Ответы на вопросы верующих

На самом ли деле на протяжении Светлой седмицы можно причащаться без исповеди?

– Светлая седмица – время всеобщей церковной радости и празднования. С апостольских времен мы празднуем Пасху целую неделю как один день. Согласно правилам VI Вселенского Собора, верующие всю неделю должны постоянно посещать церкви и воспевать Воскресшего Бога «в псалмах и песнопениях духовных, радоваться и праздновать, слушать Священное Писание и наслаждаться Святыми Христовыми Таинами». 

В эти дни Господь особо милостив к нам, о чем напоминают Царские врата в храме, которые остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы. И если мы постились ради Христа и плакали о своих грехах вместе со всей Церковью, то и празднуем и радуемся вместе с ней.

Что касается Причастия без исповеди, то такая традиция кое-где действительно существует. Но это касается только тех, кто постился на протяжении всего Великого поста, кто исповедовался накануне во время Страстной седмицы, кто празднует Пасху благочестиво, как сказано в церковном каноне, и получил благословение от своего духовника на Причастие.

Как возникла традиция дарить друг другу крашеные яйца и писанки? Что она означает?

– Эта традиция восходит к апостольским временам. Предание доносит к нам историю о том, что в руках святой Марии Магдалины покраснело яйцо – как доказательство императору-язычнику истинности проповеди о Христе Воскресшем. Пасхальное яйцо является символом Воскресения и вечной жизни.

Наш боголюбивый народ внес в этот благочестивый общехристианский обычай свой немалый вклад, обогатив православную традицию. Из простой принадлежности пасхального стола пасхальное яйцо в Украине стало произведением искусства, стало нашей писанкой.

Украинская писанка – это отдельная страница культуры нашего народа. С ней связано много аспектов быта и вековых традиций. Создавая этот символ жизни и пасхальной радости, умельцы вкладывали и вкладывают в это искусство всю свою душу, всё свое мастерство, доводя до совершенства разнообразие линий и орнаментов, передавая с помощью красок колоритность жизни. Сегодня мы с восхищением смотрим на эти маленькие шедевры и любуемся созданной талантливыми человеческими руками красотой, которую наш народ приносит в дар Богу.

Почему Церковь разрешает трансляцию пасхального богослужения? Не заменит ли телевизор Церковь?

– В комментариях к пасхальному богослужению, содержащихся в Цветной Триоди, говорится, что ни куличи, ни яйца не суть Пасха. Пасхою является Сам Христос, и только тот, кто причащается, действительно вкушает Пасху. Таким образом, для верующих, которые постились, готовились к Пасхе и во время Страстной исповедовались, пасхальная ночь и пасхальная литургия есть время единения с Богом в таинстве Причащения. И ни одна трансляция этого не заменит.

Но есть люди больные, заключенные, те, которые ухаживают за младенцами, несут круглосуточную службу или по иным уважительным причинам не могут присутствовать на ночном богослужении. Именно для них существует ночная трансляция, чтобы и они имели возможность приобщиться ко всеобщему празднику.

К тому же, трансляция имеет и миссионерское значение, так как ее комментируют священнослужители и богословы. И те, кто смотрит, мoгyт узнать и о празднике, и о порядке богослужения, и о благочестивых традициях нашего боголюбивого народа. А также о том, что кто хочет праздновать Пасху по-настоящему, должен быть во время богослужения в храме.

Как долго нужно приветствовать друг друга пасхальным приветствием?

– Согласно церковному Уставу, мы празднуем Пасху в течение 40 дней, до праздника Вознесения. Именно столько Господь пребывал среди учеников после Своего Воскресения, являлся им и поучал их. В память об этом мы в течение этого времени и приветствуем друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес!» – и слышим в ответ: «Воистину Воскрес!»

Весть о Воскресении Христа является основой нашей веры и апостольской проповеди. Пасха является главным праздником церковного года. В связи с Пасхой изменяется весь устав богослужений, отменяются земные поклоны, изменяется порядок домашних молитв, особенным образом совершается и погребение.

Поэтому, как поется в стихирах Пасхи: «Радостию друг друга объимем и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И будем свидетельствовать друг другу и окружающему миру о нашей вере и надежде, приветствуя друг друга пасхальным приветствием на протяжении сорока дней.

В одной книге я прочитал, что Иисус Христос на самом деле не испытывал страданий и не умирал, потому что это свойство материи, а Он – Бог. Книга, по-моему, не совсем христианская, так как в ней проводится много аналогий с другими религиями.

– Вы правильно заметили и оценили содержание данной книги – она действительно нехристианской направленности. Вопрос о Личности Иисуса Христа считается важнейшим, потому что с этим связана вся христианская сотериология – учение о спасении человека.

Согласно учению Православной Церкви, Господь и Бог наш Иисус Христос– Богочеловек. В Его Лице непостижимым образом соединены две природы: совершенная Божественная и совершенная человеческая.

В Священном Писании Сам Спаситель, не отвергая того, что Он есть Сын Человеческий, в то же время называл Себя Единородным Сыном Божиим. Причем лишь вера в Него как Сына Божия является верой истинно спасающей: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин.3:16,18).

Однако, наряду с признанием Иисуса Христа истинным Богом и истинным Сыном Божиим, неотъемлемым признаком спасающей веры есть признание реальности факта Боговоплощения – наличия в Иисусе Христе истинной человеческой природы. Об этом пишет апостол Иоанн Богослов: Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1Ин.4:2-3).

Святая Церковь на IV Вселенском Соборе (451 г.) в принятом определении о двух естествах в одном Лице Иисуса Христа дает точное выражение учения об образе соединения Божественной и человеческой природы Спасителя, «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, того же из души разумной и тела, Единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого».

Для осуществления спасения человечества было необходимо, чтобы воплотившийся Сын Божий воспринял человеческую природу во всей ее полноте. Как пишет святой Ириней Лионский: «Господь наш Иисус Христос стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Святитель Григорий Богослов кратко формулирует сам смысл Боговоплощения – принятия плоти Сыном Божиим: «Невоспринятое не уврачевано».

Святая Церковь исповедует во Христе две полные природы – Божество и человечество, но лишь одну Ипостась – Ипостась Бога Слова. Человечество в Спасителе не имеет какой-то особой, отдельной личности, но оно было воспринято в единство Его Божественной Ипостаси. Каким именно образом это произошло, святые отцы считают непостижимым для человеческого разума.

Учение о призрачности Богочеловека Иисуса Христа и Его страданий, о том, что Он только казался человеком, – докетизм – известно еще с первых веков христианства. Но это учение не христианское, а гностическое. Гностицизм – это совокупность теософских систем, в которых сделана попытка основные факты и само учение христианства, взятые отвлеченно от их исторической почвы, истолковать через призму языческой мудрости.

В докетизме нашло отражение не христианское, а языческое (свойственное религии персидского зороастризма) воззрение на материю как причину зла в мире и прямое противопоставление ей духа. Однако при таком взгляде полностью извращается не только значение Искупительной Жертвы Спасителя, но и сама сущность христианства.

Появление данной литературы в наши дни обусловлено насаждаемым интересом к некоему «тайному знанию» (в частности, к теософии) и неграмотностью современного общества в религиозных вопросах.

Я всегда думала, что слово «пасха» еврейского происхождения, да и преемственность ветхозаветной и новозаветной Пасхи очевидна, но недавно услышала другую версию, где говорится о греческом происхождении этого слова.

– Общепризнанным считается еврейское происхождение христианского слова «пасха» – как эллинизированной формы еврейского слова «песах» – «проходить мимо». Как главный христианский праздник в честь Воскресения Христова, новозаветная Пасха всегда рассматривалась в связи с ветхозаветной.

Согласно новозаветному пониманию, ветхозаветный пасхальный агнец как жертва Богу был прообразом Иисуса Христа, Который есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29), закланный (Откр.13:8) от сотворения мира, принесший Себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти, как говорит апостол Павел: Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5:7).

Заклание и вкушение ветхозаветного агнца были прообразами страдания и смерти Господа Иисуса Христа и вкушения Его Тела и Крови в Таинстве Причащения. Даже ветхозаветный запрет ломать кости пасхального агнца апостол Иоанн Богослов рассматривает как пророчество о том, что Иисусу Христу не перебьют голеней, как прочим, кто был распят с Ним (Ин.19:33-36).

Но из такого понимания ветхозаветной Пасхи и пасхального агнца как прообраза Иисуса Христа, а также из того, что у евреев было и другое название Пасхи – праздник опресноков («хаг-аммацот»), – уже со II в. некоторые отцы и учители Церкви (святой Иустин Философ, святой Ириней Лионский, Тертуллиан) производили христианское название «Пасха» от греческого слова «пасхин» – «страдать».

С утверждением христианства в Римской империи второй вариант получил широкое распространение, особенно в народной среде. Учитывая то, что это противоречий в трактовке самой сути праздника не вызывало и являлось второстепенным вопросом, святые отцы не возражали и против греческого варианта, как об этом писал, например, в одном из своих Пасхальных посланий святитель Григорий Назианзин.

Скажите, почему пасхальное богослужение совершается ночью?

– Бдение в пасхальную ночь, безусловно, берет начало еще со времен апостольских. Однако письменные свидетельства об этом встречаются не ранее III в. Это обусловлено гонениями на Церковь в первые века христианства.

Церковные писатели Лактаций и блаженный Иероним в качестве основания пасхального всенощного бдения приводят древнее благочестивое предание о том, что Второе Пришествие Христово совершится именно в пасхальную ночь.

В частности, блаженый Иероним пишет: «У иудеев есть предание, что Мессия придет в полночь, подобно тому, как во времена египтян, когда праздновалась Пасха и пришел истребитель, и Господь прошел мимо сеней, и кровью агнца были освящены перекладины наших фасадов. Посему я полагаю, что это апостольское предание – в день Пасхального бдения ранее полуночи не отпускать народа, чающего Пришествия Христова, и только когда это время пройдет, заручившись безопасностью, совершать всем праздник».

Лактаций, в свою очередь, добавляет: «Это ночь, в которую совершается у нас бдение ввиду Пришествия Царя и Бога нашего; значение этой ночи двойное – в эту ночь Он получил жизнь, когда пострадал, а после получит Царство над вселенной».

Как быть, если по каким-либо уважительным причинам человек не может прийти на пасхальную службу в храм и остается дома?

– Воскресение Христово для любого православного христианина – «праздников Праздник и Торжество есть торжеств». И каждый считающий себя верующим стремится в этот день попасть в храм.

Но иногда жизненные обстоятельства препятствуют этому. В такой ситуации верующему ни в коем случае не стоит впадать в уныние. Помня слова Спасителя о Промысле Божием, о том, что без воли Отца (Мф.10:29) ничего не может произойти в мире, мы должны всегда во всех затруднительных обстоятельствах своей земной жизни возлагать свое упование на Бога, как говорит псалмопевец Давид: Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Пс.54:23).

Святые отцы говорили и доказывали истинность своих слов своей жизнью: «Бог местом не объемлется».

И если есть на то воля Божия, и человек не может посетить в этот день храм, то радость праздника Воскресения Христова от этого не должна омрачаться. Как Христос пришел в наш мир для каждого, так и радость победы Спасителя над грехом и смертью, выраженная в Его Воскресении, даруется всему человечеству.

Цель христианской жизни – это стремление к пребыванию с Богом. Достигается это нравственным преображением человека, его совершенствованием. Верующий человек всегда находит для себя утешение в молитве, чтении Слова Божия и духовного наследия святоотеческой литературы. Уместно это и в данном случае. Что касается трансляции пасхального богослужения, то оно, преследуя благие цели катехизаторской направленности, всё же не может заменить пребывания в храме, и верующий человек понимает эту разницу.

Наверх