Пятница восьмой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О духовном общении между нами и Пресвятой Богородицей. 1960 г.

Пятница восьмой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О духовном общении между нами и Пресвятой Богородицей. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, история Церкви знает очень много примеров особого заступления и помощи Матери Божией для поддержки как целого народа или города, так и отдельных боголюбивых христиан. Покровительство Матери Божией особенно простиралось на судьбу Греческой церкви с ее столицей — Константинополем, на Святую Афонскую Гору с ее насельниками — святыми иноками и на нашу Русскую землю, когда наши предки отличались благочестием и набожностью и твердой и глубокой верой. Об этих примерах сейчас говорить не стоит, но они весьма утешительны и драгоценны для всех и всегда. Покровительство Матери Божией научает нас живому и крепкому упованию на промысл Божий и на предстательство о нас Ее — Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас действиями и влияниями небесного промышления проходит вся жизнь наша, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, приемлет самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше небесное благословение и помощь.

Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является и в самых скорбях и бедствиях наших, которые нас научают терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в сверхъестественной помощи. Правда, все эти действия по началу своему суть действия промысла Божия и исходят первоначально от Бога, Который, будучи единым всемогущим и преблагим Владыкой мира, всем управляет и для всех служит неиссякающим источником всяких благ душевных и телесных. Но, изливая на нас неизреченные дары милостей и щедрот, Господь действует чрез избранные для этого орудия благодати. Он прославил лики святых Своих, которые, будучи преисполнены благодати, обильно источают ее и всем просящим и молящимся. Но подобно тому как в мире видимом все звезды испускают один и тот же свет, но не в равной степени, так и в мире духовном все превознесенные и прославленные Богом святые могут подавать благодать Божию другим, но не в равной степени и мере. Матерь Божия как высшая всех святых, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов есть первая по Иисусе Христе, есть первая Ходатаица пред Богом и первая Подательница благодатных даров всем ищущим их. «Никтоже притекаяй к Тебе, Богородице, тощ отходит, но приемлет дарование полезных прошений», — так верует и учит Святая Церковь.

Но, чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякающий источник всех благ духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными находиться под покровительством Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать внутреннее общение наше с Нею. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятой Богородицей, чем сильнее внутренняя связь наша с Нею, тем больше и чаще мы будем пользоваться всемощным Ее покровительством и получать от Нее великие милости. Какие же, спрашивается, нужно употреблять меры к тому, чтобы сохранять и усиливать это духовное общение с Царицей Небесной? Те же самые, которые помогают сближению людей между собой и укрепляют дружеские между ними отношения.

В обыкновенном житейском быту сближают людей прежде всего частые свидания, живые речи, обмен мыслями и чувствами. То же самое требуется и для сохранения и развития нашей внутренней связи с Царицей Небесной. Поэтому частые молитвенные обращения ко Пресвятой Богородице и благоговейное созерцание того величия, которым Она возвышается над всеми земными и небесными существами, — вот первое условие для того, чтобы сберечь и развить наше духовное общение с Нею. Нам известно, что многие святые подвижники постоянной молитвой к Пресвятой Богородице успевали поставлять себя в совершенно сыновние отношения, настолько близкие, что удостаивались видимого Ее посещения и явления, как это было, например, со святым Григорием Неокесарийским, преподобным Сергием, преподобным Серафимом.

Постараемся и мы, дорогие братия и сестры, как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами ко Пресвятой Богоматери. Если для нас, при наших житейских занятиях, невозможны продолжительные молитвы, какие совершали великие подвижники, то разумные и внимательные всегда возможны. Кто и что может помешать нам на утренней и вечерней молитве с усердием, любовью и благоговением прочитать Богоматери несколько молитв? Кто и что может помешать нам посещать церковные службы, особенно в праздничные и воскресные дни, чтобы там, отложивши все житейские заботы и попечения, устремляться с усердными молитвами ко Пресвятой Богородице? Постараемся усилить наши молитвы к Царице Небесной — как домашние, так и общественные. Да послужат нам в этом благим примером наши благочестивые предки, которые не только в годину бедствий, но и во всякое другое время любили обращаться с усердными молитвами ко Пресвятой Богородице и многократно получали от Нее даже чудесную, сверхъестественную помощь. Не допустит Она и нас до погибели, но всегда поможет и спасет нас, если мы чаще и усерднее будем прибегать к Ней с молитвами.

Однако в обыкновенной жизни частые свидания и живые речи составляют не единственную основу знакомства людей. Более всего сближают людей и закрепляют между ними дружбу единомыслие, общение в занятиях, трудах и удовольствиях, сходство характеров и взглядов на вещи. Поэтому другое важнейшее средство к поддержанию и укреплению желаемой нами связи и религиозного единения с Пресвятой Богородицей состоит в том, чтобы иметь одинаковые с Нею упражнения в добродетели и подражать Ее богоподобным качествам. Дивны и многочисленны эти качества. Нет добродетели, высочайшим образом которой не была бы Матерь Господа нашего. Все, что мы знаем о Ней из священных книг и предания церковного, все достойно нашего подражания. Хотим ли мы стяжать веру в Господа Бога и преданность Его святой воле, хотим ли научиться терпению, возжелаем ли христианского смирения или нравственной Чистоты и целомудрия, во всех этих случаях мы должны взирать на Пречистую Деву Марию и из Ее жизни заимствовать правила для своей жизни и своего поведения. Но самую общую и отличительную особенность земной жизни Пресвятой Богородицы составляет Ее непрерывное стремление к Богу, Ее постоянное отрешение от земли и восхождение к небу. Трехлетним младенцем Она введена была во храм для воспитания, и здесь, удаленная от всех соблазнов мира, Она упражнялась непрестанно в молитве, чтении слова Божия и богомыслии. С любовью и вниманием упражнялась в этих подвигах благочестия Пресвятая Дева Мария и достигла недосягаемой высоты, святости и нравственного совершенства, так что удостоилась сделаться Матерью Сына Божия. После крестных страданий, воскресения и вознесения на небо Своего Божественного Сына Пречистая Богоматерь более всего желала скорее переселиться от земли на небо, чтобы там навеки соединиться со Своим Божественным Сыном. Вот поэтому, дорогие братия и сестры, следует нам хотя бы несколько занять для себя у Матери Божией этой отрешенности от земли, этого устремления к небесному отечеству, этого молитвенного богомыслия и искренней любви к Господу Иисусу Христу. С прискорбием мы должны сказать и сознаться, что в наше время стало слабеть христианское благочестие и стало увеличиваться равнодушие ко всему, к чему приглашает и чему учит Иисус Христос в Своем Евангелии. Постоянная суета, заботы и хлопоты о нуждах, удобствах и удовольствиях земной жизни поглощают все наше внимание, как будто век нам жить на земле. Это гибельное направление.

Будем же, дорогие братия и сестры, чаще взирать на светлый лик Царицы Небесной и чаще приводить на память Ее святую жизнь. Постараемся всегда подражать богоподобным качествам Ее души. Да послужат нам и в этом благим примером наши благочестивые предки, отличавшиеся искренним христианским благочестием и любовью к святой православной вере. Если мы, подобно им, будем искренне и всеми силами стремиться к благочестию и святости, то Пресвятая Богородица возьмет нас с любовью под Свое покровительство и во всем добром окажет нам Свое содействие и помощь.

16 (29) июля 1960 год.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх