией Матери, память которой будет совершаться завтра.

Эта икона прославилась многими чудесами и знамениями. В монастырских книгах записаны случаи воскрешения мертвых, избавления от внезапной смерти, от тяжких неизлечимых недугов, освобождения из плена, наказания и вразумления заблудших и так далее. Чудотворная икона находится в Лавре лет четыреста, Почаевская гора прославлена Божией Матерью гораздо раньше — более семисот лет тому назад. В древние времена, в 1240 году, когда на этой горе не было никаких обитателей, туда пришли и поселились там два инока. За свою благочестивую жизнь они сподобились явления Божией Матери. Однажды после молитвенного правила один из них вздумал подняться на вершину горы и вдруг увидел чудное видение: в огненном столпе на камне стояла Богоматерь. Изумленный старец поспешил известить об этом своего сподвижника, и они оба смотрели на это дивное видение. Это же видение зрел и третий избранник — пастух Иоанн Босой, который в это время пас скот у подножия горы. Все вместе они смотрели на это чудное видение и прославили Бога. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, на камне образовался отпечаток ее правой стопы, наполненный свежей прозрачной водой, который впоследствии сделался источником врачевания болезней. Спустя триста с лишним лет через те места проезжал по дороге из Константинополя митрополит Неофит и по приглашению одной благочестивой жены, по имени Анна Гойская, на некоторое время остановился в ее доме. Уезжая, в знак благодарности за ее гостеприимство он оставил ей икону Божией Матери, которую привез из Константинополя. Прошло немного времени, и стали замечать, что от иконы исходит какое-то необыкновенное сияние, затем от нее исцелился слепой брат Гойской, Филипп. Благоговея перед этой святыней, Анна отдала икону инокам, находившимся на Почаевской горе. И была построена церковь в честь Успения Божией Матери, а затем основан и монастырь, который стал именоваться Почаевским, а икона стала называться Почаевскою.

Записано более шестисот чудес, которые были совершены от этой иконы. Вот несколько замечательных примеров. Один инок, плененный турками, сильно скорбел в плену, скорбел, что находится в отдалении и не может слышать красивых монастырских служб. Однажды, когда приближался праздник Успения Божией Матери, он со слезами молился Ей об избавлении его из плена. Мгновенно он был восхищен божественною силою и поставлен пред алтарем Успенского собора. В чувстве сердечного умиления принес он пред Ее иконою глубокую благодарность.

В другой раз турки напали на окрестные монастырю земли, приблизились к стенам и осадили Почаевский монастырь. Осажденные иноки и миряне, не имея надежды на свои силы, со слезною молитвою обратились к Богоматери, прося Ее защиты. С умилением и слезами взывали они пред чудотворным Ее образом: «Помилуй нас, Мати Божия! Покажи над нами древние милости Твои. Ты — Заступница рода христианского, не дай погибнуть служащим Тебе». Затем, когда запели кондак «Взбранной Воеводе», явилась над церковью Богоматерь с распростертым омофором, покрывающая им обитель, окруженная лучезарным сиянием, со множеством ангелов, облаченных в воинские одежды, с обнаженными мечами. Это видение побудило турок усилить свое наступление на обитель, и некоторые даже стали пускать стрелы в небесных воинов, но копья возвращались обратно и ранили их самих. Тогда в их стане произошли смятение и страх, ибо они видели, что небесные воины гонятся за ними. Побросав оружие, турки предались бегству, не причинив никакого вреда обители. Так чудно была спасена обитель заступлением Божией Матери. Это происходило в 1675 году.

Однажды в монастырь пришла со своей бабушкой девятилетняя девочка, которая от рождения была слепа. Когда она омыла свои глаза водою со стопы Божией Матери, то ее очи чудесно прозрели.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, все эти примеры свидетельствуют о том, что Богоматерь безмерно любит прибегающих к Ней и надеющихся на Ее помощь. Наш христианский долг — чтить и прославлять Богоматерь и всегда Ее благодарить за великие щедроты и милости, оказанные Ею нам и всему роду человеческому. Мы с вами особенно должны быть благодарны Божией Матери за то, что до сего времени сохраняемся и сподобились чести пребывать на церковной молитве в том храме, где ступали святые стопы Богородицы и где покоятся мощи угодника Божия преподобного Сергия.

Будем Ее чтить и к Ней прибегать всегда со своими скорбями и славословить Ее, говоря: «Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго; радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» Аминь.

22 июля (4 августа) 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх