О Пресвятой, Пречистой и Преблагославенной. В четверг 5-й недели по Пятидесятнице

О Пресвятой, Пречистой и Преблагославенной. В четверг 5-й недели по Пятидесятнице

Однажды, когда Господь «говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Враги почитания Божией Матери обычно ссылаются на это текст как на доказательство того, что в Пречистой Деве, дескать, не было ничего особенного и что Иисус даже и не почитал Ее как Мать.

Но, во-первых, Господь говорил эти слова людям, от которых еще было сокрыто то, что сейчас открыто нам. Мы уже знаем об Архангельском благовещении Деве Марии; знаем, что Она не просто по плоти родила Господа Иисуса, как другие матери рождают детей, не ведая, что из них получится. Мы не можем сомневаться, что Она была самой лучшей из всех людей, да и не только людей: мы чтим Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим» … Мы отдаем себе отчет, что если бы Она не была Такой, то Бог не мог бы прийти на землю, не мог бы воплотиться. А чтобы быть Такой, Она несомненно должна была с самого детства совершеннейшим образом «исполнять волю Отца… Небесного». Она прекрасно знала, Кого Она родила и с этого момента тщательно «сохраняла все слова» и Своего Божественного Сына, и сказанные о Нем, – «слагая в Сердце Своем» (Лк. 2:19). И мы чтим Ее не просто потому, что Ей «посчастливилось» родить такого Сына, но чтим Ее, во-первых, как Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, а уже вследствие этого – как Богородицу. Рождение Бога стало печатью Ее величайшей праведности.

Но люди тогда еще не знали этого. Они чудесам Иисуса удивлялись: дескать, вот и Матерь Его среди нас, – откуда же это у Него?.. Для людей Она пока еще была просто матерью по плоти, которой по закону Он должен был воздавать почитание. Но Господь-то пришел установить между людьми высшее духовное родство. Он пришел всех усыновить Небесному Отцу и восстановить между людьми совершенную полноту взаимоотношений. Ведь иное – отношение к матери, иное – к брату, иное – к сестре. А у Адама кроме Евы и у Евы кроме Адама не было никого. Они были всем друг для друга. Так и Христос, «указав рукою Своею» на тех, кто собрался вокруг Него, обещал, что, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». То есть в отношениях людей во Христе должны быть в высшей степени и равенство, и чистота, и почтительность… И что если бы, уча этому, Иисус вдруг оставил тех, кто все оставил ради Него, и – пошел бы к Своей Матери по плоти, Которая вдруг захотела с Ним поговорить?! Чего бы стоило Его учение?

Но почему же Она поступила столь, казалось бы, эгоистично, почему Она вдруг при всех решила заявить особые права на Своего Сына? Пытаясь объяснить те или иные поступки Божией Матери, мы должны исходить из того, что Она – Пречистая и Преблагославенная. Вспомним, как незадолго до этого поступил другой величайший человек: вспомним, как Иоанн Креститель, всю жизнь положивший за Христа, ради пользы учеников притворился сомневающимся и послал их как бы от себя спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Он хотел, чтобы ученики сами услышали, увидели и уверовали, и он не боялся умаления своей славы. И несомненно, что Божия Матерь поступила подобным образом. Несомненно, что Ей не надо было ничего, кроме славы Своего Божественного Сына. Несомненно, что Своей просьбой Она хотела еще раз дать повод всем услышать о том, что самое главное в жизни, что объединяет людей и усыновляет их Небесному Отцу. Несомненно, слыша ответ Спасителя, Она радовалась и Своему внешнему уничижению, и Его верности Себе, и тому, что ученики, видя такой пример, еще тверже укрепятся на избранном пути.

Наверх