Одиннадцатая неделя по Пятидесятнице.О прощении ближним. 1962 г.

Одиннадцатая неделя по Пятидесятнице.О прощении ближним. 1962 г.

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня для нашего научения в истинах христианской жизни предложена нам крайне важная и назидательная евангельская притча, которую постараемся поглубже запечатлеть в своем сердце. Евангельская притча, ныне слышанная нами, изображает, с одной стороны, безмерное милосердие Господа и Бога, по которому Он за один вздох сердечного раскаяния, за одно слово молитвы прощает нам все долги, все оскорбления и мыслию, и делом, и намерением, с другой же стороны — представляет крайнее жестокосердие человека, по которому он, не внимая слезам и просьбам собрата, готов за неуплаченный долг подвергнуть его поношению и разрушить навсегда его благополучие. «Царство Небесное, — говорит Спаситель,— подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 23—35).

Видите, дорогие братия и сестры, чему научает нас притча эта? Она учит, что Господь не милостив бывает к нам, если мы сами не милостивы; что Он не прощает и согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним нашим их согрешений против нас. «Если вы будете прощать людям согрешения их, — вразумляет нас и в другом месте святого Евангелия Спаситель наш, — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14-15).

И как, братия, не быть нам милостивыми к ближним нашим и не прощать их согрешений против нас, когда Сам Отец наш Небесный любит всех нас? Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35). Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Ясно, что и мы должны любить тех, которых сам Господь любит, и мы должны быть так же милосерды, как милосерд Отец наш Небесный. Такой-то именно любви, то есть любви к добрым и злым, и такого-то именно милосердия по Своему великому человеколюбию и требует от нас Спаситель: «Будьте милосерды, — говорит Он,— как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36); «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). И кто из христиан этой любви и милосердия ко всем, в том числе и к врагам своим, не имеет и не проявляет, тот, по учению Спасителя, не вправе считать себя и истинным христианином — членом христианского царства любви и мира. Требуя от нас человеколюбия, Господь наш Иисус Христос как дела милосердия нашего, так и сделанную нами жестокость ближним относит к Самому Себе: «Поелику, — говорит Он,— вы сделали сие добро одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. И поелику не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 40, 45). Вот сколь человеколюбив и многомилостив Господь Бог наш! Он любит всех нас до такой степени, что не стыдится нас называть Своими братьями и что любовь нашу к ближнему, как видите, относит даже к собственному Своему Лицу.

Но мы, грешники, очень часто не трогаемся человеколюбием и милосердием к нам Господа, как не тронулся милосердием царя упоминаемый в притче евангельской должник. Поэтому Господь и побуждает нас к милосердию строгостью Своего правосудия. По Своему человеколюбию и милосердию Господь готов простить нам великие грехи наши только тогда, когда мы сами прощаем грехи ближним нашим. Из притчи мы видим и на основании собственных опытов и наблюдений знаем, что даже и добрые и справедливые люди огорчаются, возмущаются и негодуют на тех, которые жестоко и немилостиво поступают со своими ближними. Бог, столь человеколюбивый, многомилостивый, а вместе и всеправедный, не отвратит ли лица Своего от нас и не переменит ли милость Свою на праведный гнев при виде нашего жестокосердия?

Оказываясь жестокосердыми к ближним, не прощая им согрешений их против нас, мы даже не можем и приступить к Господу и умолять Его о прощении наших собственных грехов. И в самом деле, как бы мы стали говорить: «Отец наш Небесный, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим » (Мф. 6, 12), когда в действительности-то не прощаем ближнему какое-либо согрешение его против нас? Ведь мы тогда солгали бы пред Господом и, стало быть, только сугубо прогневали Его и молитву нашу обратили бы в грех. Находясь во вражде с ближними, мы не имеем основания и права, по учению Спасителя, приносить даров наших в храм Господень (Мф. 5, 23—24). Самые слезы наши и воздыхания, по словам святителя Тихона Задонского, бесполезны нам, когда ближним нашим не оставляем согрешений. Правосудный Господь достойно и праведно скажет каждому жестокосердому, как сказал в притче разгневанный царь жестокосердому должнику своему: «Злой раб! ...Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Скажет так и отдаст жестокосердым истязателям, то есть предаст достойному наказанию, ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13).

Кто из нас, братия, совершенно свободен от жестокосердия относительно ближних? Одни из нас обижают чем-либо и оскорбляют ближних, другие обижаются и оскорбляются. Но как обиженные, так и обидчики, если носят в сердце своем затаенную злобу к ближнему, то пусть знают и помнят, что жестокосердие их неминуемо приведет их к вечной погибели. А зная это, да не замедлят изгнать из сердца своего злобу и ненависть к ближним, пусть поспешат помириться с ними и дела жестокости своей да загладят делами любви и милосердия к ближним! Трудно это, но не невозможно с помощью Божией. Трудно это, но для спасения нашего совершенно необходимо.

Чтобы нам успешнее бороться со своею гордостью, мешающею нам прощать обиды и оскорбления ближним, мы должны почаще взирать на пример Спасителя нашего, Который, будучи злословим, не злословил в ответ, страдая, не угрожал, но возносил Свои молитвы к Отцу Небесному за Своих врагов и распинателей. Так поступали и святые апостолы, и святой архидиакон Стефан. «Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? — говорит преподобная мать Синклитикия. — Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному».

Заканчивая, воззовем словами святого апостола Павла: не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром (Рим. 12, 21); будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18); солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26).

Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37), и соделаетесь наследниками Царствия Божия. Аминь.

20 августа (2 сентября) 1962 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх