Четырнадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О кротости. 1960 г.

Четырнадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О кротости. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, всегда, когда мы совершаем молебное пение преподобному Сергию, то пред нашим взором встает величественный образ кроткого и смиренного угодника Божия, который благодаря своим подвижническим трудам достиг такой высоты и святости жизни, что пред его кротостью преклоняется всякое сердце человеческое, способное любить истину и стремящееся к нравственному совершенству. Из всех добродетелей, которыми был наделен от Бога преподобный Сергий, главными, кажется, были кротость и смирение. Этими своими душевными качествами он и нас привлекает к себе: верующие люди к нему стекаются, как к своему родному отцу, зная, что преподобный Сергий отличался необыкновенной кротостью и простотой в земной своей жизни, тем более теперь, когда он предстоит престолу Царя славы, где только одна радость и мир. Будучи по природе своей кротким и смиренным, преподобный Сергий эти свои природные дарования еще более усовершенствовал, глубоко храня заповедь Спасителя: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Постоянно помня эти слова Господни, он всею силою души своей стремился всегда хранить кроткое расположение духа и поэтому достиг недосягаемой и неподражаемой смиренной высоты своего духа.

Кротость — это незаменимая и необходимая христианская добродетель, которая должна бьггь присуща всякому христианскому сердцу, потому что христиане по этому признаку и должны отличать себя от других. «Кротость ваша да будет известна всем человекам », — говорит святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам (Флп. 4, 5). Кроме того, мы именуемся словесными овцами стада Христова, а овца, как знаете, отличается кротостью, незлобием и терпеливостью, поэтому и из нас только те могут себя считать принадлежащими к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а не имеющие Духа Христова, Его кротости и незлобия — те и не Его. Апостол Павел говорит: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Р им. 8, 9). На Страшном Суде только овцы будут стоять по правую сторону Судии, а бодливые козлища — по левую, и лишь только овцы будут введены в рай, а козлища отошлются в геенну. Из всего Священного Писания видно, что добродетель кротости поставляется в число первых добродетелей, а в заповедях блаженства она стоит на третьем месте в числе христианских добродетелей: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5).

Для своего взаимного назидания при свете Священного Писания и святоотеческих творений уясним для себя, что такое кротость и каковы ее свойства. «Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться», — так говорится о кротости в нашей символической книге (Святитель Филарет, митрополит Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть вторая. О третьей заповеди блаженства). А преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым» (Лествица. Слово 24, глава 2). Если гнев есть припоминание затаенной ненависти, соединенное с желанием сделать зло огорчившему, то негневливость есть ненасытное желание бесчестия, подобное беспредельному желанию похвал в тщеславных. Негневливость есть победа над естеством вследствие подвигов, трудов, одержимая нечувствительностью к оскорблениям, как говорит тот же преподобный Иоанн Лествичник (Лествица. Слово 8, глава 2). Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих. Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судии праведному. В многосложной земной человеческой жизни встречаются разные обстоятельства, которые требуют, не считаясь со своим личным спокойствием, всей душой встать на защиту правды и закона; и вот высокое достоинство кроткого человека в том и открывается, что он умеет превосходно защищать святую правду и честь без всякого раздражения и страстного волнения. Кроткий человек умеет искусно обличать нарушителей правды, не оскорбляя их, и когда они, движимые собственной злобой, осыпают его укоризнами, он великодушно это принимает и не отвечает тем же; ударяемый в одну ланиту, он всегда готов бывает по заповеди Христа подставить и другую. Нельзя думать, что кроткий человек лишен нежной чувствительности и маловосприимчив к внешним впечатлениям зла, что он от природы равнодушен к собственной чести. Напротив, никто так не чувствует всей гнусности зла, всей дерзости порока и горечи безвинных оскорблений, как души кроткие, сосредоточенные в самих себе, но дело в том, что кроткие силою доброй воли своей, своим дивным терпением укрощают праведный гнев свой, успокаивают невольное раздражение и всегда остаются в пределах самообладания, никогда не выходят из себя.

Добродетель кротости имеет в себе и смирение. В чем выражается смирение кротких людей? В их глубоком самоиспытании и самосознании своих недостатков. Они подвергают испытанию и разбору не одни только свои недостатки, но и совершенства, так что никогда не имеют полного самодовольства, не считают себя совершенными, но, подобно апостолу Христову, всегда стремятся к почести вышнего звания (Флп. 3,14), к высшему совершенству. За свое истинное смирение и стремление к высшему совершенству Господь подает им Свое благодатное просвещение, научает их Своим спасительным путям. «Научит кроткия путем Своим» (Пс. 24, 9), — возвещает святой Псалмопевец Давид. И Господь подает им мудрость свыше, которая, по слову Божию, чиста... мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3,17). Высочайший пример кротости являет нам Сам Господь, наш Иисус Христос, Который, будучи Творцом всего мира, с такою кротостью и терпением переносит все оскорбления, поругания, преследования, издевательства, биения, заплевания от Своего же создания — неблагодарного человека. И переносит Он все без ропота, со всецелой покорностью воле Божией. Он всегда поступал согласно со словами Своими: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 3, 30). Такую именно жизнь заповедал Иисус Христос и всем Своим последователям — как единственный путь в Царствие Небесное, открытое миру Его уничижением и кротостию. Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 3, 3, 5 ,1 0—11).

Но не всякая кротость есть блаженная кротость. Не делает блаженными кротких та кротость, которая состоит в природном мягкосердечии и тихости характера, ибо это есть дар природы, а не плод усилия человеческого духа, а потому и не добродетель, которая бы имела право на божественное благоволение. Не делает блаженными кротких и та кротость, которая состоит в некоем мрачном усыплении духа и сил и которая справедливо называется слабостью. Это род духовного расслабления, который имеет нужду в целебном духовном врачевании, как и телесное расслабление. Святая кротость, усвояющая себе блаженное наследие, — не дар природы, а плод веры и любви ко Господу Иисусу Христу, смиряющей гордость нашего ума и смягчающей жестокость нашего сердца. Истинная кротость рождается от глубокого сознания духовной нищеты и бедности, растет и усиливается укрощением буйных движений ветхого нашего человека, питается покаянным и молитвенным плачем и услаждается примером божественной кротости Господа Иисуса Христа. Поэтому при всей видимой и привлекательной скромности нет и не может быть там истинной кротости, где нет сознания грехов и душевных немощей, где нет чувства умиления и сокрушения и нет частых благоговейных воззрений на святую жизнь Спасителя нашего Иисуса Христа.

Обладая всем существом человека, кротость является в различных видах. Так, христианская кротость есть кротость ума, или вера в божественное откровение, когда человек с младенческой простотой принимает слово Божие и полагает его в основание своей внутренней и внешней жизни. Христианская кротость есть кротость сердца, то есть послушание, когда человек, отвергая собственную волю, со всей готовностью покоряется воле Божией и свято исполняет заповеди Небесного Отца; когда человек удерживает нечистые порывы своего гнева и ярости, сохраняет благое расположение ко врагам и обидчикам и прощает наносимые ему обиды. Христианская кротость есть кротость уст и языка, или смиренное молчание, когда человек, убегая празднословия и срамословия, противных любви христианской, хранит благоговейное и спасительное молчание. Христианская кротость есть кротость всех поступков и всего поведения, или братолюбие, когда человек во всех случаях и со всеми обращается скромно, дружелюбно и уважительно. Кроткий человек во всяком положении и состоянии сохраняет мир души своей и чувствует себя блаженным. А что может быть выше и дороже душевного спокойствия? Чего мы ищем в мире более всего, как не спокойствия? Напротив, никто так не злополучен, как не имеющий мира и спокойствия и находящийся непрестанно в смятении и страхе, ибо тогда ни богатство, ни слава, никакое земное благо не имеет цены, а при спокойном душевном состоянии и в низкой доле, и в бедности человек бывает доволен и счастлив. «Начало негневливости — молчание уст при смятении сердца; средина — молчание помыслов при кратком смятении души, а конец — незыблемая тишина при дыхании нечистых ветров», — говорит преподобный Иоанн Лествичник (Лествица. Слово 8, глава 4).

Поэтому нам, стремящимся к совершенству и угождению Господу, должно всемерно стараться поддерживать в себе дух кротости, подавляя всякое раздражение и гневливость. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух умиления и кротости, и ты сам спасешься и других спасешь». Дух кротости приобретается победой над своим растленным сердцем, и он нам нужен сейчас, как никогда. Мир вносится в общество, семейство только кроткими. У матери блаженного Августина муж был весьма вспыльчив и крутой нравом, но она жила с ним согласно и спокойно, так что подруги ее, часто ссорившиеся со своими мужьями, просили у нее совета, как бы смягчить их строптивый нрав. «Любезные подруги, — отвечала она, — вы сами виноваты, что терпите большие оскорбления от мужей: вы на каждое оскорбительное слово отвечаете досадой и взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только в душе молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. Его вспыльчивость проходит сама собою, и я всегда спокойна. Подражайте мне, любезные подруги, и будете так же спокойны».

Так важна кротость. Чтобы избежать гнева и раздражительности и стяжать дух кротости, нужно больше познавать свое сердце, самого себя, свои погрешности и не смотреть на чужие грехи; тогда мы узнаем, что большая часть раздоров происходит от нас самих, от нашего самолюбия, гордости, неосторожности и своенравия, и тогда мы научимся быть снисходительными к другим, прощать их слабости и недостатки и быть со всеми кроткими и терпеливыми. Надо уметь господствовать над своим сердцем в минуту оскорбления, подавлять в себе гнев и неудовольствие в самом начале и не тотчас отвечать и действовать, а давши себе немного успокоиться. «Остановим зло в первом его начале, — говорит святитель Василий Великий, — всеми мерами истребляя в душе гнев. Укорил кто тебя, а ты благословляй; бил — а ты терпи. Презирает и за ничто почитает он тебя, а ты приведи себе на память, что из земли ты составлен и в землю опять разрешишься. Когда тебя смущает искушение сказать укоризненное слово, то представь себе, что ты должен решить себе, приблизиться ли тебе к Богу через долготерпение или через гнев предаться на сторону противника. Дай время своим мыслям избрать благую часть. Но более всего должно искренней молитвой обращаться к Богу, чтобы Он дал дух кротости и терпения и Своею благодатию укрепил наше сердце в кротости и незлобии, потому что это дары Духа Святаго».

Дорогие братия и сестры, Господь призывает нас к счастью земному и небесному через жизнь в духе евангельской кротости. Кротких любят люди, их любит и Господь. «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2), — говорит Господь. Обращаясь взором к кроткому и любвеобильному преподобному Сергию, будем ему подражать по мере сил в этой добродетели и молить его, чтобы он нас вел таким путем, каким сам шел, и своим молитвенным предстательством испросил бы у Господа дух кротости, терпения и незлобия, каковые качества необходимы каждому из нас, чтобы прямым путем безвозвратно достигнуть обещанного успокоения и блаженной жизни со всеми угодившими Господу, чтобы нам на Страшном Суде стать по правую сторону и услышать вожделенный голос: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира » (Мф. 25, 34). Аминь.

Наверх