О церковном общенародном пении

О церковном общенародном пении

О посещении владыкой Владимиром спевки народного хора в храме Вознесения Господня «Московские церковные ведомости» сообщали: «По благословению митрополита Владимира в Москве организуется церковный общенародный хор, который по временам будет петь литургию при архиерейских служениях. Предварительные спевки нового церковного хора происходят в храме Воскресения, в Кадашах.

11-го числа спевки общенародного хора изволил посетить сам Владыка митрополит. Владыка прибыл в храм Воскресения в Кадашах около восьми часов вечера; спевка уже началась. При входе Владыки в храм, хором достойно было исполнено ”входное”. Приложившись к местным иконам, к святому престолу, Владыка преподал поющим архипастырское благословение и стал на левом клиросе. Хор стройно и звучно исполнял песнопения литургии и тропари. Стройно неслось единодушное пение; воодушевленно, благоговейно народ исполнял разные песнопения, постоянно осеняя себя крестным знамением. Нельзя было без умиления смотреть на эти открытые, восторженные лица, нельзя было не чувствовать радостного биения их сердец!

По окончании спевки местным священником от лица участников общенародного церковного хора была принесена благодарность его Высокопреосвященству за его внимание к их трудам. Речь священника была покрыта дружным «Многая лета ” Его Высокопреосвященству.

Владыка митрополит преподал участникам задушевное архипастырское наставление. ”Пение церковное, – так приблизительно говорил Владыка, – по своему существу должно быть общим, общенародным. Что такое пение? Оно есть выражение чувств нашей души, радостных и горестных, оно есть выражение и молитвенного настроения нашего сердца. Пением Ангелы на небе славословят Творца, пением и на земле люди всегда возносили свою хвалу Богу. Пели Богу пророки, пением Дева Мария выражала восторг Своего сердца на приветствие Елисаветы, назвавшей Ее Матерью Господа. Пел псалмы Давидовы и Сам Спаситель со Своими апостолами, когда по окончании Тайной Вечери пошел из Сионской горницы в Гефсиманию на вольные страдания за нас грешных (Мф.26:30). В молитвенном пении упражнялись и все святые богоносные отцы, угодники Божии, и русский боголюбивый народ всегда был певцом священных песнопений. Лились они из уст его и во храме и дома, и в поле и за всякой работой. Как утешительно подражать Ангелам в славословии Творца, как сладостно сливаться с песенным гласом не только пророков, апостолов, но и Богоматери и даже Самого Спасителя! А это утешение и получают христиане, когда несут к Богу свои молитвенные гласы не только от единого сердца, но и от единых уст”. В заключение своей речи Владыка призвал Божие благословение на начинающееся доброе дело и пожелал ему успеха. Со слезами умиления слушал народ простое архипастырское слово и по окончании его глубоко благодарил Владыку за посещение и наставление. Преподавши всем благословение, Его Высокопреосвященство направился к выходу из храма, а народ окружил его и плакал от радости. ’’Хотите ли петь в храме Христа?” – спрашивал Владыка народ. ’’Благослови, батюшка, очень рады, Владыко”, – в ответ неслись голоса.

Дружным ”Ис полла” проводил народ архипастыря и долго не расходился домой, делясь пережитыми впечатлениями от неожиданного посещения Владыки митрополита. На другой день Владыка вручил священнику Воскресенской церкви отцу Смирнову пятьдесят рублей на покупку книг для общенародного церковного хора».


Московские церковные ведомости. 1910. № 34. Летопись епархиальной жизни. С. 595–597.
Наверх