Отчаяние в спасении

Отчаяние в спасении

Всем нам, возлюбленные братия, надлежит умереть, и кто знает, с каким лицом предстанем мы пред судилище Отца Небесного. Все мы одержимы страстями и подвергаемся множеству искушений. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, как Ирод послал воинов избить вифлеемских младенцев. И ныне есть ирод. Этот ирод – сам диавол, который посылает не воинов, а бесов, препятствующих человеку в деле спасения души. И как рыдали на полях вифлеемские несчастные матери, так и сейчас ангелы-хранители плачут о душах, погибающих от стрел диавольских, подобно тому как гибли безвинные вифлеемские младенцы. Ныне самым большим искушением является отчаяние в своем спасении.

Естественное состояние человеческой души, возвышающейся от земли и возносящейся к Богу, есть печаль. Но печаль эта, по слову преподобного Кассиана, не та печаль земная, раздражительная и нетерпеливая, а печаль радостная, печаль спокойная, печаль о Дусе Святе. Прежде всего диавол говорит: «Вот у тебя все дела, дела, некогда тебе вспомнить Бога, и ты погиб». Но ведь труд есть естественный закон человеческой жизни. Первому человеку было сказано после падения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Поэтому необходимо потрудиться, и если времени нет для молитвы к Богу, то нужно всегда помнить о Нем, нужно помолиться мысленно, хотя бы говоря: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас». И этого будет вполне достаточно. Эта простая молитва, исходящая из глубины сердца, будет угашать раскаленные вражеские стрелы, ибо диавол, по слову апостола, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити. Диавол говорит затем, что не спастись нам, так как у нас нет руководителей. Действительно, многие пастыри теперь ослабли, но все же нельзя отчаиваться, потому что, если ослабли пастыри, не ослаб Христос. Он Сам заботится о наших душах, Он и теперь дает нам руководителя – это совесть нашу. Когда мы сделаем что-либо дурное, то совесть наша, хотя мы и молчим, мучает нас, упрекает и не дает нам покоя. Есть у нас, кроме того, и Священное Писание, ведь Евангелие-то имеется почти в каждом доме. Человек иногда сто раз прочтет одно и то же и все не может постигнуть смысла, а в сто первый раз ему вдруг все откроется и он все поймет. Есть у нас еще и братья во Христе, и всякий, кто обременен каким-нибудь несчастьем, если тяготит что его душу, то он должен обращаться за советом к братьям своим во Христе, они утешат его, помолятся о нем, и легче станет человеку.

Особенно тяжкими грехами являются теперь грехи, противоестественные девству, – аборты и блуд. И вот диавол всякому согрешившему напоминает об этих грехах, говоря: «Нет тебе спасения». Но не надо забывать, что Господь милосерд, необходимо только немедленно чистосердечно рассказать свои грехи, и тогда обретешь облегчение и утешение. Наконец, многие находятся среди людей неверующих, чистые среди развратников, трезвые среди пьяниц, и часто этими грешниками являются наши кровные родные. Тут помогает сердечная молитва. Надо помолиться о таких людях, особенно должны молиться женщины, потому что мужи теперь стали развратными и пьяницами, а дети – неверующими. И вот жены должны, как древние мироносицы, первыми возвестившие спасение, не только спасаться сами, но увлекать за собою и близких. В этом теперь их главная забота. Они должны действовать где лаской, где уговором, где просьбой, а если это не действует, то должны обращаться к Богу в пламенной, горячей молитве. Их рыдания должны быть подобны рыданиям земледельца, который, по слову Иоанна Златоуста, выйдя на свое иссохшее поле, присел и громко зарыдал, и слезы его падали на сухие комья земли и размягчали их, и эта сердечная молитва отгонит отчаяние от человека, и он опять поднимется и укрепится духом.

Итак, не будем рыдать с отчаянием и отчаиваться в своем спасении, ибо жив Господь Бог наш, Им же жива и душа наша во веки веков. Аминь.

Наверх