О заступлении благодатию Божией

О заступлении благодатию Божией

«Заступи, спаси, помилуй и сохрани, Боже, Твоею благодатию». Эту святую, светлую и оживляющую нас молитву мы возносим Богу буквально на каждой службе. Видно, она говорит о самом нужном для нашего спасения. Да, благодать, о которой мы просим Бога в этой молитве, есть необходимая каждому сила, производящая в нас любовь ко всему чистому и божественному. Она так нужна нам, как насущный хлеб, и называется у святых отцов душой нашей души, как поем мы в песнопении: «Святым Духом всяка душа живится...»

Когда заступает и сохраняет нас во святыне благодать – она приближается к сердцу нашему. Ее теплота согревает нас чистой, возвышенной любовью к Богу и главным образом при совершении нами добрых дел и на молитве. Прежде всего она оживотворяет при напряжении нашей воли к добру.

Кто обратит какую-либо человеческую душу от порока к чистоте, от уныния к бодрой надежде на Бога, от печали к радости, от малодушия к мужеству, от гордости к смирению, тот угодник Божий. Такое добро приятно Спасителю нашему, Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Доброделающих Он поистине чудно утешает, заступает и спасает действием Своей силы.

Некоторые из человеческих добрых дел столь угодны Богу, что Он Своим благодатным влиянием творит в доброделающих настоящий внутренний переворот. В них внезапно открывается поразительное стремление каяться, необычайное тяготение приблизиться к Богу, неумолимая и ненасытная жажда молиться и служить людям всеми доступными средствами. Такое воспламенение благодатной искры в душе – знак посещения человека именно благодатной милостью свыше.

Поэтому, когда перед нами открываются возможности оказать кому-либо посильную услугу, помощь, добро, – никто да не пренебрегает такими случаями. Ты прострешь малую милость другому, а Господь заступит, спасет и помилует тебя Своею неоцененною силою.

В одном селении много лет тому назад некто неизвестный подбросил младенца. Была собрана сходка, на которой никто из жителей не пожелал усыновить ребенка под самыми разными предлогами. Наконец руководитель собрания безнадежно воскликнул: «Неужели среди нас не найдется никто, кто бы пожалел беззащитного младенца и вскормил бы его». Тогда из толпы вышел самый бедный житель селения, имевший своих десять человек детей, и сказал: «Я не прочь принять его. Среди моих детей он, пожалуй, прокормится незаметно, только спрошу жену». Через несколько минут он возвращается с положительным ответом, говорит: «Мы можем усыновить младенца». И что же после того? Благодать Божия явно для всех покрыла этот бедный дом, в котором после того не было вопиющей нужды. Приемный сын благополучно вырос среди детей этого доброго человека, оказался способным к наукам и, получив высшее образование, стал кормильцем своих названных родителей.

Еще удобнее привлекать к себе заступление благодати молитвою. Молиться – это все равно что ставить себя под лучи Божиего благодатного света.

Пусть сначала малозаметно действие на сердце благодати молитв. Но оно всегда есть. По смирению никто из нас не должен дерзать требовать от Бога при беседе с Ним молитвенных утешений. Пусть дорогим будет каждому самое стояние под кровом Божией силы и бесценно само по себе творение молитвы, охраняющее от порочности верующие души. Оно настолько могуче, что нередко даже загробная молитва усопших о живых изменяет тех нравственно до неузнаваемости.

В одной крестьянской семье муж, глава семьи, сильно пил и в нетрезвом состоянии зверски избивал свою благочестивую, добрую жену. Как-то раз побои его были настолько жестоки, что женщина занемогла от кровоизлияния и умерла. Но по незлобию она и перед самой кончиной не переставала молиться за мужа, чтобы Господь обратил его к Себе. В церкви во время отпевания упомянутый сельчанин неожиданно пришел в себя, осознал свое безумие и внезапно стал громко плакать. На всю церковь сквозь рыдания он повторял слова: «Прости меня, жена, мое неоцененное сокровище! Бог дал мне тебя в дар, я не берег тебя. Теперь ты, как мученица, отходишь к Богу, а я один остался без тебя оканчивать свои дни на земле».

Усопшую погребли. Муж ее с тех пор совершенно изменился. Смиренный, кроткий, всегда трезвый, он постоянно посещал дорогую для него могилу, обливал ее потоками слез и так громко рыдал, что односельчане издалека слышали его плач и сдержанно говорили друг другу: «Опять Федор Алексеич плачет над могилой жены».

Однажды прилив покаянной скорби этого человека был столь силен, что он на кладбище, у могилы жены, плача, предал свою душу Богу. Так смиренная жена предсмертными и посмертными молитвами ко Господу испросила своему супругу благодать покаяния.

Прибегнем и мы под заступление благодати Божией молитвой и делами любви ко всем, да свяжут нашу греховность узы любви пречистого Бога, Ему же честь, слава и держава во веки веков. Аминь.

Наверх