Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. О том, как быть истинными рабами Божиими, чтобы не лишиться любви Божией. 1964 г.

Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. О том, как быть истинными рабами Божиими, чтобы не лишиться любви Божией. 1964 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, сегодня с воскресным празднованием совпадает празднование в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Поэтому постараемся для себя извлечь назидание из двух празднуемых событий и с любовью выслушаем назидание, которое предлагает нам Святая Церковь в евангельских повествованиях.

Воскресное евангельское чтение содержит весьма возвышенное и ценное учение Спасителя о том, какова должна быть наша любовь к миру, чтобы нам быть истинными рабами Божиими и не лишиться любви Божией.

Господь сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22—23). Этими словами, по учению святых отцов Церкви, Господь указывает на качество нашего ума. Если ум от природы здоров, светел, не развращен, но озарен светом Христова учения, тогда душа человека понимает, к чему ей стремиться, чего искать и чего желать.
Если же ум помрачен от чего-либо, тогда и все желания души будут превратные, она не будет видеть своей пользы, своего добра, она будет подражать недостойным людям, забудет о Боге и будет жить не по закону Христову, а по своим желаниям и страстям, помышляя только о земных удобствах и выгодах, и впадет в разные пороки и преступления против Бога.

Таким образом, душа наша освещается посредством ума, который является посредником между силами души и истиною Божиею, ибо истина Божия усвояется умом. Поэтому если разум наш имеет такое большое значение в духовно-нравственной жизни, то наша обязанность — заботиться о его просвещении. Источником для просвещения ума является слово Божие, в котором ум наш и должен почерпать для себя начало истинного здравомыслия и правильного воззрения на все вещи и события. Необходимо также заботиться и об очищении ума от страстей и пороков, потому что страсти также помрачают
ум. Нужно, чтобы светлый взгляд нашего ума выразился прежде всего в возвышенных стремлениях нашего сердца, которые
находятся в неразрывной связи с нашими убеждениями. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8).

Далее Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут : ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»
(Мф. 6, 24—33).

В приведенных выше словах Господь учит нас, что не должно привязываться к миру, что любовь к Богу и пристрастие к земным благам и к миру несовместимы между собой. Этот закон вечен и неизменен. Душа наша по природе божественна и бессмертна, ее величие неизмеримо дороже всего видимого, вещественного мира, спасение души куплено бесценной кровию Сына Божия, а поэтому она и должна служить всецело верой и любовию Богу Искупителю, а не миру грешному и прелюбодейному и богатству тленному, которое часто бывает гибелью и путем ко всевозможным порокам и грехам.
Не можете служить Богу и маммоне. Но нельзя думать, чтобы этими словами Господь запрещал иметь богатство. Этими словами Господь запрещает только пристрастие к богатству, ко всем земным благам, когда человек из-за пристрастия к земным благам забывает Бога, надеется на них больше, чем на Бога, и таким образом душа соделывается неспособной угождать Богу и быть наследницей Царства Небесного. «Любовь к миру есть вражда против Бога», — говорит святой апостол Иаков (Иак. 4, 4). Поэтому христианин должен прежде всего устремлять свое внимание и волю только на то,
чтобы угождать Богу и заслужить Его любовь, которая есть источник человеческого счастия. Пусть любовь Божия будет законом и жизнию воли человеческой.

Далее Господь говорит: «...не заботьтесь для души вашей...» Этими словами Господь предостерегает нас не от заботы, которая, естественно, связана бывает со снисканием для себя пищи и пития, жилища и всего необходимого для жизни, ибо Он Сам сказал, что «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19) и кто не хочет работать, тот пусть и не ест (2 Сол. 3, 10), но этими словами Он предостерегает нас от заботы суетной, беспокойной, томительной и раздражительной, которая присуща большему числу мирских людей, которые беспрерывно озабочены стремлением к улучшению своего земного существования, а вследствие этого постоянно ропщут и недовольны своим состоянием, следствием чего бывает болезненное устроение духа. «Не заботьтесь душою вашею», — говорит Господь. Не обременяйте душу, которая сама по себе есть драгоценный дар Божий, низкими, животными стремлениями и желаниями, душу, которая всегда ищет устремления к горнему миру. Душа больше всех этих чувственных потребностей. Если Бог даровал человеку жизнь, то неужели Он не может дать человеку все необходимое для поддержания его жизни, то есть пищу, и питие, и одежду? Ярким доказательством всемогущества Божия является Его промышление о птицах небесных, которых Он питает без труда. Премудрый Бог, сотворив все твари и человека, не оставил их без Своего внимания и промышления, но, яко Человеколюбец, заботится о каждой сотворенной Им вещи, бережно охраняя ее.

Итак, будь уверен, что при провидении Божием всякий человек и рождается, и воспитывается, и в возраст приходит, и живет, и умирает и что одного Он возвышает, а другого смиряет, одного благословляет богатством, а другому попускает впасть в бедность, так что очи Его всю поднебесную назирают.

29 июня (12 июля) 1964 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх