Об умилении

Бодрствуйте на всякое время и молитесь. (Лк. 21:36).

Дорогие братия и сестры! Свет видимого нами солнца много значит для нашего здоровья. Посмотрите весной или летом, как в садах около больниц люди в халатах держат свои исхудалые, бледные, иногда зеленоватого цвета лица под лучами солнца и как, действительно, получают от действия лучей приток оздоравливающей энергии. При этом невольно вспоминаешь, что так же все мы без исключения можем и должны черпать духовные силы и здоровье от невидимого Солнца Христа – молитвой. Молиться Господу Иисусу Христу то же, что телом стоять под теплыми лучами солнца.

При начальных произношениях молитв сердце еще не умеет приходить в чувство слов. Но дорого и то, что молящийся покрывает ум и сердце одним сознанием святыни слов, он уже на пути к улучшению. При терпении в молитве у нашего сердца образуется такая чуткость, что, когда произносятся кем-либо слова покаянного, или благодарственного, или просительного содержания, сердце настраивается по этим воззваниям то покаянно, то благодарно к Богу, то переживает нужду в Господе и Его помощи.

Продолжение труда молитвы приводит к сердечному умилению. А умиление и есть начало спасения души. Видите, как при многих обязанностях мирских можно нетрудным подвигом ввести себя в благодатную жизнь и ее совершенствовать. Нестяжавшие на земле полноты совершенства все же приходят к тихой пристани спасения в меру своей возможности, принимая душевно слово через молитву умиления.

Так, евангельский благоразумный разбойник в предсмертный час умилился духом при виде Божественного Страдальца, покаялся в грехах и оказался первенцем рая. По словам книги Деяний апостольских от проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы три тысячи народа умилились духом и спрашивали: «Что нам делать?". Если умиление привлекает благодать Божию к человеку при жизни и по смерти вводит душу в рай, то стяжем умиление.

Стяжи умиление каждый. Произноси что в уме, что в сердце воззвания к Богу, где бы ты ни находился. При земных делах ты не можешь долго стоять на молитве.

По крайней мере, мысленно произноси воззвания к Богу в том положении и месте, где ты находишься, и благодать умиления скоро неотступно будет около тебя.

Сумей, хотя бы на несколько минут, заходить в храм и среди дел так воззови, говоря ко Господу и святым: «Господи, я, как человек, согрешил, Ты же, как Бог щедрот, помилуй меня, видя немощь души моей».

Придешь ли в праздник или свободный день в храм, посмотри, как иные верующие лицами, освященными трудом, припадают к церковному полу, как произносят шепотом свои немудрые молитвы или взирают на лики икон с горячей силой веры и примиренности пред Божиим промыслом. Тогда исполнись смирения и самоукорительного чувства и, плача о своем недостоинстве, скажи Богу в себе, что ты хуже последнего из этих меньших братий Божественного Искупителя, которые столь преданы Ему в своей благоговейной любви и терпении.

Когда слушаешь всегда сильные песнопения всенощной или литургии и увидишь, как лица прочих преображаются при священных звуках и словах благодатным светом и проясняются, тогда пусть и твои очи наполняются слезами и дух – умилением.

Если ты стяжешь умиление, то и сам не будешь никому чужим, и окружающие не будут тебе чужими. Одно приближение к другим умиленного сердца сильно для них. А поучительные слова его и молитвы заставляют трепетать души и низводят в них обильную благодать Божественного Утешителя Духа.

Стяжи же умиление – и будешь чуток к домашним, к их нуждам, приобретешь мудрость и предусмотрительность и передашь им свое святое настроение.

Наполним же очи свои радостными слезами умиления и сердце молитвенными воздыханиями и тем приведем ко Христу разноплеменное стадо своих душевных мыслей и чувств. Да будет же такая молитва каждому из нас жезлом, опорой и средством умиления и любви, поставляющими нас на пажитях вечного спасения. Аминь.

Наверх