О важности милостыни

О важности милостыни

Св. Златоуст о милостыне говорит так: «Милостыня многое имеет дерзновение: связанным та решит узы, разрушает тьму, угашает огнь, умерщвляет червь, изгонит зубом скрежет и со многою радостию отверзает небесная врата». Справедливо ли так выражается о милостыне св. Златоуст? Да, знайте, братие, что выражается совершенно справедливо, и в истинности его слов сомневаться никак не должно.

Милостыня «связанным решит узы», т.е. освобождает человека от грехов. Это доказывается повествованием о пребывании Господа в доме Симона фарисея. В этом доме одна женщина, за свои грехи пренебрегаемая всеми, сотворила Господу милостыню. Она взяла алавастровый сосуд с драгоценным миром; вошедши в дом, стала у ног Иисуса и, плача, стала обливать ноги Его слезами и отирать волосами своими, лобызала и мазала миром. Видя сие, Господь сказал Симону: «Сказываю тебе: прощаются грехи ее многие, за то, что она возлюбила много». Потом, обратясь к женщине, сказал «Прощаются тебе грехи» (Лук. 7, 36–50). «Милостыня, – говорит далее св. Златоуст, – разрушает тьму», т.е. открывает человеку истинное богопознание и избавляет от козней дьявольских. Первое доказывается историей Корнилия сотника. Он, когда еще был язычником, и тогда был необыкновенно милостив. За это Господь послал к нему Ангела Своего, чтобы сей указал Корнилию путь к истинному богопознанию. Ангел сказал Корнилию: Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога, и ныне пошли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарицаемого Петра; той речет тебе глаголы, в них же спасешися, ты, и весь дом твой (Деян. 10:4–6). И подлинно, вскоре после сего Корнилий принял Св. Крещение и спасся. Второе же, т.е. что милостыня спасает человека от козней дьявольских, открывается из истории Товита. Милосерд был Товит, и вот что о себе пишет: милостыни многи творих братии моей; хлябы моя даях алчущим, и одеяние нагим; и аще кого от рода моего видех умерша, погребах его (Тов. 1, 16–17). За это Господь даровал ему зрение, жизнь спокойную и избавил сына его от Асмодея, т.е. от дьявола.

Далее, св. Златоуст говорит, что милостыня «угашает огонь, умерщвляет червь и изгонит зубом скрежет». Эту истину подтверждает блаженный Августин, когда говорит: «Пред вратами геенскими стоит милосердие и не попускает ввергнуть в темницу никого же» (Бес. 39, вопр. 50).

Наконец, св. Златоуст пишет, что милостыня со многою радостью отверзает небесные врата. Это последнее видно из жития св. Филарета Милостивого. После его кончины один из сродников его видел рай светлый и радостный. Там сладкое благоухание наполняло воздух, тихий ветер колебал прекрасные деревья, покрытые плодами и цветами. Нет слов, чтобы описать все блага, которые Господь там приготовил для любящих Его. Там родственник Филарета увидел праведных, облеченных в белые одежды и наслаждавшихся благами небесными. Между ними был один старец, которого он вдруг не узнал; сидел он на престоле золотом; с одной стороны окружали его дети новопросвещенные, держа в руках свечи, с другой – множество нищих толпилось, чтобы подойти к нему поближе. И родственник спросил у одного юноши: «Кто сей старец, сидящий на престоле посреди этих пресветлых мужей? Не Авраам ли»? А он ему в ответ: «Это Филарет Амнийский, который за любовь свою к нищим и убогим водворяется здесь» (1 дек.).

Итак, братие, значит, правду сказал св. Златоуст, уверяя, что милостыня связанным решит узы, разрушает тьму, угашает огнь, умерщвляет червь, изгонит зубом скрежет, и со многою радостью «отверзает небесные врата». Зная же теперь, что сии слова значат, что же мы должны делать, братие? Конечно, должны быть милостивы. Каким образом? По слову Божию, «вдовицу оправдаем, сирому судим, нищему дадим, сироту защитим, нагую оденем, о сокрушенном и немощном попечемся, хромому не посмеемся, безрукого защитим, слепого к видению святого Господня припустим, старого и молодого между стенами нашими сокроем, мертвые, там, где обрящем, назнаменав отдадим гробу» (3Ездр. 2:20–23). И когда будем поступать так, то и нам, без сомнения, по слову св. Златоуста, милостыня со многою радостью отверзет небесная врата, и мы воочию убедимся во истине Господней, которая говорит: блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Мф. 5, 7). Аминь.


Наверх