Внешнее Богопочтение. Образы и первообразы (Слово в день празднования Казанского образа Богоматери; сказано 22 октября 1908 года в церкви Святейшего Синода.)

Внешнее Богопочтение. Образы и первообразы (Слово в день празднования Казанского образа Богоматери; сказано 22 октября 1908 года в церкви Святейшего Синода.)

Тем воспевающе воззовём к Первообразней...

От образа Богоматери, славного чудесами и неоскудной благодатью исцелений, святая Церковь возводит нас к «Первообразной», т.е. к Святой Богородице, и приглашает нас вознести Ей ныне честь и славу. Вот сокращение всего учения православия об иконопочитании, вот и ответ всем мудрствующим неправо и нечисто о вековом и святом догмате – обычае святой нашей Церкви – о почитании икон. Сколько направлялось ударов на этот догмат, сколько изощрялось против него человеческое остроумие и острословие, а больше злословие! Невозможно, однако, превозмочь требований природы и существа человеческого духа; верные сыны Церкви величайшими усилиями мужества, борьбы и страданий отстояли иконы, и затем по лицу всей земли, во всех православных народах получали через них утешения веры, общение с высшей небесной силой, чудеса исцелений, видели и видят в них величайшие святыни. Таков и Казанский образ Божией Матери. Особенно знаменательно и трогательно вспомнить об этом здесь, в храме, посвящённом св. отцам семи Вселенских Соборов, ибо последний из них утвердил навсегда и исповедал пред миром именно истину иконопочитания. Мы живём теперь в такие дни, когда вместо возражений прежнего времени, доводов и убеждений рассудка, действует другое оружие – клевета и насилие. Когда никоим образом нельзя разрушить и ниспровергнуть глубокую естественность иконопочитания и соответствия его с основными и неистребимыми запросами человеческой души, – тогда начинают или рассказывать о чтимых святынях всякие небылицы, или оскорблять их, или, наконец, похищать. Известный писатель выпустил сочинение, в котором рассказывает о скитаниях одного неспокойного искателя воли и правды Божией, – и не мог удержаться, чтобы не отравить душу читателю ложью и низкой клеветой на святые иконы; будто какими-то подделками и обманом занимаются служители Церкви, когда объявляют их чудотворными (Горький в «Исповеди»). Ещё: видят враги Христовы почитание чтимой иконы Знамения в Курске, и чтобы разрушить веру народную, подкладывают взрывчатые вещества, с намерением взорвать и отнять у народа святыню. А сколько теперь слышим и читаем, как иконы прямо грабят или похищают! Так, похищен и образ Казанской Божией Матери, похищен при обстоятельствах странных и доселе непонятных и неразъяснённых, с судьбой похитителя тоже странной и подозрительной, с намерениями, по-видимому, не простого воровства драгоценностей и приношений благочестивых жертвователей и украсителей святыни, а с какими-то другими безбожными и сатанинскими. Однако верьте, верные, – и новое нападение на святые иконы также не будет иметь успеха! И это потому, что оно покоится на глубоко врождённом свойстве человеческого духа и его стремления искать внешнего обнаружения святости и святыни. А такого врождённого свойства и стремления нельзя подавить, нельзя похитить, нельзя истребить клеветой или насмешкой. Оно всегда заставит признать себя, оно всегда возьмёт своё. Люди будут пить и есть, как бы вы ни издевались над пищей и питьём и потребностями тела. Но ещё более властны в человеке потребности духа. Прекрасно выражено такое стремление, заложенное в человеке, в одной молитве церковной, мало кому ведомой. В каноне Ангелу-хранителю мы молимся: «Вещество имея матерь, и брение – отца, и праотца – персть, и сих сродством на землю весьма зрю: но даждь ми, предстателю мой, и горé воззрети когда к небесней доброте». Да, все мы, по своей телесной природе, на землю весьма зрим; воистину, праотец наш – персть, земля. Отец наш – брение, грязь, а мать – вещество земли. И если рассматривать человека только с этой стороны, то он не только не выше, но значительно хуже и ниже многих животных, из которых есть и более сильные и более долговечные, и здоровее, чем человек, и более защищённые от вредных влияний природы, и от нападения врагов. Но всегда человек был выше всех тварей мира своей духовной стороной: он веровал в Бога, он искал Его воли и закона, он веровал в возможность общения с Богом и стремился к этому общению. Он хотел свою жизнь построить на воле Бога, он тяготился грехом, он смотрел за пределы смерти и могилы и был убеждён в том, что его жизнь смертью земной не кончится. В христианстве же он верует и знает, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и в этом тайна его порываний в область духа, его желания воззреть к небесной доброте, его постоянного стремления к своему Первообразу, т.е. к Богу; христианин верит и знает, что Бог любит человека, что Он согрешившего не отверг, что Он обещал и послал Избавителя от греха, Сына Божия Иисуса Христа, Который не только указал нам путь к небу, Богу и вечности, не только открыл вечный и совершеннейший закон жизни, но и примирил человека с Богом, загладил все прошлые грехи и все грехи мира, настоящие и будущие, даровал силы благодатные для спасения, и затем придёт судить живых и мёртвых. Скажите же, что было бы с человеком, если бы весь этот невидимый мир, духовный и спасительный, так и оставался бы совершенно для него невидимым, навeки недосягаемым, и не проявлялся бы решительно и никогда ни в чём видимом? Для человека он бы тогда просто не существовал! Что было бы с человеком, если бы человек всегда стремился горé воззрети к небесней доброте, и никогда бы не видел ни образа, ни знака, ничего видимого, что так или иначе напоминало бы и изображало бы ему этот мир горний? Это было бы поистине несчастьем! Как же благодарить Господа за то, что в иконах, мощах, в явлениях святых, в их останках, в их чудесах мы видим наглядное проявление высшей духовной силы – насколько видеть можем. Как благодарить нам Господа за эти чудотворные иконы, от них же и ныне чтимая – Казанская! Всё это – пособия для духа нашего возноситься горé, всё это – средства и пути для него проникать и жить в сродной ему горней и духовной жизни, в общении с Богом, ангелами и святыми. Всё это – способы и пути посредством образов восходить к первообразам. Не для того указаны и даны они Церковью, чтобы свести небо на землю с полным забвением неба, не для того, чтобы затенить и заменить ими Бога, ангелов и святых, не для того, чтобы грубо использовать народное невежество. Так именно баснословят и злословят люди, которым, в сущности, нет ни малейшего дела до Бога и неба, и которым хочется только унизить и оклеветать Церковь Христову. Нет, как добрая мать, как мудрая воспитательница, как знающая глубоко природу человека духовно-телесную, как имеющая опыт тысячелетий в воспитании жизни духа, опыт служителей духа, величайших праведников и подвижников, – Церковь указует нам на святые иконы: не для потемнения и оземленения нашей духовной жизни она даёт их нам, а для её просветления. Но самое главное, – Церковь действует здесь, как всегда и везде, руководимая Духом Божиим: Творец Бог в совершенстве знает Своё творение, и не мудрецам века сего, не этим лжесловесникам поучать Вечную Премудрость. В доказательство сказанного мы видим хранение святых мощей мучеников от первого века христианства и, опускаясь в открытые только теперь подземные убежища первых христиан, где они тайно совершали свои богослужения, мы находим там святые иконы. Они ли, первые христиане, во главе с апостолами, не были духовны, – они, которых умерщвляли каждый день, которые были обречены, как жертвы заколения? Они ли не были близки к Богу и небу, – они, ежечасно готовые на смерть, только и помышлявшие о Боге и небе? Они ли нуждались в напоминании о Спасителе, они ли могли забыть Христа, – их Христа, ради Которого все они вменяли в ничто: и настоящее, и будущее, и скорбь, и тесноту, и высоту, и глубину?! Однако и они к первообразам восходили путём образов, и хранили останки святых, и престолы водружали на гробах мучеников, и в храмах своих имели святые иконы. И видим воистину, что этими образами говорит не только дух человека, но чрез них ему отвечает и дух Божий. Никакая клевета, никакая насмешка, никакое отрицание не заглушат голоса чудес и исцелений, от святых икон подаваемых верующим, не заглушат, не отвергнут тех величайших утешений, слёз умиления, радости, упований, – всего, что испытывает душа пред чудотворной святыней. Не мог отвергнуть, не мог не признать чудес исцелений от чудотворных икон и упомянутый писатель, хулитель православия, только силится он объяснить их по-своему, нелепо-наивно, старыми перепевами давно отринутых и наукой и историей заблуждений. Войдите в любой храм и за богослужением и вне его, иногда перед службой, иногда по её окончании, – лишь бы храм был открыт: кто не видел уединённого богомольца пред святой иконой? Кто не видел этих коленопреклонений и поклонов, этих просветлённых лиц и очей, этих слёз умиления, кто не слышал вздохов сокрушения и молитвы, и кому не говорила в сердце эта свеча, поставленная богомольцем и ярко пылающая пред святыней, во образ пылающего нашего перед Богом сердца?! Что же, всё это обман или притворство? Всё это что-то худое или выдуманное? Полно, безумцы! Стыдитесь касаться нечистыми руками того, что выше вашего понимания, чего не может чувствовать ваше окаменелое сердце, того, что духовно востязуется! Притецем, вернии, к тихому и доброму сему пристанищу, готовому и теплому спасению, Покрову Девы! Ускорим на молитву, потщимся на покаяние, потщимся на умоление! Тронемся видом этого чудного образа и воспевающе воззовём к Первообразной: «Заступнице Усердная, Мати Господа Вышнего, всех нас заступи, иже во напастех и скорбех и болезнех обремененных грехами многими, пред пречистым Твоим образом предстоящих и молящих Тебе умиленной душой и сокрушенным сердцем!»

Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.


Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх