Ответственность за труд. Притча о талантах. 1898 г.

Ответственность за труд. Притча о талантах. 1898 г.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета
Мф. 25, 19

В то время, как господин отсутствовал, рабы всецело были предоставлены себе в своей деятельности. Им была дана полная свобода поступать согласно своим желаниям и наклонностям. Но если под господином в притче разумеется Бог, то что же значит и как понимать нужно Его отсутствие?

Да, слушатели, в своей деятельности на земле и мы, рабы, получившие таланты, также предоставлены себе на полную свободу; мы, по словам апостола, ходим верою, а не видением (2 Кор. 5, 7), не видим Бога так, как видим все прочее, и потому и нам может казаться, что Он как бы отсутствует. Он не обращается среди нас непосредственно; между Ним и нами как бы находятся законы природы, проявляющееся в пространстве и времени. С неумолимою силою и с неизменным постоянством из года в год, из века в век пред открытыми и наблюдающими очами сменяющихся людских поколений действуют эти законы; душу верующую и вдумчивую они поражают своею дивной гармонией; для неё бытие этих законов и действия осмысленны и полны значения; за ними ей представляется и чувствуется невидимый и премудрый, вечный и вездесущий, всем управляющий Законодатель. Наоборот, для души мелкой, для взора близорукого «эти законы сами становятся Богом» (Берсье), дальше их она ничего не видит, выше их ничего не признаёт. Здесь тяжелое испытание для верующих. Бог как бы остается безмолвным и отсутствующим: нарушен ли Его нравственный закон, оскорбляют ли Его величие безумным богохульством, торжествует ли грешник, благоденствует нечестивец: гром не убивает грешника, земля под ним не разверзается, по-прежнему приветливо сияет над ним солнце и даже счастье ему в жизни часто улыбается... Молчит оскорблённая высшая правда, безмолвствует и как бы отсутствует Бог... Зло, по-видимому, тогда торжествует над добром, смеётся над правдою, смеется над теми, что живут во имя высших нравственных идеалов, и представляет их жалкими глупцами, гоняющимися за ветром в поле. И вот безумная дерзость в кажущейся безнаказанности почерпает силу, овладевает нечестивцем, и снова, как некогда во дни Илии, раздается древний вызов верующим: «что же делает ваш Бог?» Да, тяжелое это испытание для верующих. И даже великая душа Давида, того Давида, который в глубочайшей религиозности говорил: «предзрех Господа предо мною выну» (я видел Господа пред собою всегда), и его душа смущалась, терялась и тосковала при виде безнаказанного глумления нечестивых: «были мне слёзы хлебом день и ночь, когда говорили мне на всяк день: где есть Бог твой?» (Пс. 25, 8 и Пс. 41, 4).

Да, тяжело это испытание; но без труда нет добра, без подвига нет заслуги, без борьбы малоценна и самая добродетель и нет победного венца. Здесь-то и нужно поставить у сердца и разума с непоколебимою верою слова притчи: по долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчёта (Мф. 25, 19)... Да, будет, будет отчёт, как бы ни отдалялось его время, - будет отчёт и будет торжество правды, ибо «нового неба и новой земли по обетованию Божию ожидаем, где живёт вечная правда» (2 Петр. 3, 13). С замечательною силою и убежденностью говорит об этом Евангелие Господа Иисуса. В век самый мрачный и смутный, когда величайшие злодеи восседали на престолах, когда Тиверии, Калигулы, Кдавдии и Нероны, эти нравственные чудовища, судили миру, как бы в насмешку над всякою правдою, когда ужасающие преступления совершались открыто и оставались безнаказанными; когда безбожие и нечестие в лице Нерона в порфире сидело на троне и судило добродетель в лице стоящего в оковах и лохмотьях апостола Павла: в этот век насилий, издевательств и жестокости раздается спокойное и твёрдое слово Евангелия и его проповедников-апостолов о том, что каждый человек отдаёт отчёт в своих поступках, мыслях и словах, что нет ничего тайного, что не открылось бы (Мф. 10, 26), что правда восторжествует везде и всюду: в мировом порядке, в судьбе всякого отдельного человека и над каждою человеческой совестью. Сколько помнит себя человек в истории сознательной своей жизни, он всегда неизменно, неудержимо, помимовольно стремился к нравственному совершенству в общении с Богом, не раз на этом пути падал, горько оплакивал падение, опять вставал и опять стремился к тому же, верил в добро, вершил в высшую правду, которая никогда не погибнет: по словам псалма, она «с неба сойдет», «из земли возникнет» (Пс. 84, 12), она, и по слову русской народной мудрости, «светлее солнца».

Что же, неужели в эти 70 веков своей жизни человечество гонялось за ветром в поле? Неужели оно представляется сборищем людей, которые в общепризнанных лучших представителях своих являются какими-то непонятными сумасшедшими, жалкими безумцами, потому что напряженно ищут того, чего нет на самом деле, и гонятся за созданными в воображении призраками - за правдой и идеалами? Неужели в то время, как зверь, и птица, и самое малое насекомое, повинуясь врождённым инстинктам и стремлениям, не ошибаются, не обманываются в достижении цели и сохранности жизни, переплывая реки, улетая в теплые края, зарываясь в землю, ища сродной стихии, - неужели, один только человек среди всех живых существ мира является самым жалким сыном творения, обманываясь в своих духовных прирождённых инстинктах, т. е. в стремлениях своих к Бесконечному, к нравственности и совершенству? Но это противоречило бы и единству плана всего мироздания; это противоречило бы наблюдаемой непреложности всякого закона природы. При взгляде на эту природу невежда или полуученый может видеть в ней беспорядок и случайности. Но взор изощрённый, наблюдательный и просвещенный верою и наукою, везде открывает стройность и порядок, правильность, гармонию и целесообразность, везде замечает причины, следствия и цели и под кажущимся бессвязным и пёстрым беспорядком, под этою множественностью вещей и явлений находить удивительное единство. Неужели же только в нравственном мире все идёт иначе? Неужели только здесь нет связи, единства и порядка? Неужели только физические законы непреложны и получают ежеминутное подтверждение, а законы нравственные, законы правды и святости брошены на произвол судьбы и могут быть нарушены безнаказанно? Для чего же они и существуют тогда? Для чего даны они Законодателем? Никто не станет легкомысленно пренебрегать физическими законами - не есть и других не кормить, забавляться и шутить взрывчатыми веществами, стрелять для потехи в себя и прохожих, отвечая смехом и полным недоверием на все предостережения, что он может повредить жизни своей или чужой. Это потому, что физические законы большею частью дают непосредственно и немедленно чувствовать себя. Но неужели тот же Законодатель позволит безнаказанно преступать еще более важные и высшие законы порядка нравственного? Бывает, что мы в своей жизни по собственной ли воле, или по нужде, ради порока и легкомыслия, или во имя высокого самопожертвования нарушаем законы правильного питания, физического роста и развития; часто на первых порах мы не замечаем особого вреда, живём беспечно, обманываясь первыми ощущениями: но придёт время, с неумолимою строгостью заговорят нарушенные законы, и чем дольше и систематичнее мы их нарушали, тем труднее бороться с неизбежными и роковыми последствиями, и после бессилия и немощей преждевременная смерть тела торжествует победу физических законов, как бы отмстивших за свое нарушение. То же, или нечто подобное случится, по единству плана творения, и с законами нравственными. По долгом времени, которое даётся существу разумно-свободному в полное распоряжение добровольно избрать себе тот или другой путь жизни; по долгом времени, которое даётся на труд, на исправление и покаяние; по долгом времени придёт Господин рабов и потребует у нить отчёта....

Отчёт.... Страшен всякий, даже малый отчёт на земле, где можно многое скрыть, многому придать привлекательную маску, благовидные цели и побуждения; но и на земле в несовершенном земном суде часто маску срывают, и правда торжествует. Но есть правосудие высшее: оно неукоснительно в мире, оно во власти Того, Кто читает в мыслях и сердцах, видит всё, самое сокровенное, как говорит Евангелие: «нет ничего тайного, что не открылось бы» (Мф. 10, 20). Отчёт пред этим правосудием поистине страшен!

Так и природа, и здравый разум наш согласно говорить нам о неизбежности этого отчёта. Нужно ли приводить учение Священного Писания? Оно не оставляет в этом никакого сомнения и говорит о будущем отчёте с величайшею ясностью и определённостью. Основные мысли учения Священного Писания об этом вы слышали сегодня в прочитанных словах послания апостола Павла к Коринфянам: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Ибо не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9). Мы же знаем, что когда земной наш дом, эта хижина (тело) разрушится, мы имеем от Бога уготованное жилище на небесах, дом нерукотворенный и вечный (2 Кор. 5, 1 и д.). Но теперь, в земном доме и в этой хижине тела, мы еще ходим верою, а не видением (2 Кор. 5, 7). Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 162-167.

Наверх