Обращение скорби в радость

В сей жизни видим часто, что и благочестивые люди впадают в бедствия и напасти. Для чего же Господь попускает их на избранных Своих? Иногда, как то видим на Давидe, для очищения грехов их; иногда для обнаружения их веры и постоянства, как то видим на Иове; иногда для славы Своего имени, как то было с слепым от рождения (Иоан. 9, 3); иногда, наконец, и для того, чтобы после бедствия сугубою необычайною радостью вознаградить их и тем показать им Свое особенное благоволение к ним. Замечательный пример сего последнего мы видим на преподобных Ксенофонте и Марии, память которых Церковь совершает 26 января.

Преподобный Ксенофонт жил в Царьграде. Он был человек весьма добрый и благочестивый; такова же была и жена его Мария. Они имели двух сыновей, Аркадия и Иоанна. Когда последние стали подрастать, родители, приставивши к ним надежных рабов, отправили их на корабле в город Вирит для изучения книжной премудрости. Морское плавание отроков было несчастное. Поднялась буря, корабль разбился, и из бывших на нем одни спаслись, другие погибли. Аркадий и Иоанн были в числе первых и по особенному смотрению Божию были выброшены морем на разные отдаленные берега. Воспитанные в благочестии, на чужбине они приняли монашеский образ, а между тем каждый думал о другом, что брат его утонул. Чрез некоторое время, опять по особенному усмотренью Божьему, они каждый из своего места отправились в Иерусалим и там вместе, не зная друг друга, поступили на послушание к одному благочестивому старцу. Родители же их, два года не получая от них никакого известия, крайне беспокоились об их участи и, наконец, послали в Вирит одного из своих рабов. Сей там не нашел их, а встретил только одного, бывшего с ними и спасшегося также от потопления, раба, который и сказал ему, что корабль, на котором плыли дети их господ, разбился и потонул, а с ним вместе погибли и они. Посланный возвратился в Царьград и передал страшную весть родителям. Последние скорбели и много плакали, но в отчаяние не пришли. Раздав имение нищим, они отправились в Иерусалим и там, обходя святые места, усердно просили Бога, чтобы Он Сам открыл им, живы их дети или нет. По особенному указанию Божию они между прочим посетили и старца, у которого были дети их. Видя у него молодых, но чрезвычайно кротких и благочестивых монахов, они очень полюбили их и для того, чтобы удовлетворить своему, какому-то непреодолимому желанию видеть их, стали часто посещать старца. В одно из таковых посещений они со слезами пали к ногам его и стали просить помолиться Богу, чтобы открыта была судьба детей их. Прозорливый и исполненный Святого Духа старец уже знал, что живущие у него монахи – дети скорбных пришельцев, и, чтобы обрадовать последних, призвал своих юных учеников и приказал им рассказывать о своем роде, жизни в доме родителей, путешествии и проч. Когда последние начали и помянули о своих родителях и плавании в Вирит, то тут узнали: брат – брата, родители – детей и дети – своих родителей. «И нападоша, – говорит сказание, – на выя друг друга, и бысть велико рыдание яко и старцу проплакати. И утешившеся, воздаша славу и благодарение Богу, тако изволившему». После сего Ксенофонт и Мария также приняли иноческий образ, и все четверо так преуспели в добродетели и посте, что сподобились даже дара чудотворения.

Итак, братие, когда видите страдающими и благочестивых, не смущайтесь сим. Господь знает, как в малом наказать их и затем великим облагодетельствовать. Ввиду же сего и им самим, конечно, в скорбях скорее же радоваться нужно, нежели унывать. Всяку радость, говорит апостол Иаков, имейте братие моя, егда в искушения впадаете различна (Иак. 1, 2). Конечно, так должно быть и на самом деле; ибо любящим Бога вся поспешествуют во благое (Римл. 8, 28), и по мере, как у них умножаются страданья, умножается Христом и утешение их (2Кор. 1, 5). Аминь.

Наверх