О вере сотника

Великий и неприступный Бог вочеловечился, пришел на землю во Христе Иисусе и стал близким и доступным. Он входил в дома, ел с людьми, прикасался к ним, и они прикасались к Нему, к Его одежде и через это общение с видимым Человеком, получали благодатную помощь от Самого невидимого Бога. И отойдя на небо, Господь оставил нам возможность простого общения с Ним. Он обещал, что всегда будет невидимо присутствовать среди тех, кто соберется во имя Его. И вот, мы можем написать записочку о здравии или об упокоении наших близких во Христе, чтоб она была прочитана священнослужителем перед Святым Престолом; мы получаем просфору, елей, воду, которые Господь освятил и наделил благодатной силой; мы в домах держим Его святые изображения, и знаем, что Он всегда принимает всякое наше поклонение перед ними. И всегда, когда мы принимаем какую-либо святыню или благословение от священника, когда мы участвуем в каком-либо церковном обряде, мы должны помнить именно о Боге, невидимо стоящем здесь и Своей невидимой рукой подающем видимое благословение. Но хотя Бог и устроил для нас весь благодатный церковный чин, но Самому-то Ему ничего не стоит подать нам всякую помощь и без всякого посредства. Ему не надо никаких видимых действий, никаких предметов, а достаточно не то, что единого слова, а единого желания. И мы должны это помнить, ведь христианство существует в нашем отечестве уже тысячу лет!
Сегодня как раз Евангелие преподает пример живой веры человека, воспитанного в стране, где более тысячи лет процветало язычество. Однажды некий римский сотник подошел к Иисусу и сказал: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении жестоко страдает» и когда Иисус выразил готовность придти, сотник вдруг сказал: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под мой кров; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». Господь удивился, увидев такую живую, такую правильную веру в человеке, которого на родине совсем не тому учили, и сказал окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут… в Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Это Господь сказал о фарисеях, которые забыли о Живом Боге за своими бесчисленными законническими предписаниями. Но это же Господь может сказать и нам, называющими себя христианами, если мы забудем о Живом Боге за великолепием храмов, за красотою богослужения и за обилием святыни в церкви…
Мне вспоминается один случай. Был престольный праздник. После ранней обедни было освящение воды, была давка, ругань, опрокинули и сломали столы. Наконец, все кончилось, всю воду разобрали. Тут пришла одна старушка, подошла к батарее отопления, отвернула кран, налила оттуда воды в бидончик и говорит: «Вот, еле дошла, на водосвятие не успела, хоть от сюда воды взять, – все из храма Божьего». – И можно ли сомневаться, что господь даст ей по ее вере: даст гораздо больше, чем тем, кто в в бесчинии успели взять воды, освященной полным чином!.. Конечно, я не к тому говорю, что для спасения достаточно помолиться дома и набрать воды из-под крана; пренебрегать святыней, пренебрегать богоустановленным священством – это все равно, что пренебрегать Человечеством Христа. И сотник, и старушка сделали как раз все от них зависящее, чтобы найти Христа, приблизиться к Нему, приблизиться к Церкви и церковному священнодействию. Но вместе с тем, они помнили, что пришли не куда-то, не к кому-то, а пришли к Живому Богу. Который выше храма, выше обряда, выше всего видимого и невидимого, и что слово Его способно проникать сквозь любые расстояния, сквозь любые стены; способно вмиг избавить нас от любой болезни, от любой беды, способно и освятить все воды на земле, и превратить их в кровь; способно в один миг и уничтожить землю, и заново создать ее…
Вот каков Наш Бог. Будем же воздавать Ему должную славу, честь и поклонение во все дни нашей жизни.

Наверх