Оружие против козней бесовских

Оружие против козней бесовских

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Слово Божие заповедует нам быть бдительными, охраняя себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. «Трезвитесь, бодрствуйте, — говорит святой апостол Петр, — потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Мы должны постоянно следить за своим умом и сердцем, чтобы ничего нечистого не допустить до себя: как пограничник бдительно охраняет границу, так и мы должны со всяким вниманием относиться к своему сердцу и душе. Нечестие, суеверия, ереси и всякого рода заблуждения, разврат и другие грехи - все это дело не одной лишь нашей воли, но и бесовского подстрекательства. К великому счастью, мы не беззащитны против всех козней диавольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Прежде всего, это пост и молитва.

Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его… И запретил бесу Иисус, и бес вышел из отрока… Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: по неверию вашему - и затем прибавил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Надежной защитой является и крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий, споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера в Бога для меня непреоборимая стена есть…» Тот же святой отец также поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наши помыслы, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом крестном знамении исчезают».

Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него, как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит».

Поэтому-то святитель Кирилл Иерусалимский убеждает нас постоянно ограждать себя крестным знамением. «Да изображаем его, - говорит он, - на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем, да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов». В письмах Серафима Святогорца повествуется, что один угодник Божий, пустынник, спросил однажды явившегося ему беса, что для него страшно в христианском роде. «Три случая в нашей жизни, - отвечал бес, - грозны и невыносимы для меня: таинство крещения, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и, наконец, причащение. Последнее, - продолжил бес, - страшнее мне самой геенны: оно для меня то же, что солнце для тьмы: я не могу не только приблизиться к достойно причащающемуся, но даже и страшусь взглянуть на него. Впрочем, - прибавил бес, - все это как ни убийственно для меня в своем существе, но благодарю людей: они своею невнимательностью и порочными навыками сами уничтожают и отгоняют от себя силу благодати таинств; поэтому я только на время отступаю от них. Они сами дают случаи овладевать ими и царствовать в преступном их сердце».

Третье средство против диавола есть боголюбезная добродетель - смирение. Однажды отец привел к преподобному Агафону своего бесноватого сына и просил исцелить его. Старец сжалился над несчастным, помолился Богу и сказал бесу: «Выйди из создания Божия». Бес отвечал: «Выйду, только позволь мне спросить тебя об одном: кто это агнцы (праведники), а кто козлища (грешники)?» Преподобный сказал: «Грешник - это я, а кто праведник, один Бог знает». Услышав это, бес громким голосом вскричал: «Вот за твое смирение выхожу!» И тотчас вышел.

Четвертое средство - трудолюбие. «Когда сосуд кипит, снизу поджигаемый, - говорит преподобный Пимен Великий, - тогда ни муха, ни другое какое-нибудь насекомое не смеет прикоснуться к нему; когда же остынет, то и мухи и все насекомые садятся на него; так и к трудолюбивому человеку враг рода человеческого не смеет приступить. Кто же живет в небрежении и лености, того низлагает он без всякого труда».

Особым оружием против бесов является благоговейное чтение слова Божия, особенно Евангелия и Псалтири. Благоговейное и молитвенное чтение святого Евангелия, по учению святых отцов, приравнивается к Иисусовой молитве. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что лучше, чтобы солнце перестало светить, чем оставлять чтение Псалтири. «Чтение псалмов, -; говорит блаженный Августин, - души украшает, ангелов на помощь призывает, демонов прогоняет, отгоняет тьму, содевает святыню… Бога показывает». А один из святых отцов, спросивший беса, чего он особенно страшится, получил такой ответ: «Боимся мы более всего, когда христиане читают псалом : «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…»

Наконец, сильным оружием против бесов является усердная молитва к святому архистратигу Божию Михаилу. Как поборник силы Божией, он доныне еще ведет борьбу с диаволом и не перестает наносить ему удары. А поэтому и нужно просить его, чтобы и в нас он поражал внутреннего тлетворного змия и изгонял его.

Итак, дорогие братия и сестры, помня о том, что противник, ваш. диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Аминь.

Наверх