Об исповеди

Прихожанин. Всякого ли прощает Бог, кто исповедуется?

Священник. Что касается Бога, то Он, за заслуги Иисуса Христа, смотря по вере и раскаянию исповедующегося, готов простить всякого, как бы ни были велики грехи его. Но нельзя сказать, чтоб всякий исповедующийся уже получал прощение грехов. Грешники все могут, но или не все хотят, или не все умеют пользоваться милостию Божиею.

Прихожанин. Как же это так? Кто же не хочет себе добра?

Священник. Я поясню это примером. Положим, что мы с тобою больны одинаковою болезнию, и лекарство нам прописано одинаковое; оба мы принимаем это лекарство; наконец, ты выздоровел, а я нет. Ведь это может случиться.

Прихожанин. Да, это бывает.

Священник. А подумай, отчего это бывает? Если обратить внимание на то, как ты принимал лекарство и как я, то и откроется, что ты хотел быть здоровым – действовал с полным доверием к доктору, поступал в точности по наставлению его, поэтому и выздоровел. А я пренебрег его советами, принимал лекарство не вовремя, не так, как сказано, и при этом употреблял пищу не по состоянию моего здоровья. Кто ж тут виноват? Так и в деле очищения грехов. Господь предписал нам действительное лекарство к уврачеванию греховных наших болезней, т. е. покаяние и святое причащение. Но получает от них пользу только тот, кто совершает это дело надлежащим образом.

Прихожанин. Как же это – надлежащим образом? Прийти в церковь и перед священником рассказать свои грехи, так ли?

Священник. Конечно, это нужно, но только этого недостаточно: это меньше, нежели половина дела, это только исповедь. Для очищения грехов наших – с нашей стороны – необходимо покаяние, которое должно начаться гораздо раньше или уж никак не позже начала нашего поста. Мы всегда, ежедневно вечером, отходя ко сну, обязаны спрашивать у себя отчета в том, как проведен нами день; но, готовясь к принятию Святых Таин и начавши уже пост, должны обратить все свое внимание на прошлую жизнь: зорко, пристально всматриваться в свое сердце и замечать его язвы греховные; притом не только замечать болезнь, но искать причины, от которых могла произойти эта болезнь; например, ты заметил за собою, что часто сердишься, бранишься; потрудись же отыскать причину этого, отчего ты сердишься? Не оттого ли, что горд, слишком самолюбив, хочешь, чтоб все делалось по-твоему? Или ты заметил за собою леность к молитве, что ты редко посещаешь храм Божий, да и тогда, как придешь, стоишь рассеянно, без благоговения молишься. Поищи же ты в душе твоей: отчего это? Не от слабости ли твоей веры, от холодности, равнодушия к своему спасению? Или просто от небрежения, от излишества пищи? При разыскании причин сделанного греха ты подумай и о том, принимал ли ты какие-либо меры против греха, боролся ли ты с ним или отдался ему без боя в плен? Молился ли ты Богу о помощи? Пересмотри все твое сердце, представь себе все его язвы и подумай: что с тобою будет, если Господь не помилует тебя? Если всякий грех неминуемо подвергает человека вечному мучению – большой большему, малый – меньшему, то что сказать о множестве грехов – тяжких и постоянных, – которые живут и действуют в сердце, подумай, что они готовят? Вот в каких занятиях, работе – тягостной, неприятной, тем не менее важной, необходимой – должна пройти неделя твоего поста перед причащением. Ты должен верно, подробно узнать состояние твоего сердца и потом уже прийти в церковь и просить священника совершить таинство покаяния. Перед священником ты должен с благоговением, скорбию, с живейшим, глубоким раскаянием, со слезами исповедать свои грехи без малейшей утайки или прибавки, с полным сознанием своей виновности пред Богом; притом с готовностью, твердою решимостью исправиться. Должен просить совета, как поступать тебе, если бы объявленные тобою грехи снова восстали на тебя. Проси эпитимии, как посильного с твоей стороны удовлетворения за грехи, и точным выполнением эпитимии закончи твое покаяние.

Прихожанин. Так вот как надо поступать! Припоминать свою прежнюю жизнь; потом на исповеди рассказать все свои грехи.

Священник. Не просто рассказать, но со скорбию, с сожалением о том, что прогневал Бога своими грехами.

Прихожанин. Будто необходимо жалеть о грехе?

Священник. Да, это необходимо. Без раскаяния, без сожаления о грехе, – каков бы он ни был, – ты не уврачуешь душевной болезни, грехом произведенной: грех непременно повторится. Если ты исповедуешься без скорби, без сожаления о грехе, то значит, что ты еще не разлюбил греха, – еще не хочешь расставаться с ним. Бог и желал бы очистить твою скверну сердечную, да ты не желаешь.

Прихожанин. А если я не скажу какого-либо греха?

Священник. Он на тебе и останется, и если ты не постараешься поскорее очиститься от него, он в тебе усилится, вовлечет тебя в другой, больший грех: тогда лечение будет труднее.

Прихожанин. Да если я забуду?

Священник. Для того-то, чтоб ты не забыл чего, и дается тебе целая неделя. Ты должен употребить все твое внимание, усердно разыскать и объяснить себе все, что тобою сделано, сказано, подумано. Впрочем, ты не воображай, что Бог прощает нам грехи за наше покаяние или эпитимию. Если ты будешь надеяться только на это, то напрасно. Наша надежда на спасение есть только Иисус Христос. Бог прощает нам грехи только ради страданий и крестной смерти Спасителя. Наше же покаяние и исполнение эпитимии суть только доказательства нашей веры в спасительные заслуги Христовы и готовности принять милость Божию.

Прихожанин. Это-то я знаю. Но скажи мне, ужели Бог накажет за всякий, даже маленький грех?

Священник. Да ты что называешь маленьким грехом? Разве в отношении к Богу возможен какой-нибудь маленький грех? Всякий грех есть преступление, нарушение закона, противление воле Божией. Только Бог, по милосердию Своему, за некоторые грехи, коим мы, по слабости растленной нашей природы, удобнее подвергаемся, определил – сравнительно – меньшее наказание, но все-таки огненное, вечное. Эти грехи называются малыми не потому, чтобы они сами по себе были малыми. Грех не тем измеряй, как часто и легко мы совершаем его, но важностью лица, против которого грешим. Я думаю, легко понять, что не все равно – ослушаться товарища или ослушаться отца, Государя. Если ты не послушаешься товарища, он накажет тебя своим презрением, не захочет с тобою иметь дела. Не послушаешься отца, он лишит тебя наследства. Не послушаешься Государя, он тебя казнит. Подумай же, как должно быть велико наказание за ослушание Богу.

Прихожанин. Да как же за маленький грех наказывать жестоко?

Священник. Что ж тут странного? Ты, очевидно, затрудняешься в соглашении понятий маленький и жестоко. Я уже говорил, что в отношении к Богу нет маленьких грехов. Каждый самомалейший, по нашему понятию, грех так же велик, как Бог, Которому грешим. Называется же грех малым только относительно других, не естественных человеческой природе грехов. Слово жестоко употреблено мною сравнительно со здешними, известными нам муками; потому что самая легчайшая адская мука, в сравнении со здешними, есть жесточайшая. После этого объяснения я еще повторяю: в очах Божиих всякий грех есть грех, стоящий наказания. И если ты пренебрежешь и самомалейшим грехом и, не раскаявшись в нем, перейдешь в вечность, то неизбежно подвергнешься наказанию и вечному и жестокому. Не пренебрегай и маленьким грехом. Семя ясеня весьма невелико, но развивается в огромное дерево; пожар начинается от искры. Истребить зародыш легче, нежели погасить его, когда он усилится. Не думаешь ли ты, что злодеи и разбойники так и родятся злодеями? Это дело всегда начинается с небольшого, какого-нибудь маленького греха. Сначала мальчик солжет; потом, когда увидит, что за ложь не наказали, он что-нибудь – тоже маленькое – украдет. Если первая покража сойдет с рук, он попытается украсть еще что-нибудь побольше. Когда подрастет этот воришка, ложь и воровство тоже подрастут, обратятся ему в привычку: он начнет уже воровать как большой вор, станет разбойничать и грабить.

Прихожанин. Да ведь Бог правосуден; справедливо ли же наказать за маленький грех?

Священник. По-твоему, за маленький грех справедливее наградить? Нет, друг мой! Потому-то самому, что Бог правосуден, Он и не может не наказать за грех. И так как всякий грех есть грех против вечного Бога, то и наказание за грех должно быть вечно. Не пренебрегай маленькими грехами. По наблюдению царя и пророка Давида в этом пренебрежении скрывается причина той дерзости, с какою грешники нарушают волю Божию; у них нет страха Божия; они говорят в сердце своем: не взыщет! И Господь сказал: неверный в малом неверен будет и в большом. Подумай: если человеку жаль потерять грош, то ужели он не пожалеет рубля? Если тебе для Бога жаль расстаться с грехом малым, который не приносит тебе ни удовольствия, ни выгоды, то расстанешься ли ты с грехом большим, который или сулит тебе наслаждения плоти, или льстит твоему самолюбию? Если ты, при таком неосторожном суждении о грехе малом, не впал еще в грех большой, то благодари Милосердого Бога и твоего Ангела хранителя потому что сомнительно, без милости Божией устоял ли бы ты против греха сильного, обольстительного, если б тебе представился к тому случай.

Прихожанин. Но ведь нет человека без греха: мы не можем не грешить. Справедливо ли же наказать меня за грех, когда я не могу не грешить?

Священник. Справедливо, потому что ты можешь покаяться и очиститься от греха.

Прихожанин. Но я не могу не грешить: я опять согрешу.

Священник. И опять покайся.

Прихожанин. И опять согрешу?

Священник. И опять покайся.

Прихожанин. Да что ж это такое? Это шутка! Это походит на то, что приказать мне жить без пищи, и, чтоб я украдкой не поел чего-нибудь, грозить мне наказанием?

Священник. Нет, не походит! Пример твой не идет к делу. Грех для души не то, что пища для тела. Пищи ты ищешь по природе: она тебя питает, укрепляет. А греха ты отвращаешься, стыдишься, скрываешь от других. Грех – болезнь души твоей; он тебя расслабляет. Он то же для души, что чесотка для тела, свербит, зудит, непременно хочется почесать больное место. Почеши – разболится хуже, будет чесаться сильнее и, если не примешь мер, сгниешь совершенно. Перестань же ты чесать, потерпи, дай срок переработаться крови, попостись, полечись – чесотка пройдет. Так рассуждай о грехе. Разумеется, пока ты не утвердился в добродетели, тебе нельзя не грешить. Но это не должно останавливать тебя на пути к добродетели. Мальчик, пока не навыкнет владеть кистью, будет писать некрасиво, часто ошибаться. Но если он не бросил кисти, усердно будет писать, заниматься письмом, то, наконец, будет писать и красиво и верно. Твои ошибки, маленькие грехи, пока неизбежны; но не отчаивайся. Согрешил – скорей покайся, не давай греху укорениться в тебе. Опять согрешил – опять покайся; тысячу раз согрешил – тысячу раз покайся; не охладевай в любви к Богу; трудись, терпи, молись, всеми силами старайся приучиться к добру и отстать от зла. Рано или поздно ты, наконец, достигнешь состояния безгрешности, и Господь наградит тебя за твою любовь к добру!

Прихожанин. Что ж меня уверит в том, что Господь простил мне мои грехи?

Священник. Разве тебе мало обещания Божия? Господь сказал: покайся – не словом только, но самым делом, покажи твое обращение – тогда пусть грехи твои будут, как окрашенное в ярко-красное, Я сделаю их белыми, как снег. Не думаешь ли ты, что Господь обманет?

Прихожанин. Нет, я спрашиваю: нет ли таких признаков, по коим я мог бы удостовериться, что Господь принял мое покаяние, простил мне грехи мои?

Священник. Есть. Больной по чему узнает, что он выздоровел? Прежде, во время болезни, он был беспокоен, не чувствовал аппетита, не мог заниматься делом. Теперь – после приема лекарства – если он почувствует себя хорошо, и успокоится, и поест с аппетитом, и будет в состоянии заниматься своим делом, то не ясно ли, что он выздоровел? Так бывает и в деле покаяния. Если ты искренно раскаялся, твердо решился быть осторожнее, то, без сомнения, Бог принял твое покаяние и пошлет в душу твою мир совести, расположение к добру, осторожность против греха, смирение. Поэтому, если после исповеди ты заметишь в себе подобную перемену, то благодари Бога за Его милосердие, и большими трудами, вящим усердием постарайся снискать большие Его милости.

Прихожанин. А если после исповеди я не замечу в себе такой перемены, то что будет значить это?

Священник. Одно из двух: или ты не веришь Богу, или неискренно раскаялся. Поэтому Бог, хотя и слышал твое покаяние, но умедлил послать тебе благодатное утешение и ожидает твоего деятельного исправления. Разумеется, что признаки очищенной совести не всегда вдруг обозначатся. Нельзя, чтоб как только приложил пластырь к нарыву, то вдруг и пропал нарыв. Нет, он еще поболит. Потерпи, потрудись, помолись: Бог непремено явит тебе Свою милость. Когда буря взволнует море, волны его не вдруг улягутся. Но они непременно улягутся, если перестанет ветер. Когда грех проникнет в твое сердце, то вред не вдруг исчезнет даже и после того, как Бог очистит твой грех. Но этот вред непременно исчезнет, лишь бы только перестал грех.

Прихожанин. Благодарю тебя, отец мой! Благослови меня исполнить то, что теперь слышал.

Священник. Будь же осторожен. Попостись, помолись, рассмотри хорошенько твое сердце, искренно раскайся во грехах, хоть бы они были и очень малы, тогда увидишь на себе милость Божию. Бог простит тебе грехи твои, ты нео- су жденно причастишься Божественному Телу и Крови Его, сделаешься сыном и наследником Царствия Небесного. То, что я тебе говорю теперь, не слова только, которые приятно слышать. Испытай ты на себе это, увидишь: ты сделаешься совершенно другим человеком. Не говоря о внутренней твоей перемене – твоя походка, твой вид, твой голос, твои занятия – все, что видно в тебе, все это совершенно изменится. Добрые люди тебя полюбят, злые будут бояться. Даже и враги твои, и завистники, хоть и будут стараться вредить тебе, разглашать недоброе, небывалое, но внутренно и они будут уважать тебя. Такова сила и величие добродетели! Бог благословит тебя.

Наверх