Одиннадцатая Неделя по Пятидесятнице

Одиннадцатая Неделя по Пятидесятнице

Дорогие братия и сестры, скажите, по какой причине в каждом храме, среди клубов кадильного дыма, чаще всего повторяются слова: «Господи, помилуй» и все почти песнопения на вечернем богослужении кончаются словами: «Даруй, Господи, душам нашим великую милость». Почему мы так нуждаемся в Божией милости и Божием милосердии?

Потому что каждый из нас должен быть человеком с открытым внутренним чувством. А когда у кого-нибудь Бог открывает сердце, тот видит глубоко и ярко все свои недостатки, видит их от детства до настоящего своего возраста в таком множестве, что в страхе начинает искать Божие всепрощение и милосердие. Он ищет пламенно милосердия Господа, того милосердия, в котором бы потонуло все это множество грехов и которое как бы некой завесой скрыло бы его греховность и недостатки. Потому и дитя лепечущим языком, и умирающий взрослый человек холодеющими устами и коснеющим языком силятся произнести перед Богом одни и те же слова: «Господи, помилуй» и «Боже! Милостив буди мне грешнику».

И в храме «Господи, помилуй» произносится то однажды – в знак единства Божия существа, то трижды – в исповедание триличности Бога, то по двенадцать раз – в освящение двенадцати часов дня и ночи, то сорок раз – как молитвы о прощении неисповеданных грехов (ввиду их множества) всей нашей протекшей жизни.

Кто понимает смысл молитвы «Господи, помилуй», тот никогда не произнесет ее механически. Рассказывают, что в нашей Лавре Преподобного Сергия одно время жил инок – канонарх, который «Господи, помилуй» сорок раз читал так, что в чтении его изливалась вся глубина его покаяния. Это был столь сильный вопль к Богу о милосердии, что вся церковь замирала от такого покаяния.

Чтобы иметь способность молиться о милосердии к нам Бога, мы сами к подобным себе людям должны быть настроены милостиво, должны от всего сердца прощать обиды, милостиво покрывать чужие недостатки, не разглашать в беседах друг с другом всякие события, в которых роняется честь и достоинство окружающих, и быть добрыми в обращении друг с другом.

У Господа существует закон: милость дается за милость. Если ты ради Бога милосерд к окружающим, то и сам ты скоро увенчаешься свыше большой милостью.

У блаженного Иоанна Мосха записана повесть о палестинском разбойнике Кириаке. Однажды жители города Никополя в Страстную субботу, накануне Пасхи, направлялись с женами и детьми из Иерусалима в Никополь после крещения своих детей. По дороге на них напали разбойники. Мужчины спаслись бегством, женщины были осквернены разбойниками, а новокрещеные дети брошены. Бежавших людей увидел атаман шайки Кириак, которого не было на месте разбойничьей расправы. Узнав о происшествии, он зачинщикам злодеяния своими руками отрубил головы, а пострадавших проводил до самого Никополя. Спустя немного времени сам Кириак был схвачен властями, просидел десять лет в тюрьме и был выпущен на свободу. Он избежал смерти ради спасенных детей. Они являлись ему во сне и говорили: «Не бойся, мы молим Бога за тебя».

У того же блаженного Иоанна Мосха приводится рассказ об одной девице-сироте, спасшей одного бедняка, решившего покончить с собой из-за многих долгов. Для уплаты долга она отдала ему все свое состояние, сама же вскоре из-за бедности дошла до разврата и смертельно заболела. Будучи некрещеной, она хотела креститься. Но никто не желал быть ее восприемником. Тогда в образе спасенного ею от смерти человека является ей ангел Божий, устраивает все с ее крещением и в белой крещальной одежде препровождает ее домой. Об этом донесли Александрийскому патриарху Павлу. Расспросив девушку о прошлой жизни, патриарх узнал, как она с петли сняла человека и избавила его от смерти. После своего признания новокрещеная стала жить в Господе, получив милость Божиего прощения, а епископ прославил Господа словами: «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои».

Так и мы, дорогие братия и сестры, взывая в храме и дома: «Господи, помилуй», будем искать милости себе от Бога путем оказания милости подобным нам, потому что хвалится милость на Божием суде. Аминь.

Наверх