О не осуждении ближних

О не осуждении ближних

Обычным для Господа Спасителя словом исцеленным больным и прощенным грешникам и грешницам было слово: «Иди и впредь не согрешай!».

Однажды фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии. Это была, по мысли толкователей Писания, замужняя женщина, захваченная на месте греха. Какой стыд переживала она в толпе обвинителей, горя от позора и слез, стоя с распущенными волосами. Господь ничего не сказал на вопрос обвинителей: «Можно ли таковых побивать камнями?» – Он низко лишь наклонился к земле и что-то перстом писал на песке. При назойливых требованиях дать ответ, Господь поднял голову, посмотрел на совопросников и коротко сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Как искра в порох упали эти слова на совесть фарисеев. Устыдившись, один за другим покинули они Господа. На месте остались Спаситель и грешница. Господь, восклонившись и видя, что обличители разошлись, говорит жене: «Где твои обвинители?.. Никто не осудил тебя?« Она говорит: «Никто, Господи!« – «И Я тебя не осуждаю, – заключил Спаситель, – иди и впредь не греши».

Замечательно, что Господь грех жены здесь осудил словами Своими, а личность не осудил, признал возможность ее возрождения. И мы никогда не должны в привычных разговорах осуждать личности друг друга. Мы никого не знаем в глубине его души, его борьбы, его изменений, покаяния или перемены его мыслей, чувств и всего настроения к лучшему. Поэтому при встречах толки о том, кто как живет, как себя ведет, мы должны удалить из своих бесед.

«Не судите, да не судимы будете», – сказал Господь. И апостол говорит: «Ты кто, судящий чужого раба. Перед своим Господом стоит он или падает. И... силен Бог восставить его».

Иуда и разбойник в четверг недели страданий Христовых были – один в апостольском чине, другой числился разбойником. В пяток этой же недели Иуда предал Господа и пошел во тьму ада, по причине отчаяния и самоубийства, а разбойник покаялся, умилился и наследовал рай.

Авва Дорофей наблюдал однажды, как двух маленьких девочек-сирот взяли на воспитание: одну – святая дева, а другую – блудница. И неужели, рассуждает он, Господь равно взыщет за грехи этих возросших отроковиц, когда воспитание их разное?

Будем ко всем милостивы, извиним недостатки ближних, оправдаем, покроем снисхождением, да и сами помилованы будем. Язык осуждения говорит о большом себялюбии осудителя и превозношении. Нельзя сказать, что кто-нибудь плох, прежде чем не возвысится в своем мнении над осужденным сам осудитель... Нам самим нужна безмерная Божия милость.

Грехов наших много и снискать прощение в них можно лишь через милость к окружающим. «Имже судом судите – судят вам», – предрек Господь.

Пусть же милосердие наше к ближним купит вышнее милосердие в нашей немощи на суде Христовом. Аминь.

Наверх